Просмотр содержимого документа
«Сказка о потерянном времени Е. Шварц»
Чтение
Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели: продолжат знакомство с содержанием произведения; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;
научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков
Метапредметные:
Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.
Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Ход урока
Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Перечитывание сказки учащимися по законченным смысловым частям.
III. Работа по анализу произведения
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Что вы узнали о Пете Зубове?
– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.
– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.
– О чем думал Петя после встречи с мамой?
– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.
– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?
– Одинаково ли было поведение детей?
– Как могло произойти обратное превращение ребят?
– Прочитайте о превращении стариков в ребят.
– Почему они смогли победить волшебников?
– Как вы относитесь к ребятам?
– А как к ним относится автор?
– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.
– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.
– Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?
– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?
– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков
– А что о детях говорит Пантелей Захарович?
– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.
– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?
– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?
– Почему другие качества не выбрали?
– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?
– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить
IV. Домашнее задание
Подготовить пересказ
V. Итог урока. Рефлексия
– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?
– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас