Коррекционно-развивающий урок по сказкотерапии в 4классе.
Тема: «Снежная королева»
(по сказке Г. X. Андерсена)
Цели:
1. Познакомить детей со сказкой.
2. Развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное.
3. Развивать умение ритмично дышать.
4. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.
5. Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением.
6. Способствовать стабилизации психических процессов и снижению эмоционального напряжения.
7. Развивать фантазию и творческое воображение.
Необходимые материалы: надушенная искусственная роза в плотно закрытой шкатулке, белый тюль или капрон (3,5 х 1 м); бе¬лый пуховый платок или тюль, капрон; иллюстрации цветов; платки, ленты, ткани разного цвета.
Вступление
— Говорят, «доброе сердце». А как еще можно сказать о сердце? Дети называют слова: большое, горячее, золотое, злое, равнодуш¬ное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т. д.
— Что значит «золотое»?- Оно из золота?
- Что значит ледяное?
-Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце? (Золушка, Кощей Бессмертный, старик, старуха).
Вхождение в сказку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Снежная королева» (по сказке Г. X. Андерсена)»
Коррекционно-развивающий урок по сказкотерапии в 4классе.
Тема: «Снежная королева»
(по сказке Г. X. Андерсена)
Цели:
Познакомить детей со сказкой.
Развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное.
Развивать умение ритмично дышать.
Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.
Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением.
Способствовать стабилизации психических процессов и снижению эмоционального напряжения.
Развивать фантазию и творческое воображение.
Необходимые материалы: надушенная искусственная роза в плотно закрытой шкатулке, белый тюль или капрон (3,5 х 1 м); белый пуховый платок или тюль, капрон; иллюстрации цветов; платки, ленты, ткани разного цвета.
Вступление
— Говорят, «доброе сердце». А как еще можно сказать о сердце? Дети называют слова: большое, горячее, золотое, злое, равнодушное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т. д.
— Что значит «золотое»?- Оно из золота?
- Что значит ледяное?
-Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце? (Золушка, Кощей Бессмертный, старик, старуха).
Вхождение в сказку
— Сегодня мы отправляемся в сказку Г. X. Андерсена «Снежная королева», а помогать нам в путешествии будет наше... сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.
А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце...
Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, про себя... Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.
Сказка
В большом городе жили двое бедных детей: Кай и Герда. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.
Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как прекрасны были эти летние дни и кусты благоухающих роз!
Упражнение 1.Аромат розы___________________
Дети тихо, спокойно, без напряжения, расслабив плечи, вдыхают аромат розы и мягко длительно выдыхают.
Внимание фиксируется не на запахе (он и так будет ощущаться), а на мышцах живота. Во время выдоха живот втягивается внутрь, а на вдохе слегка выпячивается.
- Движения живота должны быть не резкими, а мягкими и ритмичными.
Зимой это удовольствие кончалось. Дети сидели дома и слушали рассказы бабушки.
А у снежинок есть королева? — спрашивал мальчик.
Есть, — отвечала бабушка. — Часто летает она по городским улицам в полночь и заглядывает в окошки — тогда они покрываются ледяными узорами, словно цветами.
А Снежная королева не может ворваться сюда? — спросила как-то раз девочка.
Пусть только попробует! — сказал Кай. — Я посажу ее на теплую печку, она и растает.
Вечером Кай смотрел, как за окном порхают снежинки. Одна из них, очень крупная, вдруг начала расти. Росла-росла, пока наконец не превратилась в женщину.
Упражнение 2. Необычная снежинка____________
Дети танцуют под музыку, порхают как снежинки: легко и плавно.
В какой-то момент ведущий выключает музыку, и дети сразу же садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову.
Из этого положения «снежинки» по сигналу ведущего начинают медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, далее поднимается голова...
Дети наблюдают за ощущениями в себе. После того как все «снежинки» «выросли», ведущий включает музыку и танец продолжается.
Женщина эта, необычайно прекрасная, была всяизо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни ласки.
Она крикнула мальчику и поманила его рукой.
— Ай! — вскрикнул вдруг мальчик. — Больно! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Бедняжка Кай! Теперь его сердце стало превращаться в кусок льда. А глаза стали видеть во всем добром и прекрасном только злое и некрасивое.
— Фу, какие гадкие розы, — сказал Кай.
— У, какая ты некрасивая, Герда.
