kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласные звуки: глухие и звонкие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет обучение грамоте  Класс 1 класс

Автор учебника Бетенькова Н.М.

Тема урока:      Согласные звуки: глухие и звонкие.

Цели: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки,

  • развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся,

воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки: глухие и звонкие»

Предмет обучение грамоте Класс 1 класс

Автор учебника Бетенькова Н.М.

Тема урока: Согласные звуки: глухие и звонкие.

Цели: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки,

  • развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся,

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.

УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • ориентироваться в учебнике;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая ударение;

  • слушать и понимать речь других.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Прозвенел звонок сейчас.

Мы пришли в наш светлый класс,

Все тихонько быстро встали,

        Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

       Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

И у ворот в эту сказочную страну нас ждут стражники:

На доске: Бб Зз Гг Жж Вв Дд Пп Сс Кк Шш Фф Тт

Какие это буквы? (Согласные).

Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие).

А на нижней? (Глухие).

Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)

Словарная работа.

1). – Вот мы и в гостях у королевы этой удивительной страны. А вот и её загадки:

  1. Берега зелены, вода красная, рыбки чёрные. (Арбуз).

  2. В самой чаще, самой-самой настоящей, там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь).

  3. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз).

  4. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный хвост. (Морковь).

2). – Выделите лишнее слово (отметить все варианты). (Медведь – одушевлённое).

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Разминка.

– Повторяйте за мной то, что я буду говорить, и решайте: сказано одно и то же слово или два разных. Одно – поднимайте одну левую руку, два разных – две: и левую, и правую.

бе´лки – белки´; стрелки´–стре´лки.

В каждой группе слов обсуждается их значение и то, чем передаётся различие, – ударение.

На доске четверо учащихся под контролем класса могут начертить слоговые схемы слов с обозначением ударных и безударных слогов.

Физкультминутка

3. Этап выявления места и причины затруднения

Грамматическая сказка.

Но что это за шум? Это спорят согласные:

Спор согласных.

В таких словах как мороз, арбуз нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, - говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.

Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на королевский ужин. Ух, сколько здесь разных предметов!

Я вам буду показывать предмет, а вы записываете его и к названному слову подбираете проверочное.

Чашка –

Ложка –

Кружка –

Сковородка –

Игра «Закрой ворота».

Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки про- пускаются, а другие – нет.

- Я попрошу «захлопывать ворота» перед гласными.

Например: [о, ы, т’, д’, д, а, с, з’, и, э, ш, у…].

- Какие звуки были «пропущены в ворота»?

Ребята дают полную их характеристику: согласные, твёрдые или мягкие.

- На уроке предстоит открыть ещё один секрет согласных звуков, но для этого надо, как учёные, поставить опыт и понаблюдать.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Вообразите ситуацию, в которой бывал каждый: грипп, высокая температура, жар.

- Хором громко скажите: У меня жар.

- А потом то же самое произнесите тихим шёпотом.

- Что получилось? (У меня шар.) В чём же дело? Какая тайна здесь скрыта?

- Повторим опыт, но теперь добавьте ещё одно действие: приложить ладонь к горлу и последить, когда рука чувствует небольшое напряжение горла, а когда – нет.

- Открою секрет: изменил звуки голос. «Включаем» голос – получаем один согласный звук, «выключаем» – получаем другой.

- Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные, которые произносятся без голоса, – глухими.

- Назовите первый звук в слове жар и скажите, какой он?

- А затем назовите первый звук в слове шар и скажите, какой он.

5. Этап реализации построенного проекта

Полный звуковой анализ слов жар и шар.

- Сравнив схемы.

Класс убедится, что они одинаковые, хотя первые звуки разные.

- Ч т о об этих звуках схемы сообщают, а о чём они молчат. (Они не говорят о том, что один согласный звонкий, а другой глухой.) Как же это показать?

- Добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».

- На что он будет указывать?

- Чёрточка без «звоночка» – это обозначение глухого согласного звука.

Игра «Опиши звук».

- «Я задумала звук…», – и, ничего не называя, чертите сначала один, а потом другой вариант схемы: или дети говорят, что звук согласный, твёрдый, глухой или звонкий.

Физкультминутка

Маленькие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.

Для распространения новых знаний на мягкие согласные надо рассмотреть условные значки в рамке около заголовка и попробовать догадаться, что обозначает правый ряд значков. Чтобы проверить, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки, поставьте уже знакомый опыт: сказать громко, а потом тихим шёпотом слово бил.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Шутка

- Послушайте, как герой С. Маршака «Человек рассеянный…» прочитал две строчки одного стихотворения (приводятся в испорченном виде строки И. Синицы):

На берёзе бочки,

Под берёзой почки.

