kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СИМВОЛЫ И ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширить знания детей о символах государственной власти: флаге, гербе, гимне; способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности.

Оборудование: изображение герба, флага России, запись гимна России, картины художников с изображением природы России, фотографии Москвы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СИМВОЛЫ И ПРАЗДНИКИ РОССИИ »


Символы и праздники России

Цели: расширить знания детей о символах государственной власти: флаге, гербе, гимне; способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности.

Оборудование: изображение герба, флага России, запись гимна России, картины художников с изображением природы России, фотографии Москвы.

Личностные универсальные учебные действия

— ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

— интерес к познанию окружающего мира;

— ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

— осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

— осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; .

Регулятивные универсальные учебные действия.

— принимать и сохранять учебную задачу;

— следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим

материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

— вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные универсальные учебные действия

— осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

— пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

— воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

— строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— учитывать другое мнение и позицию;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

— задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


Ход урока

  1. Этап мотивации

  2. Актуализация знаний. Проверка усвоения предыдущей темы.

– Как устроена и работает государственная власть России?

З а п о л н е н и е т а б л и ц ы.

Кратко комментируется функция каждой ветви власти.

II. Построение проекта

Задача сегодняшнего урока – получить новые сведения о государственных символах и праздниках.

3. Реализация проекта.

1) Работа с пословицами. Объясните смысл пословиц.

Нет в мире краше Родины нашей.

Одна у человека мать, одна и Родина.

2) Рассматривание иллюстраций.

Природа нашей Родины вдохновляла художников. Было написано много полотен о нашей великой Родине.

Рассматриваются картины Шишкина, Левитана, Айвазовского и др.

Сюжеты самые разные, но всё это наша Родина – Россия.

3) Знакомство с символами России.

Как у каждого государства, у России есть свои государственные символы. Это герб, флаг, гимн.

– Перед вами герб России.

Слово «герб» (от немецкого эрбе) означает наследство. Герб показывает исторические традиции стран. Гербы появились очень давно, более 4 тысяч лет назад.

– Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами, единство 3 царств: Казанского, Астраханского и Сибирского, с символами государственной власти: скипетр и держава, а на груди его – герб Москвы.)

Двуглавый орёл на нашем гербе появился очень давно, в XV веке.

– Почему на гербе России изображён герб Москвы? (Столица. Показать фотографии Москвы.)

– Кто из вас был в Москве?

– Что такое гимн? Гимн – главная песня страны. Слово гимн греческое и означает восхваление.

– Как вы думаете, что восхваляется в гимне?

– Как надо слушать гимн? (Стоя.)

– Давайте сейчас встанем и послушаем гимн России. (1-й куплет.)

– Кто раньше слышал гимн? Где?

– Флаг мы видим часто. Где именно?

– Как он выглядит?

– Три цвета в нашем флаге: белый, синий, красный.

– Что означают эти цвета? У историков существует несколько точек зрения на происхождение этих цветов в Государственном флаге России. Первая из них объясняет подобное сочетание тем, что царь Петр I взял эти цвета у герба Москвы: белый – это белый конь, синий – это синий плащ на Георгии Победоносце, красный – это красный щит герба. Вторая точка зрения утверждает, что триколор российского флага имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг. По-иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты (ученые, изучающие государственную символику). Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Вот какие версии существуют о трехцветном флаге нашей Отчизны.

Нашему флагу около 300 лет, его утвердил царь Пётр I.

Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – день Государственного флага Российской Федерации.

4) Чтение текста учебника, с. 110–113.

5) Чтение с. 114–115. Государственные праздники.

Кроме государственных символов в стране есть государственные праздники. Их отмечает весь российский народ, эти дни считаются выходными, нерабочими, в календаре они отмечены красным цветом. Посмотрите внимательно. Скажите, какие праздники появились недавно? Почему они отмечаются?

4. Рассказ учителя

В настоящее время в России отмечаются семь государственных праздников. Среди них как те, что остались от предыдущих исторических периодов, так и те, которые связаны с новейшей историей страны – обретением суверенитета, изменением государственной идеологии. Число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника.

