kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

День славянской письменности и культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

День славянской письменности и культуры.

     Учитель:  24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской  письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям, создавшим славянское письмо. Это Кирилл и Мефодий, которые получили сан святых во всех славянских странах. Именно они стали основоположниками славянской письменности. Благодаря им на Руси появились книги написанные на родном языке.  ( Показ учебника «Азбука» В. Г, Горецкого и др)  Что это за учебник? Чему она учит? Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? Послушайте стихотворение   Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

   В старину учились дети –

   Их учил церковный дьяк.

   Приходили на рассвете

   И твердили буквы так:

   А да Б как АЗ да БУКИ,

   В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

   И учитель для науки

   По субботам их порол.

   Вот таким пером писали

   Из гусиного крыла.

   Этот нож не без причины

   Назывался перочинным,

   Очиняли им перо,

   Если было не остро.

   Трудно грамота давалась

   Нашим предкам в старину,

   А девицам полагалось

   Не учиться ничему.

   Обучались лишь мальчишки.

   Дьяк с указкою в руке

   Нараспев читал им книжки

   На церковном языке.

          - Как обучались грамоте старину?

          -Всегда ли существовали буквы?

    - В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так  как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.   АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось  первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности. Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?  В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата —Кирилл  и Мефодий.

Сценка.

   Учитель: Все в школе казалось Кириллу  интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

   Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

  Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

   Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

   Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

   Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

   Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

   Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

  Учитель:  В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

   Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

    Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский  книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

  Ученики:  1. По широкой Руси -  нашей матушке

                    Колокольный звон разливается.

                    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

                    За труды свои прославляются.

   2. Вспоминают братьев славных Кирилла с Мефодием,

       В Белоруссии, в Македонии,      

       В Польше, Чехии и Словакии,

       Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

       В Украине, Хорватии, Сербии.  

                       3.Все народы, что пишут кириллицей,

                       Что зовутся  славянскими,

                       Славят подвиг первоучителей,

                       Христианских своих просветителей

Учитель: С 1 сентября вы добросовестно учились по Азбуке. Изучали буквы, звуки составляли слоги, слова. Теперь все вы умеете читать и писать, потому что вы очень хорошо трудились. Азбука познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, добрыми и воспитанными  учениками.

  Ученики:  1.  Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
                           А другие называют книгу Букварем?

           2. Книгу, что знакомит с буквой
              Букварем назвали встарь,
              В честь славянских "аз" и "буки"
              Назван Азбукой Букварь.

                      3. Мы в школе целый год отучились,
                          Мы много успели и много узнали.
                         Писать и читать мы уже научились.
                         И первые книги свои прочитали.

       4.  А верным помощником в этом нам стала
            Первая главная книжка.
            И первые буквы она показала
           Девчонкам своим и мальчишкам.

                    5.  Буквы потом сложились в слова,
                         Слова в предложенья и фразы.
                         Огромный и красочный мир тогда
                         Открылся, ребята, нам сразу.

       Учитель:  Все буквы живут в удивительном доме, который называется АЛФАВИТ. Некоторые буквы пришли к нам в гости. Возьмите каждый свою букву и познакомьте нас с ней.

       Учитель:  Молодцы. Какие интересные и красивые буквы у вас получились. Как много вы знаете про буквы и звуки, которые они обозначают. Как любой праздник не обходится без игр, так и наш тоже не исключение. И сейчас мы с вами  немного поиграем. И далее идет игровая программа, которая состоит из: 1.Старинные загадки. ( А теперь,   попробуйте   отгадать   старинные   народные   загадки   славянских народов.)

2. «В гостях у сказки" ( А хорошо ли вы знаете сказки?  Сейчас мы это проверим)

 3. Загадки.   

4.  Игра «Тир» (Вы были когда-нибудь в тире? А мы будем с вами  стрелять словами по  очереди.)

  5.«Весёлые стихи»

6. Игры со словами.

  Учитель: Молодцы! Вы с честью справились со всеми испытаниями. И, конечно, за свой труд заслужили дипломы об окончании «Азбуки».

         Ученики:    1. С тобою, «Азбука», я в первый раз

                       Пришел в свой первый светлый класс.

                       Я эту книгу полюбил,

                       Я в ней все буквы изучил,

                       И как мне радостно сказать:

                      «Умею я теперь читать!». 

        2.      Теперь мы знаем буквы, слоги,

                  Умеем говорить, считать

                  И постепенно, понемногу

                  Мы научились все читать.

           3.       Так восславим эти буквы!

                 Пусть они приходят к детям,

                 И пусть будет знаменит

                 Наш славянский алфавит

4.     Два брата, Кирилл и Мефодий, 
        Спасибо хотим вам сказать,
        За буквы, что очень нужны нам
        Чтоб научить нас читать

Учитель: Наш праздник подошел к концу. А сейчас ваши родители тоже хотят поздравить вас с вашей первой большой победой.

 Учитель:  Ребята, я еще раз хочу поздравить вас с праздником, который называется «День Славянской   письменности и культуры». Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и  Мефодий.  Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным  его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании  славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. И желаю, чтобы  побед у вас в вашей школьной жизни было как можно больше. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«День славянской письменности и культуры»

День славянской письменности и культуры.


Учитель: 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской

письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям, создавшим

славянское письмо. Это Кирилл и Мефодий, которые получили сан святых во всех

славянских странах. Именно они стали основоположниками славянской письменности

Благодаря им на Руси появились книги написанные на родном языке.

( Показ учебника «Азбука» В. Г, Горецкого и др)

- Что это за учебник?

-Чему учит эта книга?

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу,

сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и

писать? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской

«Как церковный грамотей в старину учил детей».

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

- Как обучались грамоте старину?

(Ответы детей)

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

- В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг,

потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих

простейших знаков латинские и греческие буквы.


Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все

особенности славянской речи.

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся

ответить на этот вопрос.


АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось

первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная

позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.


-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней

незнакомые вам буквы?

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили

два брата —Кирилл и Мефодий.


Сценка.

Учитель: Все в школе казалось Кириллу интересным и удивительным, и он то и

дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он

прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что

книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор

братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и

пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские,

и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать,

и не хуже, чем греки.


Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую

азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а

из них составил азбуку.


- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский

книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и

один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.





Ученики: 1. По широкой Руси -  нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.


2. Вспоминают братьев славных Кирилла с Мефодием,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.  

   

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Учитель: С 1 сентября вы добросовестно учились по Азбуке. Изучали

буквы, звуки составляли слоги, слова. Теперь все вы умеете читать и

писать, потому что вы очень хорошо трудились. Азбука познакомила вас

не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, добрыми и

воспитанными учениками.

Ученики: 1. Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?

2. Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой Букварь.

3. Мы в школе целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и читать мы уже научились.
И первые книги свои прочитали.

4. А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

5. Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

 


(Песня Азбука, азбука каждому нужна)


Учитель: Все буквы живут в удивительном доме, который называется АЛФАВИТ.

Некоторые буквы пришли к нам в гости. Возьмите каждый свою букву и

познакомьте нас с ней.

Учитель: Молодцы. Какие интересные и красивые буквы у вас получились. Как

много вы знаете про буквы и звуки, которые они обозначают.

Учитель: Как любой праздник не обходится без игр, так и наш тоже не исключение.

И сейчас мы с вами немного поиграем


Игровая программа.

  1. Старинные загадки.

– А теперь, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских

народов.

1. У к р а и н с к а я :

Нас семь братьев.

Летами мы равны, а именами разные.

(Дни недели.)

3. С е р б с к а я :

Когда видишь, то ее не видишь,

А когда не видишь, то ее видишь.

(Темнота, ночь.)

4. Ч е ш с к а я :

Белые пчелы на землю сели,

Пришел огонь, их не стало.

(Снежинки.)

5. С л о в а ц к а я :

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел.

(Гвоздь.)

6. Б е л о р у с с к а я :

Маленький, легонький, а тяжко поднять.

(Горячий уголек.)

7. Б о л г а р с к а я :

От одного очага весь свет греется.

(Солнце.)

2. «В гостях у сказки»

Ученик: Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.


Учитель: А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота. (Доктор Айболит)


2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её. (Красная шапочка)

3. Человечек деревянный

На воде и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино)


4. Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)


5. На лесной опушке дом

А живет в том доме? (Гном)

А из какой сказки к нам пришел Гном? (Белоснежка и семь гномов)


7. А дорога далека,

А корзинка нелегка.

Сесть бы, сесть бы на пенек,

Съесть бы съесть бы пирожок (Маша и медведь)


8. Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца! ( Сест. Аленушка и брат. Иванушка)


9. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке (Колобок)


10. Отворили дверь козлята

И ….. пропали все куда – то! (Волк и семеро козлят)


11. Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель Пятачок

Для него прогулка – праздник

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник. Медвежонок … (Винни Пух)


  1. Загадки.

Учитель: В школе нельзя обойтись без помощников. Угадайте, о чем идет речь.


1. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки?
А вопрос такой возник:
Кто он? Это (ученик)


2.  Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает  (книга)  

3.  Отгадай, что за вещица, - 
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке – 
На листах твоей тетрадки (ручка)

4.  Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил (мел)


(песня Чему учат в школе)







  1. Игра «Тир»


Учитель: Вы были когда-нибудь в тире? А мы будем с вами стрелять словами по

очереди.

а) Слова, которые начинаются на букву П;

б) Слова, которые начинаются на букву Я.


  1. «Весёлые стихи»


Учитель: Неизвестно, как случилось, 
только буква заблудилась, 
заскочила в чей-то дом, 
и хозяйничает в нём. 

1. Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (Грачей)


2. Мы собирали васильки.

На головах у нас щенки. (Венки)


3. Ехал дядя без жилета (Билета)

Заплатил он штраф за это.


4. На островок налетел ураган.

Не сорван остался последний баран (Банан)


5. Загремел осенний гном (Гром),

Тучи на небе кругом.


  1. Синеет море перед нами, летают майки над волнами.


  1. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок

попался дом (сом)


8. Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки (сушки)


9. На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.


10. Закричал охотник: - «Ой! Двери гонятся за мной» (звери)



5. Игры со словами.


Учитель: Букву к букве прибавляем,

Слоги сразу получаем.

Только вот беда случилась:

Всё здесь вдруг переменилось –

Слоги в кучу собрались.

Помоги их разделить!

Здесь смекалка нам нужна,

Чтобы получить слова.

На доске: за са мок ни ря гар ко

( Замок, заря, загар, сани, коса, коза.)


Ведущий: Молодцы! Вы с честью справились со всеми

испытаниями. И, конечно, за свой труд заслужили

дипломы об окончании «Азбуки».

Ученики: 1. С тобою, «Азбука», я в первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!».


2. Теперь мы знаем буквы, слоги,

Умеем говорить, считать

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.


3. Так восславим эти буквы!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит


4. Два брата, Кирилл и Мефодий, 
Спасибо хотим вам сказать,
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.




Учитель: Наш праздник подошел к концу. А сейчас ваши родители тоже хотят

поздравить вас с вашей первой большой победой.


( Поздравительное слово родителей и вручение подарков)



Учитель: Ребята, я еще раз хочу поздравить вас с праздником, который называется

«День Славянской письменности и культуры».

- Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья

Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу.

Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку

они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и

нашли для каждого из них буквенные обозначения.

И желаю, чтобы побед у вас в вашей школьной жизни было как можно

больше. Спасибо, уважаемые гости, что пришли к нам и посмотрели,

чему мы научились!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
День славянской письменности и культуры

Автор: Акулова Татьяна Николаевна

Дата: 09.08.2023

Номер свидетельства: 635462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "День славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(41) "dien-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "156902"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421504389"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-slavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427489749"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Классный час "День славянской письменности и культуры""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-dien-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "252900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447486460"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "День славянской письменности. Разработка  классного часа"
    ["seo_title"] => string(52) "dienslavianskoipismiennostirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "314192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459634076"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "«24 мая -  День славянской письменности и культуры» "
    ["seo_title"] => string(49) "24-maia-dien-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "154046"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421088340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства