Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | время |
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
| - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте с ними поздороваемся. - А теперь улыбнемся друг другу, подарим своему товарищу хорошее настроение | | 1 мин. |
2. Актуализация знаний. | 1.Чистописание -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите сочетания букв. 2. Слов работа - Сегодня в течение всего урока мы будем заполнять с вами маршрутные карты. После каждого задания будем вносить в них результат проделанной работы. СЛАЙД -Запишите словарные слова (слова с пропущенными гласными): Аллея, болото, лестница, кровать, лимон, вокзал, облако, мороз, пшеница. -Во всех словах выделите окончания. -Что можете сказать об этих словах? -А что вы можете сказать о существительном? -Что еще можете сказать, глядя на эти слова? (постепенно вывешиваю алгоритм морфологич. Разбора) - Отметьте результат проделанной работы в карте. | существительные часть речи, отвечающая на вопросы КТО? ЧТО и обозначающая предмет. Разного рода, в единственном числе. | 3-4 мин. |
3. Постановка учебной проблемы.
| - N, выйди к доске, определи склонение имен существительных… - Получилось у тебя? Ребята помогите, определить тип склонения… - А вы определите тип склонения этих слов? - А почему? -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какие цели мы поставим сегодня? УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ… - Отметьте результат проделанной работы в карте. | Склонение имен существительных | 1-2 мин. |
4.Постановка выхода из затруднения (открытие нового знания детьми).
| - Чтобы достичь наших целей, с чего мы начнем… - Что же будет первым пунктом нашего плана. - А затем? - Что мы можем сделать, после того как соберем информацию и проанализируем ее. ПЛАН: Собрать информацию Проанализировать Сделать вывод - Приступим к первому пункту нашего плана. Откройте учебник, на стр. 114 найдите №106 Прочитайте слова, записанные в упражнении. Скала, земля, стекло, поле, дедушка, дядя, руль, стол, степь Эти же слова на доске. - Что можно сказать про эти слова? -На какие три группы их можно распределить? Ж.р, М.р, Ср.р -Распределите эти слова на 3 группы, а ребята у доски. На доске на карточках записаны эти слова, ученики распределяют их на три группы по родам. -Давайте выделим окончания. -У существительных какого рода в именительном падеже окончания –А, -Я? -У существительных какого рода в именительном падеже окончания –О, -Е? - У существительных какого рода в именительном падеже нулевое окончание? -Замечательно. - Отметьте результат проделанной работы в карте. | План Собрать информацию Проанализировать Сделать вывод | 5-7 мин. |
| Работа в группах. - А теперь распределим эти же слова по трем домикам. Но учтите, если слово попадет в домик, выбраться из него оно уже не сможет. -В первом домике слова М.р. и Ж.р. с окончаниями –А,-Я; -Во втором домике – слова Ср.р. с окончаниями –О, -Е -В третьем домике – слова Ж.р. с нулевым окончанием. На доске крыши с прописанными окончаниями. - Итак, давайте еще раз уточним, на что мы будем обращать внимание, распределяя слова? По две группы на одно склонение выходят, сравниваем результат. - Сравните свой результат. -Распределив слова по роду и окончанию, мы разделили их на три типа склонения! Переворачиваю крыши. 1 домик – 1 склонение, 2домик – 2 склонение, 3 домик – 3 склонение. - Отметьте результат проделанной работы в карте. - Какие пункты плана мы уже выполнили? - Что осталось сделать? Сделайте вывод, как определить тип склонения. - Сравним свой результат с правилом, записанным в учебнике. Откройте стр. 118, прочитайте правило. Вывешиваю схему-правило. ФИЗМИНУТКА | На род и окончание. | 4-5 мин |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - Давайте, все-таки, узнаем, к какому типу склонения относятся словарные слова, которые мы писала в начале урока. Определите тип склонения словарных слов. Распределить данные слова на типы склонения -Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте результат с образцом. СЛАЙД. - Отметьте результат проделанной работы в карте. | | 4-5 мин. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| СЛАЙД - Прочитайте предложения, записанные на доске. Вставьте в них пропущенные слова. На лесной опушке распустился голубой колокольчик. Душистая сирень стояла в огромной вазе на столе. Белая ромашка встречала нас, качая головой. - Первый ряд, запишите предложение, в котором существительное название цветка стоит в 1 склонении. - Второй ряд, предложение в котором слово- название цветка 2 склонения. -Третий ряд запишите предложение со словом в 3 склонении. -У названия цветов определим род и окончание. | | 4-5 мин. |
7. Рефлексия учебной деятельности.
| -Итак, ребята, скажите, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли мы цели? -Сможете ли вы объяснить способ определения склонения имен существительных? -Сегодня на уроке вы заполняли маршрутные листы, скажите, кто сегодня испытывал трудности на уроке, встаньте. - У тебя еще все впереди, ты обязательно справишься со всеми трудностями. -А теперь поднимите руки, кому сегодня на уроке было легко? Замечательно. | | 1-2 мин. |
Домашнее задание | К предложению, которое вы записали, необходимо придумать еще 3-4 предложения, чтобы получился рассказ. | | |