Просмотр содержимого документа
«“Слава вам, братья, славян просветители”»
Начальная школа. Конспект урока – игры по предмету «Окружающий мир»
Подготовила и провела: Иванкова Елена Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» г.Брянска
«Путешествие к планетам разноцветных звезд»
Цели
Образовательная: активизация интереса учащихся к космонавтике, расширение кругозора.
Развивающая: развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, культуры межличностного общения при работе в группах и между участниками разных групп.
Задачи:
в игровой форме проверить знания учащихся по изученным темам;
привить уважение к «космическим» профессиям;
создать условия для формирования навыков работы в команде.
Необходимое оборудование: 5 бэйджей с надписью «капитан», 5 бэйджей с надписью «космобиолог», 5 бэйджей с надписью «космозоолог», 5 – с надписью «исследователь», 5 – «бортинженер», 5 – «переводчик»; модели-фигуры разноцветных звезд: оранжевая, зелёная, синяя, жёлтая, голубая, розовая; 5 комплектов цветных карандашей; 10 листов для рисования; 10 листочков в линейку; 5 листочков с напечатанными словами: космос, планета, ось, глобус, экватор, меридиан, восток, компас, орбита, погода; песочные часы; 5 карточек с названиями животных: слон, крокодил, черепаха, обезьяна, заяц; символические призы (звездочки); таблица для записи набранных очков:
Название команды
Баллы
Итого
/В игре участвуют 5 команд по 6 человек.
Столы в классе расставлены так,
чтобы дети сидели по командам./
ХОД ИГРЫ
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня наши команды превращаются в экипажи. Мы отправляемся в путешествие к планетам разноцветных солнц. От вас нужно чёткое выполнение инструкций, внимание и правильное поведение. За нарушения будут сниматься баллы. Вот таблица, которая нам поможет определить победителя. Сюда будем вписывать заработанные баллы. Экипажи, к старту готовы?
Космонавты: - Готовы!
Учитель: - Необходимо дать названия вашим экипажам. 1 минута на обдумывание.
(1 мин на придумывание названия команды.)
Учитель: - Перед путешествием нам нужно распределить обязанности для членов экипажей: капитан, космобиолог, космозоолог, бортинженер, исследователь, переводчик.
(Распределяются роли для каждого члена экипажа, к пиджаку каждого прикрепляется
бэйдж. )
Учитель : - Вести наше путешествие будет Генеральный Капитан Космических дорог. Это я. Прошу любить и жаловать.
- Пристегнули ремни! На старт! Внимание! Марш!
Первая планета на нашем пути – Планета Оранжевой Звезды. Первый удар принимают капитаны – люди, от которых зависит судьба всего экипажа. Капитан - командир команды, ее глава. Самые умные, самые мудрые, кому доверяет весь экипаж. Сейчас капитанам необходимо вспомнить и записать как можно больше названий созвездий. Каждый правильный ответ – одно очко. Время – 3 минуты.
(Пока капитаны выполняют задание, все разминаются – выполняют физминутку. Вот одна из подходящих физминуток:
Крепко за руки беритесь. В круг теснее становитесь. На носки поднимись. Руки, как ракеты, ввысь. Раз, два, три, подтянись. Руки снова тянем ввысь. … А сейчас, друзья, приготовьтесь к посадке. Не беспокойтесь, все будет в порядке. Начинаем отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0. Посадка! Все прошло удачно и гладко. Здравствуй, родная Земля! Полет завершен. С возвращеньем, друзья!
Учитель: - Подводим первые итоги. (Заполнение таблицы по баллам.)
- Дальше наш путь лежит на Планету Зелёной Звезды. Здесь живут разумные растения. Приглашаются космобиологи – специалисты, которые думают о том, как жить космонавтам, животным и растениям на космических станциях и других планетах. Ваша задача – нарисовать жителей планеты – эти самые разумные растения. Время – 5 минут. Три балла для команды получит тот космобиолог, чей рисунок будет отвечать теме, один балл – за неудачную работу.
( Пока космобиологи выполняют задание, игра «Я – планетоход». Все участники встают в круг. Один – в центре. Руками он изображает антенну, ходит по кругу и с самым серьёзным видом произносит слова: «Я-планетоход…», стараясь рассмешить остальных. Тот, кто засмеётся, выходит из игры. Побеждают три самых серьёзных участника. Они приносят по одному дополнительному баллу своим командам.)
Учитель: - Подводим итоги! Распрелеляем баллы за выполнение задания космобиологами. Плюс баллы самых серьёзных.(Заполнение таблицы.)
- Отправляемся к Планете Синей Звезды. Здесь живут самые внимательные существа во Вселенной. Нужна помощь исследователей – людей, занимающихся научным исследованием чего-нибудь. Ваше задание – внимательно изучить слова, записанные на листочке. Их – десять. Кто вспомнит большее количество слов, заработает для команды большее количество баллов. (Сколько слов вспомните – столько баллов получите.) Задание для всех! Создать космическую тишину, пока исследователи запоминают слова! За нарушение тишины снимаются 3 балла. Время тишины – 1 минута. Нам помогут космические песочные часы. Итак, полная тишина…
В «космической» тишине исследователи запоминают слова :
Космос
Планета
Ось
Глобус
Экватор
Меридиан
Восток
Компас
Орбита
Погода
Учитель: - Пока ребята-исследователи записывают слова, которые запомнили, поиграем в игру «Летит, летит по небу шар…».
Суть игры в том, чтобы несколько раз проговорить данные слова, но каждый раз к одному слову нужно вводить жест, обозначающий это слово, и слово это не произносить.
Начинаем читать стихи полностью:
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит. Но знаем мы, до неба шар никак не долетит.
Шифруем и не произносим слово «шар». Только лишь его показываем руками сверху вниз по кругу. Получается: Летит, летит по небу … , по небу … летит. Но знаем мы, до неба … никак не долетит.
Далее шифруем и жестикулируем слово «летит». Руки в стороны, делаем махи, словно птицы. Получается: …, … по небу …, по небу … …. Но знаем мы, до неба … никак не до…
Шифруем слово «небо». Указательным пальцем указываем в небо. Получается: …, … по …. …., по … … …… Но знаем мы до …. …. никак не до…
Слово «мы» – указываем жестом на себя. Выполняем. Слово «знаем» – кивок головы, словно хотим сказать слово «да». Выполняем. Слово «никак» - крутим головой, словно хотим сказать «нет». Выполняем.
В итоге должны получиться стихи, исполненные «молчанкой», показываются лишь жесты.
Игра - 4 минуты.
Учитель: - Подводим итоги. Заполняем таблицу. Сколько верных слов – столько баллов.
- А теперь впереди – Планета Жёлтой Звезды. Здесь расположен самый знаменитый зоопарк во Вселенной. Теперь работа для космозоологов – специалистов, которые исследуют космических животных с других планет. Ваша задача – с помощью пантомимы изобразить инопланетное животное. Они очень похожи на наших животных, поэтому вам не составит особого труда передать с помощью мимики и жестов внешний вид и повадки животного. Космозоологи вытягивают по очереди листочек с названием животного и «изображают» его. Если член экипажа выполнил задание отлично, получает 5 баллов, средне – 3 балла, слабо – 1 балл.
(На карточках названия следующих животных: слон,заяц, черепаха, обезьяна, крокодил.)
Учитель: - Подводим итоги. Заполняем таблицу.
- Дальше по курсу - Планета Голубой Звезды. Здесь живут лучшие во Вселенной изобретатели. Задача наших бортинженеров – специалистов, обеспечивающих предполетную подготовку воздушного судна и отвечающих за управление установками на корабле – нарисовать корабль, на котором мы прибыли на эту планету. За четкий, хороший рисунок каждый бортинженер получит 3 балла, за не очень удачный – 1 балл.
- Пока ребята рисуют корабли, мы вспомним учебный материал и хором ответим на некоторые вопросы:
* Из чего состоят все предметы? (Из веществ.)
* В каком состоянии находится молоко в стакане?(В жидком.)
* Отгадайте вещество: твёрдое, но царапается ножом, хрупкое, прозрачное, не тонет в воде.(Лёд.)
