ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ и АВТОРСКОЕ НАЧАЛО в сказке Х.К. Андерсона «Снежная королева»
- Образ Снежной королевы неоднократно встречается в скандинавском фольклоре. Чаще всего ее именуют Ледяной Девой. Это жутковатая и прекрасная повелительница холода, вьюг и льдов. Ее поцелуй выхолаживает душу, и если не убивает человека, то делает его своим рабом. Особенно распространен сюжет, где Снежная королева уводит у молодой девушки жениха. Отец Андерсена в предсмертном бреду утверждал, что видел в ледяных узорах на окнах лицо Королевы, что она пришла за ним. Все это отразилось и в сказке. Правда, в ней участвуют дети, но недаром Андерсен делает упор, что Кай и Герда "не состоят в кровном родстве".
- В фольклорных сказках традиционными являются благополучные концы, как и в «Снежной королеве»
- Зеркало - этот образ встречается в мифологии и художественной литературе многих стран. Причем, прямое зеркало может отображать «двойника» человека – тёмную часть его личности. И даже то, что удалено во времени и пространстве, граница между потусторонними мирами. Зеркало это средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми. Кай из-за осколка видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. Он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира. Волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти Снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»).
- Образ тролля – персонаж европейских скандинавских сказок, наделён волшебной силой, которую использует не на благо людям, вредит, как правило.
- Образ ворона – символическая птица, не только пространства, но и привязанности к месту (В снежной королеве живет в замке и никуда особо не улетает), можно усмотреть в нём Животное-Проводника, ворон один из важнейших тотемных животных в северной мифологии. Он "свой" Герде и "свой" на этой территории. Интересно то, что Герда жалеет, что не понимает по-вороньи, как её бабушка. "- Нет, этому меня не учили!, - сказала Герда. - Бабушка - та понимает! Хорошо бы и мне уметь!- Как жалко!". Напрашивается мысль, что Герда продолжает магический, шаманский род. Иногда ворон – чаще ворона – интерпретировался как символ надежды, именно ворона помогает Герде попасть в замок, где возможно находится Кай.
- История заманивания человека в подземную или подводную стихию не нова в фольклорном творчестве и является одной из центральных тем кельтской мифологии. И хотя «Снежная королева» – самобытное произведение, влияние на него, скорее всего, было. Это и скандинавские мотивы, и немецкий романтизм, например, «Лесной царь» Гёте.
- Переправа Герды через Реку напоминает переправу через Реку в Иной Мир, тоже широко известную из мифологии. Во многих сказках река разделяет два мира, светлый и тёмный.
- На то, что Герда попадает именно в Иной Мир, указывают стражи, которые оказались "не живыми" а так же фраза "но нигде не было видно ни одной человеческой души". "Лодка не была привязана и от резкого толчка соскользнула в воду. Герда заметила это и решила поскорее выбраться на берег, но пока она пробиралась обратно на нос, лодка отплыла на сажень от берега и понеслась по течению. Герда очень испугалась и заплакала".
- Как и Баба Яга древняя старуха с клюкой встречает героя на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. "дряхлая-предряхлая старушка ... вошла в воду, подцепила своей клюкой лодку, подтянула ее к берегу и высадила Герду. "Герда спрашивает колдунью "не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что девочке горевать пока не о чем горевать" .
- Гребень, которым старушка причесывает Герду. И она начинает забывать Кая. И в «Спящей красавице» и просто сказки об острых предметах, воткнутых куда-либо – старинный магический приём.
- Олень у северных народов считается одним из главных магических животных (у саамов есть божество Мяндаш, полуолень-получеловек). Западно-саамская богиня Луот-хозик ("хозяйка оленей") тоже описывается как покрытая шерстью женщина. Интересно, что мать Маленькой разбойницы тоже "с длинной жесткой бородой и мохнатыми, нависшими бровями". Олень - это ездовое животное, на котором можно путешествовать по прострам Иных Миров. У саамов это обязательный спутник шамана в Мир Мёртвых. Север в представлениях многих, и не только шаманских, народов связывается со смертью. Олень становится ездовым животным Герды в путешествии за Каем.
- Лапландка описана скудно. Она жарит рыбу и пишет на рыбей коже. Это напоминает о лаппской богине Аккруве, женщине с рыбьим хвостом.
- Финка повеливает стихией ветра. Она ясновидящая: "- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе он никогда не будет человеком". Снова возникает вопрос о статусе Кая: унесённый Смертью, он не жив, не мёртв и не человек. Финка живёт в маленьком домике, где очень жарко, она полуголая. Всё это наводит на мысль о ритуальной парной, применяемой в шаманских традициях для очищения и видений. Финка говорит Оленю о великой гердиной Силе: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвeта! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».
- Как и в сказке о Спящей Красавице и во многих других сказках и преданиях, красавицу пробуждает поцелуй героя, так Герда пробуждает Кая к жизни слезами. Но и Герда не только плачет, она целует Кая. И мы видим его продолжение и дальше: "Он крепко прижался к Герде", "Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять порозовели; поцеловала в глаза — и они засияли, как у нее; поцеловала его руки и ноги — и он снова стал бодрым и здоровым."
- Мотив препятствия на пути героя и его преодоление, характерный для волшебной сказки.
- Башмачки – в дар реке тоже древний мотив. Умилостивительная жертва. Герда входит в Другой Мир босиком.
- Лица в узорах, отличительная черта кельтского искусства. То, как Кай видит Снежную королеву в окне.
АВТОРСКОЕ НАЧАЛО
- Сказка написана особым народным зачастую разговорным языком;
- Благодаря своей философичности огромному подтексту вошла в “большую” литературу, ею зачитываются не только дети, но и взрослые.
- Христианские мотивы (Кай и Герда поют псалмы, действие происходит на Рождество, “Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения”). Псалом (греч.- песнь) - название религиозных песнопений, из которых состоит Псалтырь (одна из книг Библии), написанный пророком царём Давидом. Но у Андерсена в сказке дети поют не давидовы псалмы, а псалмы, написанные Х. А. Брорсоном.
- Описание города (крыш, интерьеры)
- Розы символизируют связь Кая и Герды. Роза - символ христианской любви и вечной женственности, эмблема Богоматери.