Цель урока: 1. Познакомить детей с объектами Всемирного наследия Задачи: 1. Пробудить в них интерес к чтению познавательной литературы 2. Научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач 3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге. II. Проверка знаний и умений. Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей. Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55. Учащиеся читают самостоятельно. Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света: 1. Пирамиды в Гизе (Египет). 2. Висячие сады Семирамиды (Ирак). 3. Могила царя Мавсола (Турция). 4. Храм Артемиды Эфесской (Турция). 5. Статуя Зевса (Олимп, Греция). 6. Родосский колосс (Греция). 7. Фарос, маяк Александрийский (Египет). Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров. Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. – Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»? Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук. Учитель. Как называются эти две части? Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие». Учитель предлагает заполнить схему: Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой? Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук. Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны. IV. Работа по карте в учебнике. Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия). Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия. Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия. Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия. Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Быстро к озеру спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились! Здравствуй, чудо-озеро. V. Работа над новой темой урока. Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении? Ученики. Об озере Байкал. Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика. Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1642 метра. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни. Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль. Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда. Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма. Учитель читает текст: Помните! Что небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! И земля без зверей – не земля! Сохраните нас, друзья! Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Ученики. Исчезающие виды растений и животных. Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны? Ученики. В Красную книгу России. Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты. Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги. Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения. Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника. Ученики читают статью. Ученики (отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая. VI. Закрепление изученного материала. Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие? Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие. Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке. Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему. Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу. Ученики называют виды животных. VII. Итоги урока. Выставление оценок. Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника. Домашнее задание. С. 54–62. Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2. |