.
Тема урока: Склонение имён существительных.
Цели и задачи урока:
знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Регулятивные: определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
определение и формулирование задач урока ,
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей ..
Предметные:познакомить с падежами имен существительных;
формировать умение изменять имена существительные по падежам;
развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:развивать умение формулировать цели своей деятельности;
развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные:развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
Ход урока
Организационный момент
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
Словарная работа
- На доске записаны слова. Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова.
ПОбеда, пОэт, облАко, пАССажир, пЕсок, Огурец,
пОсуда, пОртрет, пИрог, ОбЕзьяна.
3.Актуализация знаний
- Что общего в этих словах? (Все они словарные и являются именами существительными.)
- Докажите, что это имена существительные. (Они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные женского, мужского и среднего рода .Одушевленные и неодуше вленные).
- В каком числе записаны эти имена существительные?
- В каком ещё числе могут быть имена существительные?
- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?
Ввод новой темы
- Недавно в Кисловодск приезжал мой друг из Англии. После поездки он отправил мне письмо. Давайте его прочитаем.
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кисловодск. Я помню, как я гулял по Кисловодск. Кисловодск можно гордиться. Я часто думаю о Кисловодск. Шлю привет из Англии, твой друг Роберт.
- Есть ли в письме ошибки? .
- Как исправить эти ошибки, что для этого нужно сделать?
- С помощью чего мы будем менять форму слова?
- Для чего изменяется окончание?
- Кто из вас может определить тему урока?
- Откройте учебник на с.36 и прочитайте правило о том, как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам. (Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.)
- Так какая же тема нашего урока?
- Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.
упр.64.
- Прочитайте текст.
- Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили?
- Выпишите слово сосна вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному. Выделите окончания. (Проверка)
- Кто выписал все словосочетания и правильно выделил окончания?
- Кто не выписал 1-2 словосочетания или допустил 1-2 ошибки?
-У кого возникли затруднения с выполнением этого задания?
- На с.37 прочитайте сведения о языке.
- Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.
- Рассмотрите таблицу склонения имен сущ-х. Сейчас вы будете работать самостоятельно .
Ответьте на вопросы, записываете только ответ:
Сколько падежей в русском языке?
В каких падежах есть одинаковый вопросы?
В каком падеже есть предлог?
Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
- Прочитайте на с.38,на что нужно обратить внимание.
-Сейчас мы с вами попробуем просклонять другие слова, не забывая выделять окончание. Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят. На ваших партах лежат вспомогательные карточки, в которых указаны: падеж, вспомогательное слово, вопрос .
Ученики у доски склоняет по одному из слов Упр.66.
Именительный есть кто? что?
Родительный нет кого? чего?
Дательный дать кому? чему?
Винительный вижу кого? что?
Творительный доволен кем? чем?
Предложный думаю о ком? о чем?
- Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.)
- Вот, таким образом, склоняются имена существительные.
- Сейчас откроем дневники и запишем домашнее задание.
( На стр.28 рабочей тетради выполнить упр.59 и 60.)
Рефлексия.
- Оцените себя, как вы поняли тему урока.
- всё понял (а)- желтый смайлик
- могу выполнить, но нужна помощь- красный смайлик
- не понял (а)= зеленый смайлик
Обобщение.
- Что такое склонение имен существительных?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите названия падежей и падежные вопросы к ним.
8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?