1. Мотивация к деятельности | У. - Ребята, сегодня мы опять встретились с вами на занятиях Школы здоровья. В народе говорят: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». - Как вы понимаете эту пословицу? Слайд № 1 Д. -Чтобы платье долго служило, нужно его бережно носить, и здоровье нужно начинать беречь смолоду, чтобы в старости человек был здоровым. Самокоррекция Смотрим прямо Дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс! Оздоровительная минутка Растираем пальчики, гладим руки к плечам, живот, ножки хлопаем, спину гладим, вдох к солнышку, выдох – к земельке) У. – На занятиях мы знакомились с Докторами природы. Они нас лечат и ничего не требуют взамен. Вспомните, с какими докторами природы мы уже знакомы? Д. - Доктор Вода, доктор Свежий воздух, доктор Здоровая пища, доктор Упражнение, доктор Любовь. У. – Они помогли нам узнать, как человек слышит, видит, дышит, переваривает пищу, чувствует разные вкусы. У. – Сейчас мы проведём цифровой диктант, и определим, кто из вас лучше знает органы, с помощью которых человек слышит, видит, дышит. Цифровой диктант Слайд №2 1. Язык 2. Ухо 3. Кожа 4. Глаза 5. Лёгкие Задания 1. Какой орган защищает наше тело от различных повреждений. 2. Орган человека, при помощи которого мы можем определить сладкую, кислую, солёную, горькую пищу. 3. При помощи этого органа мы видим друг друга, любуемся красотой окружающего мира 4. С помощью этого органа мы различаем звуки, шум и шорох. 5. При помощи этого органа мы дышим Самопроверка Слайд №2 3, 1, 4, 2, 5 | Мотивировать учащихся к деятельности посредством анализа пословицы, отражающей значимость ЗОЖ, стимулировать деятельность и её целенаправленность | Объясняют значение пословицы и отвечают на вопросы учителя Самостоятельно пишут на листочках цифровой диктант Сверяют свои ответы с эталоном |
Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Определение темы и целей занятия | У. -Сегодня мы продолжим изучать свой организм. Хотите? - Проведём эксперимент. Перед вами две куклы: одна тряпичная, другая обычная пластмассовая. Попробуем посадить их рядом. - Как вы думаете, почему тряпичная кукла упала, а обычная – нет? У. – Отгадайте загадку. Отгадкой будет слово, которое обозначает каркас, основу тела человека. Слайд №3 Я опору телу составляю Ходить, бегать, прыгать помогаю Получилось слово: СКЕЛЕТ У. – Как вы думаете, какова тема нашего занятия? - Какую цель перед собой поставим? Чему мы должны научиться? Д. – Узнать, что такое скелет, для чего он нужен, почему и как его нужно беречь. Слайд № 4 | Тренировать мыслительные операции (анализ, аналогия, синтез). Мотивировать учащихся к пробному учебному действию. Организовать самостоятельное выполнение детьми пробного учебного действия | Высказывают свои предположения. Отгадывают загадку, определяют тему и цели занятия. |
Исследовательская деятельность. | Послушай те стихотворение: Чтоб на кисель не походить, На скользкую медузу, Слайд № 5 Скелет у всех нас должен быть, И он нам не обуза. Пусть нет его у червяка, Слайд № 6 Какой-нибудь амебы, Слайд № 7 У стрекозы и мотылька, Слайд № 8 и 9 А нам он нужен, чтобы Играть в футбол, ходить в кино Слайд № 10 и 11 И плавать в речке летом, Слайд № 12 Мы не смогли бы ничего, Не будь у нас скелета. Скелет опорой служит днем, А ночью отдыхает! Н. Кнушевицкая.
-Для чего же нужен скелет? (слайд №13) Скелет - это наша опора У.- Прочитайте определение слова «скелет» Слайд № 14 определение скелета Скеле́т (от др.-греч. σκελετοσ — «высушенный») — биологическая система, обеспечивающая опору в живых организмах. Это костный каркас, который поддерживает наше тело. Скелет-наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Скелет состоит из костей, больших и совсем крошечных, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов. И у всех их одинаковое количество- более 200 штук. Eсли бы у человека не было костей, его тело было бы мягким, как желе. Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. У. - Я предлагаю вам познакомиться с опорой нашего организма - скелетом. Исследовательская деятельность У. - Пощупайте свою голову. Что вы чувствуете? Как называется скелет головы? Д. - Череп . Он защищает мозг от повреждения. У. – Покажите на макете череп человека. Работа с макетом скелет - Прогнитесь и проведите рукой по грудной клетке, что чувствуете? (Твердые кости). Она защищает сердце и лёгкие от повреждения - Согнитесь и друг у друга пощупайте спину, проведите сверху вниз по спине. Что почувствовали? Это позвоночник. Позвоночник слегка изогнут. Он поддерживает череп. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Позвоночник состоит из 33 небольших костных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками. В нём находится спинной мозг. Таз. К нему крепятся нижние конечности. К грудной клетке крепятся верхние конечности. У. - Скелет защищает и поддерживает наше тело, без него оно превратилось бы в бесформенную массу. - Теперь можете сказать, почему тряпичная кукла падает? Д. – Тело тряпичной куклы не имеет опоры. О худых людях говорят: "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет). Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать. Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Слайд №15 Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет, но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы Слайд №16 Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют). Слайд № 17 Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками. Слайд № 17 Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движение человека становится совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт). Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья. | Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. | Исследуют своё тело, показывают части скелета на таблице и делают выводы. |
Практическая деятельность. Работа в парах. Игра «Собери скелет» Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | У. – Сейчас вы будете работать в парах. У вас на парте лежит конверт с частями скелета человека. Соедините части. ( склеить если позволяет время) (Полученные работы помещают на доску) У вас получились интересные модели скелета человека. Слайд № 18 и 19 А что нужно делать, чтобы кости были крепкими? Какой доктор к нам придет на помощь? Доктор Здоровая пища. Необходимо кушать те продукты, где содержится много кальция ( творог, молоко, рыбу, также полезны овощи и фрукты. А если случилось несчастье, повреждена мышца или кость, что делать? ( Важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто- то придет. Если сломана кость, в больнице на сломанную часть накладывают гипс. Слайд № 20 Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись и ее будут ломать уже специально. | Тренировать способность к применению полученных знаний на практике. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. | Работают в парах, составляют скелет человека из частей и наклеивают, подписывают части скелета человека |