Путешествие
по сказке Х.К. Андерсена
"Снежная королева"
Цель:
- учить учащихся аргументировать свою точку зрения, формировать позитивное мировоззрение;
- развить навыки грамотной речи, обогатить словарный запас, творческие способности;
- воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы.
Оборудование урока:
презентация, иллюстрации с изображением главных героев сказки, глобус, снежинки, рисунки детей, роза.
Форма обучения – групповая.
Тип урока: урок - игра
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Запись домашнего задания.
1 группа стр. 163 задание № 8
2 группа стр. 163 задание № 3
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
“Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.
Эпиграфом к уроку будут слова “Добро побеждает зло”:
Итак, друзья, начинаем наше путешествие.
II Мотивация учебной деятельности
? Куда же нам предстоит отправиться?
Но чтобы попасть в замок Снежной королевы, нам предстоит пройти трудный и долгий путь.
Вспомним, на каком острове находится дворец Снежной королевы?
( глобус, слайд, карта ) остров Шпицберген. Северный полюс. Лапландия.
Работа с текстом
- Нужно определить, кто лучше всех знаком с текстом.
Перед вами иллюстрации к сказке.
Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки.
(Работа с картой, слайд)
На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.
Группа № 1 Старушка - колдунья (слайд)
- Это препятствие или помощь? Герда рассказывает старушке свою историю.
- Что сделала старушка?
- Кого напоминает милая колдунья?
- Как смогла Герда вырваться из плена ?
Группа № 2 Ворон и Ворона ( слайд )
- Награда – птицы, которые ей помогают. Кай у принцессы.
- Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.
- Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе.
« О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!»
- Главное для Герды было то, что Кай живой!
Принц и Принцесса. ( слайд )
- Докажите, что это тоже своеобразное испытание
( Герда могла остаться и спокойно жить)
Любовь может преодолеть всё.
Физкультминутка для глаз ( слайд )
Группа № 3 Маленькая разбойница. ( слайд )
- Фрагмент (первая встреча) работа с текстом
- Фрагмент (последняя встреча) работа с текстом
- Почему изменилась маленькая разбойница? Проследить эволюцию изменения в её характере.
- Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.
- Герда плакала сначала от горя, потом от радости.
Значит, любовь способна изменить человека.
Преобразить его!
Группа № 4 Путь к чертогам снежной королевы. ( слайд )
- Что пришлось преодолеть девочке?
- Но Кай сидел всё такой же…..
Работа с геометрическим материалом. ( слайд)
Молодцы, ребята, теперь Герда попала во дворец и увидела Кая. Он собирал из льдинок слово, которое даст ему свободу.
? А что вам напоминают льдины? (геометрические фигуры)
? Какая фигура лишняя? (круг)
? Почему? (все остальные фигуры многоугольники).
? Как называлась игра, в которую играл Кай ?
« Ледяная игра разума»
- Давайте мы с вами попробуем сложить слово, что бы освободить Кая. ( Вечность)
? Что обещала Снежная королева Каю?
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
Игра ( пантомима ) ( слайд )
Ребята, а теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки.
А вы попробуйте определить, кому они принадлежат.
- Рукавички (Герда) ( слайд)
- Зеркало (тролль) ( слайд)
- Сушеная рыба (старуха лапландка) ( слайд)
- Снежинки (снежная королева). ( слайд)
Беседа
? Что было главным в дружбе Кая и Герды?
? Почему же Герда победила Снежную королеву?
Красота живого сердца победила красоту льда! ( слайд)
«Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека»
? Что в сказке является символом безграничной любви?
(Розы)
? Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём?
- ящики с розами
- розовые кусты в саду старушки-колдуньи
- роза на шляпе старушки
- псалом, где упоминаются розы (псалом – религиозное песнопение)
- лицо Герды сравнивается с розой, когда ею любуется старушка-колдунья
- щёки Кая зацвели розами, когда его спасла Герда.
Слово учителя
За всю свою жизнь сказочник написал много ярких, неповторимых сказок. Андерсен утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Его герои добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле.
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.
Рефлексия
Продолжить предложение. Сегодняшний урок научил меня ….
Спасибо за урок!