Просмотр содержимого документа
«Склонение имен существительных»
Урок в 3 классе
Тема: Определения склонения имен существительных
Цель: выделение слова с особым типом склонения
Задачи:
- проверить умение детей определять склонения имен существительных
формировать умение аргументации версии
формировать умение задать вопрос
развивать умение слышать другого в учебном диалоге
Оборудование: пластиковые доски формата А4 и маркеры у каждого ученика
Ход урока:
I этап - Восстановление контекста, самооценка
Ребята, какая задача стояла перед нами на прошлом уроке? (Систематизация изученного о склонении имен существительных).
Кто особенно помогал нам в работе? Что важного мы вспомнили? (Фиксация на доске детьми признаков склонений).
Сейчас давайте попробуем оценить свою уверенность в определении склонения на пластиковых досках. (Дети рисуют на доске вертикальную палочку с буквой у – уверенность и оценивают себя.)
II этап - Отработка, коррекция непонимания
- Я вижу, не у всех отметка стоит достаточно высоко. Как нам это исправить? (Выполнить еще несколько заданий на эту тему)
Тогда запишите в тетради сегодняшнее число и «Классная работа». А на следующей строке 1скл., 2 скл., 3 скл. (Запись детьми)
Кто сможет придумать для нас такое задание, которое бы проверяло не только умение определять склонение, но и умение задавать вопрос, обращаться к другому по имени, доказывать версию? (Ребенок предлагает классу слово, класс определяет его в нужный столбик. Потом ребенок задает вопрос любому однокласснику, какого склонения слово и почему.)
Когда кто-либо предложит задание, подходящее по критериям, целесообразно спросить, кто понял, какое задание предложил, скажем, Вася. Какова сейчас будет наша задача?
А я тоже придумала для вас задание. Очень сложное. Попробуйте выяснить, слово какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.
А) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже. (Татьяна Владимировна, это слово женского или мужского рода?)
Б) Я задумала слово мужского рода. (Т.В., это слово с окончанием –а или –я в начальной форме? )
В) Я задумала слово женского рода. (Т.В., у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)
Дети задают вопросы, делают вывод о склонении.
III этап – Физминутка
Когда я называю слово 1 склонения, садимся на корточки. Когда 2 склонения – бежим на месте. Когда третьего – тянемся вверх.
IV этап - Проблемная ситуация
– Кому после выполнения заданий стало легче определять склонение, кто почувствовал большую уверенность? (Многие дети.)
Раз так, то давайте напишем небольшую самостоятельную работу. Каждый получает карточку, где над словами необходимо подписать склонение.
Слова на карточках: Одеяло, Вова, цель, стол, лампа, время. (На работу 2-3 минуты)
А теперь объединитесь в группы и сверьте ответы.
Были ли случаи, когда в группе вы не смогли прийти к единому решению? По какой причине? (Слово время – одни считают, что оно относится к 1 склонению, а другие, что ко 2му.)
Необходимо удивиться, как же так произошло. Вынести версии детей на доску. Записать, кто поддерживает какую. Выслушать аргументацию.
Как же нам определить склонение этого слова? (Изменить по падежам, ведь склонение – это набор окончаний.)
Что же тут получается? 1 или 2 склонение? (При изменении получается вообще скорее 3 склонение – совпадение окончаний в родительном, дательном и предложном падежах).
Какое странное слово! Так какое же у него склонение? (Непонятно, по одному признаку из каждого склонения…Может, это 4ое склонение?)
Чтоб сделать 4ое склонение, одного слова мало. (Надо поискать еще слова, которые ведут себя подобным образом.)
V этап - Домашнее задание
- Пусть это будет вашим домашним заданием. Но как его записать? (Найти слова среднего рода с окончанием –я)
VI этап – Рефлексия
Какая проблема сегодня была на уроке? Что удивило? Что было трудно, интересно?