Упражнение 3. Снежная королева
Дети становятся полукругом и расслабляются.
«Королева» рассыпает «снежинки» (конфетти), и как только «снежинки» касаются детей, последние тут же превращаются из спокойных, расслабленных в грубых, резких, злых.
(Перед началом упражнения ведущий объясняет).
- В этой игре нельзя обижаться на грубости своих товарищей. Ведь никто не виноват, что Снежная королева превратила их добрые сердца в кусок льда.
- Попросите прощения у всех и самому простить своих товарищей. Все стоя расслабляются. Ведущий помогает детям снять напряжение и возбуждение, поглаживая их по спинам, рукам, плечам.
— Теперь вы снова становитесь мягкими, добрыми, а ваше сердце разогревается и наполняется радостью.
Однажды в зимний день, когда Кай катался на салазках, на площади вдруг появились большие белые сани. Кай быстро прицепил к ним свои салазки и покатил.
Снег вдруг повалил большими густыми хлопьями, так что ни зги не было видно, а сани помчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Это были сани самой Снежной королевы.
Упражнение 4. Сани Снежной королевы
Дети встают друг за другом, положив руки на плечи. На них набрасывают белый тюль. Ведущий берет за руку первого ребенка и тянет за собой, меняя темп и направление движения, преодолевая препятствия... Задача детей — удержаться в цепочке.
Дети садятся на пятки и расслабляются.
А что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Кого только не спрашивала девочка о брате, но никто не знал, куда он девался. Долго ждала его Герда, и вот однажды утром, когда было еще очень рано, Герда поцеловала спящую бабушку, надела башмачки и отправилась искать Кая.
Через некоторое время она оказалась возле маленького домика с прекрасным садом. Здесь жила добрая старушка, которая умела колдовать.
Герда так понравилась доброй колдунье, что та решила оставить ее у себя навсегда. Старушка стала расчесывать Герде волосы золотым гребешком, и чем дольше она их расчесывала, тем быстрее забывала Герда своего Кая.
Упражнение 5. Причесывание
Дети разбиваются на пары и по очереди очень нежно, мягко, с любовью гладят друг друга по голове.
- Вы должны расслабиться, довериться прикосновениям, «забыть» обо всем, слушая свои ощущения.
Потом старушка пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они все ушли глубоко-глубоко в землю. Старушка боялась, что Герда увидев ее розы, вспомнит о своих розах, а там и о Кае, да и убежит от нее.
Упражнение 6. Кусты роз.
- Все вы — «кусты роз». Вы стоите на одном месте, подняв вверх и в стороны руки, и пошевеливаете пальцами (ветерок колышет ветки).
Ведущий поочередно подходит к каждому ребенку и, нажимая на его плечи, вынуждает присесть (куст уходит под землю).
Ребенок слегка сопротивляется (тяжело входить в землю) и наблюдает за напряжениями в мышцах тела.
Сделав свое дело, старушка повела Герду в цветник. Как там было красиво! Тут цвели все цветы сразу — и весенние, и летние, и осенние! Герда прыгала от радости, играя среди цветов. Так прошло много дней...
Упражнение 7. Цветы
- Вы припоминаете разные цветы, при необходимости смотрят иллюстрации, затем «превращаетесь» в свой любимый цветок.
Для того чтобы превращение было более глубоким и интересным, детям предлагаются платки, шарфы, ленты, ткани разного цвета. Дети импровизируют, создавая зрительное сходство со своим цветком.
По знаку ведущего все «цветы» застывают, а ведущий, играя роль Герды, ходит по саду и любуется цветами (хвалит цветы, восхищается ими...).
Все «цветы» свободно танцуют.
Затем дети расслабляются, сидя на пятках. Ведущий проверяет расслабленность их рук и плеч легким потряхиванием.
Заключение
— На этом сказка не закончилась, но наше путешествие завершилось. Та чудесная сила, которую подарило вам ваше собственное сердце, истрачена. Для дальнейшего путешествия надо попросить сердце дать вам новую силу и энергию. Но это мы сделаем в другой раз, а сегодня пусть ваше сердце отдыхает: оно достаточно потрудилось. Еще раз, молча, поблагодарите его.
Итог:
- Какие упражнения мы выполняли на занятии?
-Какое упражнение из сказки вам понравилось больше других?
На память об этой сказке одна знакомая фея прислала для вас разноцветные сердечки. Вы можете выбрать любое.