Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
Данная разработка урока может быть полезна для педагогов коррекционно–развивающего обучения, реализующих АООП (вариант 1). Урок построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин»
Методическая разработка урока
по математике
Тема: Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении величин
Класс: 4
Учитель коррекционно - развивающего обучения:
Галыга Елена Анатольевна
Математика – один из наиболее трудных предметов в школе, особенно для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данная разработка урока может быть полезна для педагогов коррекционно–развивающего обучения, реализующих АООП (вариант 1). Урок построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Развитие, коррекция и формирование математических знаний и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) – одна из важных задач, которая должна решаться педагогами коррекционно – развивающего обучения комплексно, в соответствии с требованиями ФГОС. Работая над исправлением, корригированием различных нарушений мышления, формируя навыки счёта, педагог развивает познавательные способности обучающихся, совершенствует их психические функции. От того, насколько будут сформированы навыки счёта и мышления обучающихся с интеллектуальным нарушениями, зависит успешность усвоения ими учебного предмета.
Коррекционно – развивающая направленность в изучении и освоении математики обучающимися коррекционного класса предусматривает учёт таких факторов, как использование каждого метода и приёма обучения с целью развития индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; формирование умения самостоятельно оперировать полученной информацией.
Цель данного урока: Закрепление навыков счёта с числами, полученными при измерении величин.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- закрепить вычислительные навыки в пределах 100 с числами, полученными при измерении времени, длины, стоимости;
- корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- работать над развитием внимания, мышления, памяти, воображения, речи;
- воспитывать дружеские отношения в классном коллективе, добросовестное отношение к учебе.
Планируемые результаты урока:
1. Предметные: знать и понимать меры величин;
2.Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; сохранять интерес к учебному материалу; рефлексировать результаты своего труда.
Оборудование: проектор, компьютер, учебник Математика. 4 класс. Т. В. Алышева, И. М. Яковлева; доска, мел, тетрадь в клетку, учебник, ручка, простой карандаш, линейка.
Тип урока: закрепление.Основная дидактическая цель его - формирование определенных вычислительных умений,воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных условиях, осмысление, обобщение и систематизация знаний.
В соответствии с поставленной целью и содержанием материала урок построен по следующим этапам:
Организационный момент;
Минутка чистописания;
Графический диктант;
Устный счёт;
Подведение к теме урока;
Сообщение темы и целей урока;
Актуализация знаний;
Итог урока. Рефлексия. Оценки;
Домашнее задание.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме, строить урок в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости обучающихся в урок включены динамическая пауза (физминутка) и гимнастика для пальцев рук.
Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения.
Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на уроке уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Урок имеет практическую значимость, так как способствует всестороннему развитию личности ребёнка, а также развивает кругозор обучающихся коррекционного класса. В разработке определены организационные условия проведения урока с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Новизна урока в рамках реализации АООП НОО заключается в том, что он является составной частью цикла уроков по разделу математики «Меры величин», проведён в занимательной форме. Предлагается организация проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, учитывается уровень интеллектуального развития и возможностей обучающихся, применяются разнообразные формы контроля результатов работы.
-Какая сегодня дата? Какое была вчера дата ? Будет завтра?
-Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Будет завтра?
-Какой урок по счету?
-Как он называется?
-Чем мы занимаемся на математике?
-Зачем нам нужны эти знания?
Пальчиковая гимнастика
- Чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять! (СЛАЙД 2)
2. Минутка чистописания (СЛАЙД 3)
- Записываем дату, классная работа, прописываем числа (следим за осанкой и положением руки).
Графический диктант(СЛАЙД 4)
- Перед выполнением графического диктанта, давайте повторим направления чертежа (влево – вправо, вверх – вниз). Чертим под диктовку.
- Кто получился? (собачка). (СЛАЙД 5)
Задание: 1 уровень: начертить в зеркальном положении. Как будто две собачки встретились!
2 уровень: начертить так же и раскрасить.
- Покажите свои работы, у всех получилось? (СЛАЙДы 6-7)
2 уровень
1 уровень
4. Устный счёт (СЛАЙД 8)
- Прочитать числа на: 2 ч, 10 мин, 15 руб., 90 коп., 18 дм, 4 см, 6 мм и т.д.
Подведение к теме урока
- Что измеряют в часах, минутах? сантиметрах, дециметрах и миллиметрах? В рублях и копейках? В литрах? ( СЛАЙДы 9-10).