Первоклассники восстанавливают текст и дают «заблудившимся» звукам характеристику.

После этого обратиться к букварю (с. 54) и с помощью читающих учеников узнать, что написано в заголовке, а потом найти рисунки почки и бочки и проверить, верно ли под ними обозначены первые звуки этих слов-названий.

- Что проверяет изображённый на картинке мальчик?

Повторите проведённый ранее опыт на словах бочка, почка.

2. Работа с рисунками букваря (с. 54).

Ребята выделяют из слов указанные звуки и соотносят их со схемами. Лучше рассматривать картинки парами – верхнюю и нижнюю; тогда Вы будете сразу наблюдать за парами согласных по глухости–звонкости.

- Обратите внимание на расположение рисунков и на то, что значки глухих и звонких согласных звуков не случайно даны друг под другом.

- Это подсказка того, что часто звуки образуют пары: глухой– звонкий.

- Назовите уже встречавшиеся пары таких звуков.

3. Выполнением заданий на слух. Игра «Превращение звуков».

Называйте звонкие и глухие согласные (твёрдые и мягкие), а учащиеся пусть хором, как эхо, повторяют их, а потом заменяют каждый звук парным, звонким или глухим.

Следите, чтобы мягкость или твёрдость согласного сохранялась.

- Кто такой питон? (разновидность змеи).

Чтение строк И. Синицы.

- Из-за каких интересных слов я их читаю?

- Нужно назвать и охарактеризовать звуки, которыми различаются слова.

В клетке у питона Стены из бетона.

4. Работа со словами горка – корка, коза – коса (с. 55).

- Какая коса имелась в виду?

- Для уточнения одного значения (инструмент) обратитесь к рисунку в букваре, а другого – предложите посмотреть на причёску кого-то из девочек.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа со второй подборке картинок (с. 55).

- куда попали?. (Видимо, в сад-огород, где перемешались деревья, кусты, цветы и овощи.)

- Надо узнать, что же в нём растёт.

- Всмотритесь в рисунки и назовите то, что окажется знакомым.

Послушайте предложение, которое я скажу, считайте количество названий растений и находите каждое на картинке.

Выросли рядом: берёза и пион, герань и кизил, горох и калина, бобы и помидор.

- В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами с указанием ударных и безударных слогов.

- Повторно произносите слова и вслушивайтесь в первые звуки.

- Внимательным откроется секрет, по которому в этом странном саду собраны растения.

- Итак, садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки – пары глухих и звонких согласных. Хором повторите эти пары.

- Мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки – к другой.

- Как вы думаете: растения, нарисованные на картинке, и называющие их слова – это одно и то же или нет?

- Что можно сделать с изображениями растений и что – со словами. (Одни можно рас- сматривать, раскрашивать, вырезать…, а другие – произносить, слушая в них звуки, записывать схемами или буквами…)

- А что можно делать с самими растениями? (Сажать, срывать, полоть, поливать, нюхать, есть…)

Назовите слова из физ. минутки, которые надо писать по правилам правописания звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными и в конце слова. (Запись с подбором проверочных слов).

Мы так понравились королеве, что она решила подарить ещё одно интересное задание, будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимаете сигнальные карточки с парными согласными:

Вот царь зверей могучий лев.
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый ёж, чем не хорош?
Енот – красавец смотрит вниз.
Там потянулась сладко рысь.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Определите, какой схеме (из имеющихся на с. 55) будет соответствовать предложение, которое Вы сейчас скажете.

- Какой же секрет согласных звуков был открыт на уроке?

Когда класс даст ответ, соотнесите и его со схемой в букваре.

Самооценка деятельности учащихся на уроке с помощью «светофора».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Согласные звуки: глухие и звонкие

Автор: Комарова Екатерина Витальевна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок - сказка по русскому языку на тему: «Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-skazka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-soghlasnyie-zvuki-zvonkiie-i-ghlukhiie-tviordyie-i-miaghkiie"
    ["file_id"] => string(6) "191910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427383489"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по русскому языку по теме: "Звонкие и глухие согласные звуки". 1-й класс "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-zvonkiie-i-ghlukhiie-soghlasnyie-zvuki-1-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166017"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422894829"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок по русскому по теме - звонкие и глухие"
    ["seo_title"] => string(42) "urok_po_russkomu_po_teme_zvonkie_i_glukhie"
    ["file_id"] => string(6) "629407"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681240629"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока во 2 классе «Написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками». "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-vo-2-klassie-napisaniie-slov-s-parnymi-zvonkimi-i-ghlukhimi-soghlasnymi-zvukami"
    ["file_id"] => string(6) "241263"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445199018"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок по теме "Парные согласные звуки" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-po-tiemie-parnyie-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "168577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423246778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства