Просмотр содержимого документа
«Старинная женская работа.»
Тема : Старинная женская работа.
Цели:
Образовательная :
- познакомить с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.
Развивающая :
Познавательные УУД:
- формировать умение анализировать , делать выводы.
Регулятивные УУД :
-выполнять учебное задание в соответствии с целью
Коммуникативные :
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
Воспитательная:
Личностные УУД:
- воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II.Актуализация знаний.
1)Объясните смысл пословицы.
Если есть труд- значит , будет и успех.
-Готовы трудиться? Вперёд к успеху!
2) Ребята, какое сейчас время года?
- Докажите, что сейчас осень.
- А какие вы знаете осенние праздники? А православные праздники, которые народ празднует в это время года?
- А вы знаете , что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных работах люди трудятся и поют песни и играют? (Капусные вечера , когда женщины собирались вместе и рубили капустуна зиму и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями)
III.Мотивация к теме урока
Как вы думаете почему я вас об этом спрашиваю?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Наверное мы будем говорить о ещё какой то работе )
- Ну, что ж запомните это предположение
- А сейчас послушайте загадку.
ЗАГАДКА
- В поле рос , скатерть принёс? (лён)
(СЛАЙД 1)
- А что такое лён? (это трава)
- Дети это не простая трава , а культурное растение.
(Слайд 2)
- До чего красив цветущий лён,всё поле в голубых цветочках .
IV. Проверка индивидуального задания
III Со общение темы, постановка целей.
Тема: Старинная женская работа.
Какие цели поставим ? - познакомить с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.
IV Самоопределение к деятельности
V Работа по теме
1) Рассмотрите внимательно предмет на парте. Что это?
- Семена, какого растения перед вами?
- Вам поможет ребус.
,АЛЁНКА,,
- Что же это? Что знаете про это растение?
- Женщины в старину благодаря этому зёрнышку могли делать удивительные вещи.
(Полотенце, салфетки, сарафан)
- Хотите узнать, как это им удавалось, садитесь удобнее.
- Мы отправляемся в музей.
2) Просмотр фильма « Лён-ленок»
-Что же узнали интересного? Как из семени получились вещи?
3. Первичное закрепление.
-Проверьте ,внимательно ли вы смотрели фильм.
Работа в парах
-Расположите последовательно все виды работ, которые совершали женщины при обработке льна.
(Конверты с деформированным текстом)
Посеяли в землю семена.
Лен вырос и зацвел.
Его убрали с поля.
Вымочили и высушили
Лён мяли, трепали, расчёсывали.
Пряли нити, ткали ткани.
-Расскажите ,как в старину женщины обрабатывали лён.
- Хотите сами изо льна сделать нить? Помните, потрите травинку.
( у каждого лён)
-У меня было больше льна , вот такая кудель получилась у меня. Демонстрация кудели и расчёсывание.
-Для чего это приспособление? (гребёнка)
Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.
Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Рассказ учителя
(Слайд 4)
Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.
(Слайд 5)
Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Они срезали его серпами – это название древнего орудия труда,это железное лезвие, прикреплённое к деревянной ручке
Серпом удобно срезать(жать) высокие стебли такие как лён , рожь, пшеницу.
Целые поля женщины с серпами сжинали весь урожай , а потомскладывали в небольшие скирды.
Трудно было ,но наши предки работы не боялись, да и сжать урожай это только часть дела.
(Слайд 6)
Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло.(Посмотрите образцы семян и масло льна)
(Слайд 7)
Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням.Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна
(Слайд 8)
Затем их сушили на специальных полках
(Слайд 9)
Потом лён трепалиотделяя от древесной части стебля .
(Слайд 10)
Затем мяли, чтобы сделать его мягче. Так получалась
Куде́ль — короткое путаное волокно. (На доску вывешивается слово)
(Слайд 11)
Следущий этап это – ОЧЕСЫВАНИЕ
Чесали лен специальными щётками. Всю эту сложную работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.
-Рассмотрите образцы оческов сантехнического льна, которые у вас лежат в коробочке на парте
(Слайд 12)
Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели, пряли пряжу – это нити !
-Рассмотрите образцы пряжу льна, которые у вас лежат в коробочке на парте
(Слайд 13)
А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи.
Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна автоматизировано и выполняют станки на ткацких фабриках.
(Слайд 14)
Такая поучалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)
Из тонкой ткани шили одежду , предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов
(Слайд 15)
На этом слайде мы видим готовые изделия домашнего обихода из льна
(Слайд 16)
На этом слайде мы старинные рубашки и современную женскую одежду.
Физминутка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Прочитайте рассказ «Копотиха» на с. 76 учебника.
- Сопоставьте трудовые операции по обработке льна у народа коми с рисунками на с. 74—75 учебника.
- Сравните труд русских женщин и женщин народа коми .
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Проверьте свои знания , отгадайте кроссворд.
-Работайте в паре, можно использовать учебник.
Заочная экскурсия в музей
(презентация)
А сейчас мы мысленно отправляемся в город Кострому, в музей льна и бересты. Город расположился на реке Волга, (показ города на карте РФ)
В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна.
Лён - росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое "северный шелк" и используемое для выработки тканей. Пройдем в зал льна.
V. Итог урока.
- Выполняя своё задание, слушая своих товарищей к какому выводу вы пришли?
(Что этой старинной работой занимались женщины разных народностей.
К какому празднику они заканчивали всю тяжёлую работу?
(заканчивали обрабатывать лен после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы, женщины садились за прялку.)
- Правильно, такая небольшая разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности
Как должны были трудится женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (дружно, сообща)
Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?
Как выглядит это растение? (тонкий стебель с голубыми цветочками )
А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном.
VII. Д/З.Принести фотографии с фрагментами праздников и рассказать об одном из них.
VII Рефлексия
«Солнце и тучка»
Солнце – мне всё удалось
Солнце и рядом тучка – мне не всё удалось
Солнце закрыла дождевая тучка – у меня ничего не получилось