*Перечислите стороны горизонта по ходу часовой стрелки, начиная с севера. (Север, восток, юг, запад.)
* Какие из перечисленных небесных тел излучают собственный свет: Земля, Луна, Солнце, Полярная звезда?(Солнце, Полярная звезда.)
* Как называются небесные тела, отражающие свет звёзд? (Планеты.)
* Самая близкая планета к Солнцу. (Меркурий.)
* Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
* Какую форму имеет Земля? (Форму шара.)
*Как называется самая длинная параллель на Земле? (Экватор.)
* Какую ось имеет Земля, воображаемую или настоящую? (Воображаемую.)
*За какое время Земля делает полный оборот вокруг Солнца? (За год - 365 дней)
* А вокруг своей оси? (За сутки - 24 часа.)
* Какой климатический пояс на Земле один? (Жаркий.)
* В какое время года день длиннее ночи? (Летом.)
* В какое время года в нашей местности сыплет снег? (Зимой.)
Учитель: - Подводим итоги конкурса бортинженеров. Заполняем таблицу.
- Внимание! Справа по борту - Планета Розовой Звезды. Подлетаем к ней. Приглашаются переводчики – специалисты, которые могут переложить информацию с одного языка на другой. Ваша задача – с помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно. Балл команде приносит тот, кто первым отгадает «показанное». Вот задания на этот тур (задание даётся каждому переводчику на ушко):
1. Вы хотите залезть на высокую гору.
2. Вы хотите купить трёх зайцев.
3. Вы хотите полить цветы.
4. Вы хотите поиграть в футбол.
5. Вы хотите пойти в цирк.
Учитель: - Заполняем таблицу. Подводить итоги будем на Земле. А пока возвращаемся, будем петь песни. Жители планет разноцветных звезд разговаривают на только им понятном языке. В их родном языке нет согласных звуков, только гласные. Давайте попробуем спеть наши любимые детские песни без согласных звуков.
От улыбки хмурый день светлей…(О УЫИ УЫ Э ЭЭ…)
Во поле берёза стояла… (О ОЭ ЭОА ОАА…)
Жили у бабуси…(ИИ У АУИ…)
Жил-был у бабушки серенький козлик… (ИИ У АУИ ЭЭИ ОИ..)
Я на солнышке лежу… (А А ОЫЭ ЭУ…)
- Итак, мы на Земле. Поздравляю всех с удачным приземлением!
Подведение итогов. Рефлексия. Награждение команд.
Сегодня мы с вами побывали в путешествии – на планетах разноцветных солнц. Каждый из вас выполнял собственное задание. От того, как вы его выполнили, зависело общее количество набранных баллов и место в рейтинге команд. Очень важно было не подвести команду. Вы сражались не только между командами, но и побеждали себя. Добыть заветный балл для всей команды – было вашей главной целью. Многие справились на отлично, некоторым удалось не все. Не расстраивайтесь, кому не удалось набрать максимум очков. Важно понять, что было не так и что вы могли бы изменить в следующий раз. У нас впереди еще много путешествий и новых открытий. Обсудите в команде, что у вас очень хорошо получилось и что вам не удалось. (1,5 минуты – обсуждение.) Сегодня вы были разными специалистами на ваших космических кораблях. Многие профессии из этих существуют, а многие только зарождаются с освоением космоса. Но все они важные, все требуют хорошей подготовки. Слаженная работа команды – отличный результат. Как когда-то успешная работа команды Советского Союза завершилась отправкой в космос первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича Гагарина, чье имя уже полвека знает весь мир. Гордимся страной и нашими космонавтами.
Подсчитываем количество набранных очков каждой командой. Это ваш сегодняшний успех. На память об этом уроке вы получите разноцветные звездочки. Сколько баллов – столько звездочек заработал экипаж. Награда вручается капитанам, а они распределяют их между участниками, себе не оставляют. (За справедливое распределение призов капитаны получают по три звезды за свою работу.)
Всем спасибо за удачное путешествие. Желаю всем успехов в учёбе и новых побед!