Мотивирование к учебной деятельности Цель: организовать самоопределение мотивации учащихся к учебной деятельности | - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. - Что у меня в руках? Счастье! Оно мое, маленькое, но очень искреннее и лучистое. Хотите кусочек? Давайте ладошки, я поделюсь. Нравится? А теперь поделитесь с другими – и у вас добавится много своего счастья! – Когда человек счастлив? Когда ученик счастлив? - Что поможет ученику почувствовать себя счастливым на уроке? - Каким вы хотите видеть наш урок? - Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? - А еще надо помнить, что мы одна дружная семья. Будем учиться вместе, сообща, оценивать свою работу и не будем бояться ошибок. - Помните, ведь сегодня никогда не повторится! | Приветствие учащихся. Организация своего рабочего места. Включение в деловой ритм урока. |
Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, подготовить мышление детей к последовательным шагам УУД | - Один мудрец сказал: «Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». Вы согласны с ним? - А вы все загадки русского языка открыли и отгадали? - Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка? - Готовы ли вы к новым открытиям? - Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну? (1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание) - Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше. - Но сначала давайте вспомним какое новое знание мы открыли на прошлом уроке?) - Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов? - Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? -Вы будете работать в парах. Достаньте из конвертиков слова и составьте предложение. 1 вариант – СОЛОВЬЕВ, ПЕНИЕ, СЕРЕЖА, СЛУШАЛ, СОЛОВЬЕВ 2 вариант – САША, СКВОРЕЧНИК, СКВОРЦОВ, ДЛЯ, СКВОРЦОВ, СДЕЛАЛ - Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием вы написали по-разному? - Кто справился с заданием без ошибок? Отметить в «Карте успеха». - Что вы сейчас повторили? - Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не знаете? - Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? | Отвечают на вопросы учителя. Обобщают известные сведения о слове и его значении. Узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова. Дети составляют предложения из слов на Имеют разное значение - Соловьев – фамилия, пишется с заглавной буквы, соловьев -название птицы , пишется с маленькой буквы Имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения. Спросим у взрослых, у учителя, посмотрим в толковый словарь и т.п.) Наверное, продолжим открывать тайны разных слов. |
Выполнение пробного действия. Фиксация затруднения в новом действии Выявление места и причины затруднения Цель: организовать анализ деятельности этой ситуации и подвести к выявлению места и причины затруднения. | - Пробуем выполнить задание - разделите слова кисть, рукав, тетрадь, дерево на 2 группы: слова, имеющие одно значение и слова, имеющие много значений. - Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? - Кто смог выполнить? Какие получили группы слов? - Можете ли вы объяснить, как делили слова на группы? - Среди ваших ответов нет (или есть) правильных ответов. - Отметить в «Карте успеха» результат работы. - Что вы не смогли сделать, выполняя пробное задание? - Какое задание вы должны были выполнить? - Почему вы не смогли выполнить это задание? - Какое понятие вы не знаете? - Что у вас на этом этапе возникло? - Как обозначим это в карте достижений? - Но вы поняли, чего не знаете? - Раз вы смогли установить причину затруднения, поставьте на этом этапе рядом со знаком «?» «+» | Делят слова на группы. Прогнозируют. Высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений убедительно представить свое суждение. Не смогли разделить слова на группы; не смогли обосновать свои ответы. Разделить слова на группы: с одним значением и многозначные. Не знаем понятие. Многозначные слова. Затруднение. Знаком «?» Поняли |
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта | - Значит, какую цель вы должны перед собой поставить? - Как можно сформулировать тему нашего урока? - Давайте вспомним, что мы повторяли? Какие знания о словах помогут нам открыть еще одну тайну русского языка? - Давайте составим план открытия нового знания. - Давайте вернемся к пробному действию. Какие слова вы должны были разделить на группы? - Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание. Напомните, какое новое знание вы должны открыть? - Какой первый шаг надо сделать? Что сделаете потом? - Сколько же значений у слов? - Сделайте вывод. - Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. - Вы открыли новое знание? Поставьте на карте успеха «+». | Узнать, какие слова называются многозначными. Слова с несколькими значениями», «Многозначные слова» Слова имеют значение; слова, которые произносятся одинаково, могут обозначать разные предметы, иметь разные значения. На доску помещается план: прочитать слово; уточнить его значение по толковому словарю; посмотреть, сколько значений слова есть в словаре; сделать вывод Называют слова Какие слова называются многозначными? Принимают и осознают условия работы. Многозначные слова кисть и рукав, потому что имеют несколько значений. |