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (СЛАЙД 11).
Актуализация знаний
Работа с учебником: с.31 - № 41 Игра «Кто что решил?» (СЛАЙД 12), запись имён на доске) Прочитайте имена ребят (читают). Справа в рамочке 2 столбика с примерами (комментируют). Нам надо правильно найти и выбрать примеры, которые решили ребята. Девочки ищут примеры, которые решила Галя, а мальчики ищут примеры, которые решил Максим. Кто быстрее! (кто сделал первым показывает, потом проверяет остальных, для тех, кто не справился – пишем на доске, подчеркиваем разряды).
Геометрический материал:
- Что нам надо для того, чтобы начертить отрезок? (карандаш, линейка). Из данных на доске чисел:(18 дм, 4 см, 6 мм) – построить отрезки той длины, которые могут поместиться в тетради (4 см, 6 мм). Какой отрезок больше ( и почему)? (4 см=40 мм). Запишите, поставьте знак равенства. (4 см 6 мм)/Назовите свойство отрезка (есть начало и конец).
- Какими мерами измеряется длина?
- Какая самая маленькая мера длины? (мм)
-Давайте запишем их в тетрадь (1 ученик записывает на доске, остальные в тетради).
Физминутка (СЛАЙД 13)
Работа в парах. (по карточкам). - Перед вами карточки с зашифрованными словами в примерах и пронумерованный алфавит. Чтобы узнать, какое слово зашифровано в вашей карточке, нужно:
- решить примеры,
- числа ответов заменить буквами из алфавита (у каждой буквы свой порядковый номер). Какая пара отгадает быстрее!
I
13 мес. – 10 мес. = 3 мес. (В)
100 лет – 90 лет + 8 лет = 18 лет (Р)
16 ч – 10 ч = 6 ч (Е)
2 нед. + (16 нед. – 4 нед.) = 14 нед. (М)
12 мин + 21 мин = 33 мин (Я)
II
25 см – 20 см = 5 см (Д)
90 мм – 80 мм + 3 мм = 13 мм (Л)
100 м – (40 м + 50 м) = 10 м (И)
30 м – 10 м – 5 м = 15 м (Н)
21 дм – 20 дм = 1 дм (А)
III
4 кг +(50 кг – 40 кг) = 14 кг (М)
11 кг – 10 кг = 1 кг (А)
9 кг + (40 кг – 30 кг) = 19 кг (С)
10 кг + 19 кг – 10 кг = 19 кг (С)
27 кг – 26 кг = 1 кг (А)
Слово: ВРЕМЯ
Слово: ДЛИНА
Слово: МАССА
- Какие слова получились? (время, длина, масса)
- Каким обобщающим понятием можно назвать эти слова? (меры величин).
- Какими мерами измеряется время?
- Какими мерами измеряется длина?
- Какими мерами измеряется масса?
- Какие ещё меры величин нам известны? (объём, стоимость).
- Какими мерами измеряется объём?
- Какими мерами измеряется стоимость?
- Молодцы!
Работа с учебником:
Задача № 1 (стр. 31, № 39 – вместе, на доске, устно)
Было – 57 р.
Потратил – 15 р.
____________________
Осталось – ?
57 р. – 15 р. = 42 р.
Ответ: 42 рубля осталось.
Задача № 2 (стр. 31, № 39 – вместе, на доске, в тетради)
Было – 98 р.
Потратил – 45 р. и 32 р.
____________________
Осталось – ?
45 р. + 32 р. = 77 р. (потратил)
98 р. – 77 р. = 21 р.
Ответ: 21 рубль остался.
- С какой мерой величины работали, решая задачи? (стоимость)
- Какими мерами измеряется стоимость? (в рублях и копейках)
Итог урока. Рефлексия. Оценки (СЛАЙД 14)
- Чем занимались на уроке?
- Какое задание было самым трудным? Удалось ли нам с ним справиться?
- Давайте оценим нашу работу на уроке! (смайлики).
- Спасибо за дружную работу!
Оценки за урок:…
Домашнее задание
- Откройте учебники на стр. 31 – 32. Посмотрите на задания, которые вам предстоит выполнить: задача подобная решённой в классе - № 39 (3), решение примеров с числами, полученными при измерении - № 40 (б), чертёж двух отрезков - № 43(2).
- Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок математики. (СЛАЙД 15)