Просмотр содержимого документа
««Системно –деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Сложные слова. Как образуются сложные слова»»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно –деятельностный подход на уроке русского языка по теме
«Сложные слова. Как образуются сложные слова»
Выполнила: Щекина Т.Е.,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 73»
Новокузнецк, 2018
Тема урока: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Цель деятельности учителя: формирование умения образовывать сложные слова и выполнять разбор сложных слов; учить учебному сотрудничеству.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять: строение сложных слов и соединительный гласный; образовывать сложные слова.
Метапредметные:
-регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации;
- коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принимают другое мнение и позицию, опускают существование различных точек зрения;
-личностные – осознают свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока:
I. Организационный момент:
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
II. Актуализация знакомых способов действий.
Повторение изученного.
В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы - буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
Учитель вывешивает таблички (либо они появляются на слайде).
Безударные согласные удвоенные непроизносимые
– Вспомните полные названия этих орфограмм.
– Приведите примеры слов с этими орфограммами.
2. Словарная работа.
Орфограммы веселились, и ошибки появились.
Вы скорее их найдите, правильно слова спишите.
На доске запись:
Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка
– Напишите правильно. Обозначьте орфограммы в каждом слове.
Ученик работает у доски.
- Объясните написание. Кому было легко? Почему? (Знаем это правило)
– Я увидела в тетрадях учеников следующее:
3. Создание проблемной ситуации.
- Задание было одно, а почему результаты разные? Почему не справились? (Не знаем «как», не знаем способа (правила)
– Какой вопрос возникает? (Как правильно?)
4. Учебная задача.
- Сколько корней в слове мухоловка?
- Как будем рассуждать?
- Какие ваши действия?
1. Подбор однокоренных слов.
2. Нахождение общей части родственных слов.
Итак, работаем по этому плану.
– Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)
Запись на доске:
мухоловка – ловит мух.
– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни мухи ловв слове мухоловка?
– Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)
- Кто из ребят в классе оказался прав?
-Как же мы будем действовать, чтобы определить, сколько корней в слове?
(подбирать однокоренные слова)
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какие ваши предположения? (Слова с двумя корнями)
- Что мы должны узнать об этих словах? (Предположения детей: как образуются такие слова, как соединяются между собой части этих слов, как называют такие слова).
- С чем мы можем спутать такие слова? (Со словами с одним корнем, со словами с приставкой, с длинными словами).
- На какие вопросы мы должны будем ответить в течение урока, чтобы не перепутать такие слова?
1. Как называют такие слова.
2. Как образуются такие слова.
3. Какими гласными соединяются.
III. Открытие нового знания.
Работа по учебнику.
Прочитайте разговор волшебницы с Машей и Мишей.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией).
- На все вопросы вы ответили, прочитав разговор героев?
– Почему слова так назвали: сложные? (Сложили из двух слов).
- Приведите свой пример сложного слова.
- Какой вопрос возник в начале урока? (Как образовываются сложные слова)
- Что понадобилось вам, чтобы ответить на этот вопрос? (Соединить основы слов с помощью буквы соединительного гласного)
- Какие пригодились ваши умения, чтобы образовать новые слова? (Умение находить корень слова, знания значений слов)
- Что узнали о правописании сложных слов?
- Вы могли успешно выполнить задание в начале урока? (Нет). Почему? (Не знали способа). А сейчас можете? Как будете действовать?
IV. Физминутка
V. Первичное закрепление с комментированием (фронтальная работа)
Задания:
1. Выписать из текста сложные слова. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную. Разъяснить значение сложных слов с помощью толкового словаря.
2. На листочках даны слова, записанные в два столбика, с помощью которых дети образовывают сложные слова (среди них есть такое, которое не является словом –про -приставка)
лес воз
снег комбинат
про посадка
лед руб
Образовать сложное слово.
Выделить корни.
Обозначить соединительную гласную.
Разъяснить значение слова.
- Приступаем к работе.
(Во время работы возникают затруднения, т.к. приставка -про не задействуется)
- В чем ваше затруднение? Сформулируйте мне вопрос? Может быть вы не можете образовать слово из части слова –про?
- Есть такое же затруднение еще у кого-нибудь? (Да)
- Будем ли мы пытаться построить новое слово с про? (Нет, т.к. это приставка, а сложные слова образуются только из корней).
-Почему успешно выполнили? (Знаем способ). Проговорите, как рассуждали.
- А вы могли успешно выполнить задания в начале урока? (Нет) Почему? (Не знали способа)
- А сейчас можете?
- Сможете дома применить самостоятельно?
VII. Итог урока.
- Пришлось ли вам удивиться сегодня на уроке?
- Чему удивились?
- Что узнали о правописании сложных слов?
– Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».
– Кто из героев прав?
VIII. Домашнее задание: в тетради на печатной основе стр. 44, упр. 58, инвариант: сочинить сказку «Про сложные слова».
IV. Список литературы:
1. Воронцов А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. /А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова. – М. : Издатель Рассказов А.И., 2004. – 304 с.
2.Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». - / М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. – М. : АПК и ПРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006. – 80 с.
3. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе : кн. для учителя / Н.Я. Чутко. – М. : Просвещение, 2007. – 96 с.