kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Формирование культуры общения через уроки самопознания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет не только техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей  младшего школьного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты[5].

        Воспитание культуры общения у детей  младшего  школьного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом[4]

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование культуры общения через уроки самопознания". »


Формирование культуры общения через уроки самопознания.


Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет не только техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты[5].

Воспитание культуры общения у детей младшего школьного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом[4]

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Все это происходит на уроках самопознания[1].

Уроки самопознания в разделе «Учимся общению» ориентированы на раскрытие позитивных аспектов организации доброжелательного климата в детском коллективе, оптимистический прогноз поведения учащихся через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определение достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Необходимо терпеливо учить школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, формировать и развивать умение детей прощать, проявлять снисходительность, благородство, терпимость[2].

Важно, чтобы в процессе обучения ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях.

Различные формы практического включения детей в упражнения, игры, творчество, эксперимент, деятельность должны способствовать приобщению растущего человека к нормам воспитанности, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитию коммуникативных и социальных навыков, умений и опыта общения, необходимых для правильного поведения в обществе и личностного развития[2].

Учитель должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний. Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, то принимаешь ребенка таким, каков он есть. Не заставлять и не принуждать ребенка к выполнению упражнений, а стараться с помощью других «втянуть» его в занятия. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыться его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с Вами своими проблемами, а Вам – узнать и для себя по-новому открыть его.

Сердечно поздоровавшись с учениками и пригласив их в круг радости, учителю следует заметить, что общение человека с человеком начинается с приветствия, и поэтому важно поздороваться друг с другом тепло и доброжелательно. Для этого нужно знать вежливые слова. Чтобы вспомнить их, можно детей пригласить в «Круг вежливых слов».Тот, у кого в руках окажется красивый цветок, произносит вежливое слово, а все остальные радостно хлопают каждому слову. Дети по очереди произносят вежливые слова[3]. Можно предложить детям составить «Словарик вежливых слов». Задание выполняется группами в 4-5 человек, где каждый ребенок внесет лепту 2-3 словами. Слушая результаты работы класс, ребята смогут дополнить друг друга. Далее целесообразно выделить время на уроке, чтобы ребята записали в тетрадь те слова, которые запомнили.

На уроках самопознания мы учим детей выражать чувствах добрыми словами, формируем навыки вежливого обращения, воспитываем потребность в доброжелательном общении. На уроках самопознания в разделе «Учимся общению» (4 класс) дети учатся взаимопониманию. Понимание – начало согласия. В ходе беседы выделяются основные качества хорошего собеседника: быть внимательным, не перебивать говорящего, слушать его с интересом, быть искренним в общении, с уважением относиться к мнению собеседника. На уроках дети раскрывают для себя такие понятия, как «понимание», «слушать», «слышать». Приводят примеры из своей жизни, когда не удалось достичь взаимопонимания, пытаются найти причины этого. Основное внимание уделяется умению строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье. Учащиеся приходят к выводу, что взаимопонимание – важнейшее условие добрых отношений между людьми, важно чутко и внимательно относиться к людям. На уроках используются активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми[3]. Большую роль в данном направлении на уроках самопознания играет творческая деятельность детей. Инсценируя различные ситуации, дети учатся разрешать конфликты. Задание из этой рубрики содержит возможность для каждого выбрать воображаемого собеседника и на практике показать, как усвоен урок о вежливости - основе общения. Интерес задания для ребят состоит еще и в том, что они будут не просто придумывать, а и разыгрывать диалог, поэтому целесообразно разбить класс на пары.Например: ученик и мама, ученик и его друг, ученик и Дед Мороз.Обобщающим выводом по данной работе послужат «Добрые советы». Учитель может предложить прочитать их нескольким ученикам или прочитать сам. Важно, чтобы дети смогли повторить их и принять как жизненный ориентир. С этой целью учитель может пояснить, что выполнение этих простых правил делает общение с другим человеком приятным.Вежливость отличает воспитанного человека. Чтобы стать вежливым, нужноупотреблять в речи вежливые слова;не обижать других и не обижаться самому;помогать людям;не ссориться во время игр с друзьями.

Детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста, а также стихи, сказки, рассказы, пословицы направлены на понимание детьми окружающего мира и себя в этом мире, на развитие как когнитивной, так и личностно-смысловой сфер детей.В стихотворении Бахыта Искакова «Быть вежливым»в поэтической форме переданы основные выводы по данной теме, что помогает образному осмыслению изученных понятий.

Быть вежливым так просто!

Всего лишь - улыбнуться

И от души при встрече

Приветствовать людей.

Не хмуриться, не злиться,

Спешить всегда на помощь,

Забыть свои обиды...

И будет мир добрей!

Приглашая всех в круг «От сердца к сердцу», учитель дарит каждому табличку с пословицей о вежливости, зачитывает ее и предлагает повторить по памяти: «Добрые слова лучше мягкого пирога», «Грубое слово в досаду вводит», «Улыбка - дорога к сердцу», «Добрым словом день встречай», «Кроткое слово гнев побеждает», «Вежливость всякому к лицу», «Умей сказать, умей и смолчать», «Уважай старших, помогай младшим».

Предполагается, что знания о приемах, средствах и методах вежливого общения, полученные на уроках данного раздела, дадут детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитывать в них добрые и искренние чувства к близким людям, одноклассникам, знакомым. Они научат детей понимать эмоциональное состояние собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь

Литература:

1. Назарбаева Сара Алпыскызы. Путь к себе. – Алматы: Атамура, 2000.

2. Самопознание: программа 1- 11.Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010.

3. Самопознание: методическое пособие для учителя (4 класс). – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010. - 39 с.

4. Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в нач. школе», М, 2007

5. Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Школьное воспитание. - 2000. - №12. - с. 91-93.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Статья на тему "Формирование культуры общения через уроки самопознания".

Автор: Дюзбаева Елена Токтарбековна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-lichnosti-shkol-nika-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263544"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569092"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Актуализация и развитие творческого потенциала детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
    ["seo_title"] => string(80) "aktualizatsiia_i_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detei_s_ovz_kak_uslovie_ikh_u"
    ["file_id"] => string(6) "519026"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567534391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства