Просмотр содержимого документа
«"Слог, ударение", - конспект урока русского языка.»
У р о к 4 Слог и ударение
Цели: совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов, развитие умений выделять ударение, делить слова на слоги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
З а п и с ь под диктовку предложения:
Крутой склон оврага зарос кустами черёмухи.
О б о з н а ч е н и е знакомых орфограмм в словах.
З а п и с ь в транскрипции слова овраг, устная характеристика каждого звука в слове.
III. Постановка проблемы.
– Запишите слова-отгадки в тетради.
1. И в пустыне знойной, и среди снегов
Сколько в слове гласных, столько и… (слогов).
2. Мальчишка-проказник по слову шагает,
И голосом гласные он выделяет.
В зáмок замóк легко превращает.
Имя мальчишки кто угадает? (ударение.)
3. Слово из греческого языка,
«Звук» в переводе обозначает.
Эта наука очень важна,
Мы на уроках её изучаем. (фонетика.)
IV. Открытие нового знания.
– Прочитайте, что вы записали. Слог, ударение, фонетика – это опорные слова урока. Определите по ним тему урока. Что мы будем повторять?
Учащиеся формулируют тему, она записывается на доске и в тетрадях.
– Что ещё изучает фонетика, кроме ударения и слога?
У с т н о: «Вопросы и задания для повторения», № 6 – 1, с. 9–10.
V. Первичное закрепление.
Упр. 11, с. 13: сначала выполняется коллективно по заданию, затем учащиеся выписывают слова русского языка, приведённые в качестве примеров, и запоминают их правильное произношение.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учащиеся списывают с доски слова и обозначают в них ударение. Затем учитель показывает правильный вариант. Победителем является тот, кто не допустил ошибок в постановке ударения.
С л о в а д л я с п и с ы в а н и я: начал, туфля, искра, красивее, петля, столяр, каталог, украинский, алфавит.
Физминутка.
VII. Повторение пройденного.
Упр. 10, с. 12–13.
Ученики читают слова группами и определяют особенности ударения в каждой группе:
– есть слова, которые одинаково пишутся, но от ударения зависит их произношение и лексическое значение;
– ударение в русском языке может падать на любой слог в слове;
– ударение может падать на любую часть слова: приставку, корень, суффикс, окончание;
– ударение в слове может менять место при изменении формы данного слова.
Затем упражнение выполняется по заданию.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали об ударении в русском языке?
– Вы поспорили с другом о постановке ударения в каком-либо слове. Кто вас может рассудить?