Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки: глухие и звонкие»
Предмет обучение грамоте Класс 1 класс
Автор учебника Бетенькова Н.М.
Тема урока: Согласные звуки: глухие и звонкие.
Цели: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки,
развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся,
воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.
УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной форме;
распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая ударение;
слушать и понимать речь других.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства обучения: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.
Ход урока
1. Этап мотивации к учебной деятельности.
Прозвенел звонок сейчас.
Мы пришли в наш светлый класс,
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
И у ворот в эту сказочную страну нас ждут стражники:
На доске: Бб Зз Гг Жж Вв Дд Пп Сс Кк Шш Фф Тт
Какие это буквы? (Согласные).
Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие).
А на нижней? (Глухие).
Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)
Словарная работа.
1). – Вот мы и в гостях у королевы этой удивительной страны. А вот и её загадки:
Берега зелены, вода красная, рыбки чёрные. (Арбуз).
В самой чаще, самой-самой настоящей, там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь).
Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз).
Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный хвост. (Морковь).
2). – Выделите лишнее слово (отметить все варианты). (Медведь – одушевлённое).
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Разминка.
– Повторяйте за мной то, что я буду говорить, и решайте: сказано одно и то же слово или два разных. Одно – поднимайте одну левую руку, два разных – две: и левую, и правую.
бе´лки – белки´; стрелки´–стре´лки.
В каждой группе слов обсуждается их значение и то, чем передаётся различие, – ударение.
На доске четверо учащихся под контролем класса могут начертить слоговые схемы слов с обозначением ударных и безударных слогов.
Физкультминутка
3. Этап выявления места и причины затруднения
Грамматическая сказка.
Но что это за шум? Это спорят согласные:
Спор согласных.
В таких словах как мороз, арбуз нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, - говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.
Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на королевский ужин. Ух, сколько здесь разных предметов!
Я вам буду показывать предмет, а вы записываете его и к названному слову подбираете проверочное.
Чашка –
Ложка –
Кружка –
Сковородка –
Игра «Закрой ворота».
Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки про- пускаются, а другие – нет.
Ребята дают полную их характеристику: согласные, твёрдые или мягкие.
- На уроке предстоит открыть ещё один секрет согласных звуков, но для этого надо, как учёные, поставить опыт и понаблюдать.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
- Вообразите ситуацию, в которой бывал каждый: грипп, высокая температура, жар.
- Хором громко скажите: У меня жар.
- А потом то же самое произнесите тихим шёпотом.
- Что получилось? (У меня шар.) В чём же дело? Какая тайна здесь скрыта?
- Повторим опыт, но теперь добавьте ещё одно действие: приложить ладонь к горлу и последить, когда рука чувствует небольшое напряжение горла, а когда – нет.
- Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные, которые произносятся без голоса, – глухими.
- Назовите первый звук в слове жар и скажите, какой он?
- А затем назовите первый звук в слове шар и скажите, какой он.
5. Этап реализации построенного проекта
Полный звуковой анализ слов жар и шар.
- Сравнив схемы.
Класс убедится, что они одинаковые, хотя первые звуки разные.
- Ч т о об этих звуках схемы сообщают, а о чём они молчат. (Они не говорят о том, что один согласный звонкий, а другой глухой.) Как же это показать?
- Добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».
- На что он будет указывать?
- Чёрточка без «звоночка» – это обозначение глухого согласного звука.
Игра «Опиши звук».
- «Я задумала звук…», – и, ничего не называя, чертите сначала один, а потом другой вариант схемы: или дети говорят, что звук согласный, твёрдый, глухой или звонкий.
Физкультминутка
Маленькие шажки – раз, два, три. Лёгкие прыжки - раз, два, три. Вот и вся зарядка - раз, два, три. Мягкая посадка - раз, два, три.
