В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – “время года, следующее за зимой”. Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.
III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)
В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.
Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)
1-й – Дюймовочкамаленькая…, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.
Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)
1-й – Ну и жарко!
2-й - Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.
- Эти слова называются антонимами.
- Вот мы и определили тему нашего урока.
(Учитель прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате “Замок”.
В этом замке “живут” синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)
III. Работа по теме урока
1. Работа на доске. (Слайд 4)
Синонимы – слова, близкие по значению.
красный - алый
доктор - врач
Антонимы – слова, противоположные по значению.
весело - грустно
загадка - отгадка
2.Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях. Приведите примеры синонимов и антонимов.
3. Работа на доске. (Слайд 5)
Помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини слова.
Объедини пары синонимов.
шалун липучий
сладкоежка озорник
птичка валяться
плакать ротозей
зевака реветь
лежать лакомка
клейкий квакушка
лягушка птаха
4. Работа на доске. (Слайд 6)
Прочитайте. Впечатайте в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.
В книге есть вопросы и ______.
Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.
Живут в соседстве ______ и радость.
Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.
5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)
Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).
Человек на лошади – это … (всадник, наездник).
5. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)
Специальность - … (профессия).
Обучение животных - …(дрессировка).
Помещение в школе - … (класс).
Популярная игра на льду - …(хоккей).
Вид плавания - … (брасс).
Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).
6. Работа на доске. (Слайд 9)
Развивай свою речь.
Прочитай. Замени каждое слово синонимом.
С моря дул студёный ветер. (……)
прохладный холодный
В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….)
мигают сияют
Стояло жаркое лето. (…….)
знойное безоблачное
По улице пронеслась пожарная машина. (……)
проехала промчалась
IV. Физкультминутка. (Слайд 10)
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Найти пропущенные слова-антонимы. (Слайд 11)
На доске запись:
Ручейку говорила река:
- Ты узок, а я ……!
- Ты мелок, а я …..!
Об одном позабыла река –
Что она началась с ……
2. Загадка. (Слайд 12)
Я антоним к слову зной. В реке, в тени густой. Я в бутылке лимонада, А зовут меня … (Прохлада)
3. Дополнить стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре “наоборот”.
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)
Нам с тобой Пришёл черёд Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко, Скажу я слово Далеко, А ты ответишь Близко. Скажу я слово потолок, А ты ответишь Пол. Скажу я слово потерял, И скажешь ты: Нашёл. Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: Герой. Теперь Начало я скажу. Ну, отвечай Конец!
3. Работа на доске. (Слайд 13)
Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы.
Приятелей много, а _______ нет.
Ученье - свет, _______ - тьма.
Правой рукой строит, а _______ разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)
Работа с карточками.
1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.
2 3 1
? Скорый
? Стремительный
? Быстрый
? Громадный
? Огромный
? Большой
? Ураган
? Ветер
? Вихрь
2. Подберите к словам антонимы.
Вянуть - ……
Прощание - …….
Родной - ……
- Оцените свою работу на уроке при помощи “смайлов”.
VII. Подведение итогов урока. (Слайд 15)
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.