Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива»
Тип урока. ОНЗ
Подготовила: учитель начальных классов Прохорова С.В. г. Москва
Тема урока:
Задачи урока: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Планируемые результаты: уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; научиться выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.
Оборудование: карта РФ, лоскуты тканей изо льна, льняные нитки, семена льна, сантехнический лен, льняное масло, карточки с этапами обработки льна, материал для куклы Льняницы.
Предварительная работа: выставка изделий изо льна, принесенных детьми из дома.
ХОД УРОКА.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) определить содержательные рамки урока: поиск закономерностей.
-Объясните смысл пословицы.
Если есть труд - значит, будет и успех.
-Готовы трудиться? Вперёд к успеху!
2. Актуализация знаний.
-Прочитайте слова и соотнесите с предметами.
ВЕРЕТЕНО
ПРЯЛКА
- Кто использовал все эти предметы? (Женщины) - это слово нам пригодится для определения темы сегодняшнего урока.
- Это современные предметы? (Старинные) – это еще одно слово темы нашего урока.
- А вы знаете, что осенью у людей было много забот, давайте вспомним, при каких совместных работах люди трудились, пели песни и играли? (Капустные вечера, когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму и чтобы скоротать эту работу, они дружно это делали с песнями).
- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Наверное, мы будем говорить о ещё какой - то работе)
3. Определение темы урока.
-Назовите тему сегодняшнего урока
- А сейчас мы мысленно отправимся в прошлое в город Кострому (показ города на карте РФ).
- Поедем мы на машине времени, все вы получили билеты, билеты не простые, а сотканные на ткацком станке (кусочки льняной ткани серого и белого цвета). Закройте глаза и положите голову на руки, сложенные на парте. Готовы? Тогда в путь!
Дети закрывают глаза, звучит музыка, входят мальчик и девочка в народных костюмах.
- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что вы делаете?
- А прядиво, миленький, мнём
- Ну, мните, мните...
- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что делаете?
-А прядем, миленький,
- Ну, прядите на здоровье
- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что вы делаете?
- А,миленький, мы от красна ткём
- Ну, помогай Вам Бог
- Здорово, Кострома! - Здоровенько! -Какое у тебя красивое платье! - А вы знаете, что это платье выросло в нашем поле из маленького зернышка?
4.Задание на пробное действие.
- У вас на партах лежат семена, рассмотрите их.
- Кто знает, это семена какого растения?
- Ответить на этот вопрос вам поможет ребус.
, ,,
-Задание на пробное действие:
5. Выявление места и причины затруднения.
1 в. - Мы не знаем, как из льняного зернышка получилось платье.
-Какую поставите перед собой цель?
- Узнать, как из льняного зернышка получилось платье.
2в. – (Если дети знают, попросить предъявить эталон).
- Цель: построить эталон «Как из льняного зернышка получилось платье».
6 .Построение проекта выхода из затруднения.
- Если мы чего-то не знаем, что будем делать?
- Подумаем и сами найдем способ.
7. Реализация построенного проекта.
– Работать вы будете по группам.
1 группа: на листочке картинки с этапами эталона в правильном порядке без названий. (Приложение 1)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2 группа: перепутанные картинки с этапами эталона с названиями, частично пронумерованные. (Приложение 2)
3 группа: картинки + надписи + нумерация (Приложение 3)
Задание: построить эталон «Как из льняного зернышка получилось платье». (В каждой группе конверт с вырезанными картинками их нужно наклеить в правильном порядке на лист)
По окончании работы в группах - фиксация на доске преодоленного затруднения.
Физкультминутка (под песню «Кострома»)
8. Первичное закрепление.
Дети в костюмах рассказывают по презентации:
(Слайд) Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.
(Слайд) Цветёт лен очень красиво. О нём сложено много загадок.
(Слайд) Вот некоторые из них:
Свет цветочек: в сыру землю зашел, синю шапку нашел.
Паренек синеглаз, нам рубашки припас.
(Слайд) Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Убирали лен вручную. Его дёргали прямо с корнями. «Лен любит поклон» - есть такая пословица. Это тяжёлая работа. Но не потрудишься – одежды не будет.
(Слайд) Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням. Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна. Или вымачивали по-другому: лен расстилали на поле.
А дальше путь к платью, как в сказке, лежит через огонь и воду. Поливает лен дожди, обжигает солнце, опускаются на него росы и снова солнце сушит. Долго лежит лен в поле пока не начнет в руках трещать.
(Слайд)
Затем лён сушили на специальных полках
(Слайд) Затем мяли, чтобы сделать его мягче.
(Слайд) Потом лён трепали, отделяя от древесной части стебля.
(Слайд)
Следующий этап это – ОЧЁСЫВАНИЕ
Чесали лен специальными щётками.
Так получалась
Куде́ль — короткое путаное волокно.
(Слайд)
Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели пряжу – это нити!
(Слайд) А уж из нитей на таком ткацком станке ткали льняное полотно.
Когда сходил снег, раскладывали сотканные холсты на солнце – для отбеливания.
Лишь после этого можно было изо льна шить одежду.
(Слайд) Такая получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)
Из тонкой ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов.
(Слайд)
- Вот так из зернышек вырастает лен – ленок голубой цветок. Вырастает, весь мир одевает!
- У вас на партах лежат образцы льна разных этапов обработки. Давайте его рассмотрим: 1. Лен мятый, 2. Лен трёпаный, 3. Лён чёсаный, 4. Льняная нить. 5. Что должно быть в 5 ячейке? (ткань). – У вас есть образцы ткани? (да, это наши билетики).
Физкультминутка.
- Попробуем поработать как женщины в старину.
Посеяли в землю семена.
Лен вырос и зацвел.
Его убрали с поля.
Вымочили и высушили.
Лён мяли, трепали, расчёсывали.
Пряли нити, ткали ткани.
-Трудна ли была работа? Как могли женщины сделать работу быстрее? (дружно, сообща)
Вывод стр. 77 (Ученик читает)
Издавна каждый народ знал: трудное дело надо делать сообща, дружно, с уважением и любовью друг к другу. Надо только правильно распределять работу. Похвала, угощение, рукодельный подарок, добрая песня тоже большая помощь.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- В тетради на с 47 выполнить задание №3
- Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна. Впишите номера их названий в кружочки.
- Какое незнакомое орудие труда вы увидели? Как вы думаете, для чего оно служило? (Ступа с пестом, в ней толкли из семян масло).
11. Практическая работа в группах: изготовление куклы – льняницы.
- Чтобы порадовать себя, делали мастерицы их очёсков льна, остатков пряжи, кусочков ткани особых куколок Льняниц. Куклу делали в честь Святой Параскевы, покровительницы женских ремесел и родников. И только Льнянице доверяли свои инструменты для шитья: иголки, булавки, наперстки да ножницы. Мы тоже сейчас попробуем сделать такую куклу – помощницу.
У вас в наборе для творчества 3 кусочка ткани, выберите для куклы льняную.
11.Рефлексия учебной деятельности.
-Если вам понравился наш урок - путешествие и вы поняли, как из зернышка можно получить платье, то поднимите беленый кусочек ткани.
- Если вам что – то было непонятно во время урока и сейчас остались вопросы по новой теме, то поднимите серый кусочек ткани.
Домашнее задание: сравнить, как обрабатывали лен русские, карельские женщины и женщины народов коми.
Приложение 1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.