Для распространения новых знаний на мягкие согласные надо рассмотреть условные значки в рамке около заголовка и попробовать догадаться, что обозначает правый ряд значков. Чтобы проверить, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки, поставьте уже знакомый опыт: сказать громко, а потом тихим шёпотом слово бил.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1. Шутка
- Послушайте, как герой С. Маршака «Человек рассеянный…» прочитал две строчки одного стихотворения (приводятся в испорченном виде строки И. Синицы):
На берёзе бочки,
Под берёзой почки.
Первоклассники восстанавливают текст и дают «заблудившимся» звукам характеристику.
После этого обратиться к букварю (с. 54) и с помощью читающих учеников узнать, что написано в заголовке, а потом найти рисунки почки и бочки и проверить, верно ли под ними обозначены первые звуки этих слов-названий.
- Что проверяет изображённый на картинке мальчик?
Повторите проведённый ранее опыт на словах бочка, почка.
2. Работа с рисунками букваря (с. 54).
Ребята выделяют из слов указанные звуки и соотносят их со схемами. Лучше рассматривать картинки парами – верхнюю и нижнюю; тогда Вы будете сразу наблюдать за парами согласных по глухости–звонкости.
- Обратите внимание на расположение рисунков и на то, что значки глухих и звонких согласных звуков не случайно даны друг под другом.
- Это подсказка того, что часто звуки образуют пары: глухой– звонкий.
- Назовите уже встречавшиеся пары таких звуков.
3. Выполнением заданий на слух. Игра «Превращение звуков».
Называйте звонкие и глухие согласные (твёрдые и мягкие), а учащиеся пусть хором, как эхо, повторяют их, а потом заменяют каждый звук парным, звонким или глухим.
Следите, чтобы мягкость или твёрдость согласного сохранялась.
- Кто такой питон? (разновидность змеи).
Чтение строк И. Синицы.
- Из-за каких интересных слов я их читаю?
- Нужно назвать и охарактеризовать звуки, которыми различаются слова.
В клетке у питона Стены из бетона.
4. Работа со словами горка – корка, коза – коса (с. 55).
- Какая коса имелась в виду?
- Для уточнения одного значения (инструмент) обратитесь к рисунку в букваре, а другого – предложите посмотреть на причёску кого-то из девочек.
7. Этап включения в систему знаний и повторения
Работа со второй подборке картинок (с. 55).
- куда попали?. (Видимо, в сад-огород, где перемешались деревья, кусты, цветы и овощи.)
- Надо узнать, что же в нём растёт.
- Всмотритесь в рисунки и назовите то, что окажется знакомым.
Послушайте предложение, которое я скажу, считайте количество названий растений и находите каждое на картинке.
Выросли рядом: берёза и пион, герань и кизил, горох и калина, бобы и помидор.
- В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами с указанием ударных и безударных слогов.
- Повторно произносите слова и вслушивайтесь в первые звуки.
- Внимательным откроется секрет, по которому в этом странном саду собраны растения.
- Итак, садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки – пары глухих и звонких согласных. Хором повторите эти пары.
- Мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки – к другой.
- Как вы думаете: растения, нарисованные на картинке, и называющие их слова – это одно и то же или нет?
- Что можно сделать с изображениями растений и что – со словами. (Одни можно рас- сматривать, раскрашивать, вырезать…, а другие – произносить, слушая в них звуки, записывать схемами или буквами…)
- А что можно делать с самими растениями? (Сажать, срывать, полоть, поливать, нюхать, есть…)
Назовите слова из физ. минутки, которые надо писать по правилам правописания звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными и в конце слова. (Запись с подбором проверочных слов).
Мы так понравились королеве, что она решила подарить ещё одно интересное задание, будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимаете сигнальные карточки с парными согласными:
Вот царь зверей могучий лев. А тут жираф с длиннющей шеей. Ушастый ёж, чем не хорош? Енот – красавец смотрит вниз. Там потянулась сладко рысь.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Определите, какой схеме (из имеющихся на с. 55) будет соответствовать предложение, которое Вы сейчас скажете.
- Какой же секрет согласных звуков был открыт на уроке?
Когда класс даст ответ, соотнесите и его со схемой в букваре.
Самооценка деятельности учащихся на уроке с помощью «светофора».