7 января – Рождество Христово.

Один из самых больших христианских праздников. С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день – 6 января и назывался Богоявлением. Число это не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца, так как этот день был неизвестен. Но означенная дата носила глубокий символический смысл. Древняя церковь соотносила «двух Адамов» – первого человека на Земле, и Христа – нового, второго Адама. Первый Адам – виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам – создатель жизни и источник спасения людей. Притом считалось, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам, – в шестой.

Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире. Обычай наряжать в эти дни елку пришел из Германии, где он существовал с давних времен. Считалось, что елка со свечами и украшениями – символ духовного света и спасительных плодов благодати Божьей.

Народные приметы: снег в Рождество – к урожайному году; метель – пчелы будут хорошо роиться; иней – к урожаю хлеба, небо звездное – к урожаю гороха. От Рождества до Крещения охотиться грех, с охотником случится несчастье.

Пасха (Воскресение Христово).

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее – с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году: первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Тогда же было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского.

Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». Христиане, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Пасха для христиан есть переход от смерти к вечно блаженной жизни.

История праздника Дня независимости.

День независимости России, или День России, – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. 12 июня 1990 года в обстановке проходившей в СССР суверенизации союзных республик I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В 1994 году этот день был объявлен государственным праздником. Формально – это самый главный из современных государственных праздников в стране. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на принципах конституционного федерализма, равноправия и партнерства. Россия строит демократическое, гражданское общество, в котором каждый этнос, каждый гражданин видит себя неотъемлемой его частью. Наша история многому учит нас. Не идеализируя прошлое нашего государства, мы не отказываемся от традиций, истоков, корней. Но, являясь равноправным членом мирового сообщества, учимся понимать, что независимость – это не просто открытые в одну сторону границы, а свобода – это прежде всего ответственность. Этот праздник сегодня многие считают новообретенным, забывая о многовековом историческом пути России к утверждению своей державности, к завоеванию позиций сильного государства, простирающегося от Тихого океана до берегов Балтики. Независимость России – это итог напряженного труда наших предков. Независимость России – это итог ратных подвигов тех, кто, не щадя своей жизни, отстаивал незыблемость кордонов страны. Независимость России – это современная летопись отваги наших земляков, противостоящих преступным попыткам раскола державы. Декларация, принятая 12 июня 1990 года, стала символом возрождения обновленной России, обеспечила условия построения демократического общества. Суверенитет Российской Федерации был провозглашен во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование языком, а каждому народу – права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

День народного единства.

С 2005 года Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России). Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года). В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.

1 мая – праздник Весны и Труда.

Этот праздник отмечается в 66 государствах мира после принятого в июле 1889 г. решения 1-го (Парижского) конгресса 2-го Интернационала о ежегодном праздновании Международного дня солидарности трудящихся в память о выступлении и борьбе с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886 года.

23 февраля – День защитника Отечества.

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7–8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистическое завтра, но и с внешними врагами – продолжалась Первая мировая война и боевые действия шли на территории России. Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), а 11 февраля – декрет «Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота» – (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества. 23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск». Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск. С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером – торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона. И с 1923 г. по приказу Реввоенсовета Республики 23 февраля ежегодно отмечался как День Красной Армии. С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван так: «23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. – День защитника Отечества». Сегодня большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько как день настоящих мужчин, защитников в широком смысле этого слова.

8 Марта – Международный женский день.

Уже в Древнем Риме существовал женский день, который отмечали матроны. В этот день матроны – свободно рожденные женщины, состоящие в браке, – получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. И кроме этого, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты – хранительницы домашнего очага. Прошло немало времени. Женщины решили изменить свою жизнь, бороться за равноправие с мужчинами. 8 Марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам города, протестуя против низких заработков и плохих условий труда. В 1908 году уже их внучки требовали в этот день запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. В 1910 году в Копенгагене на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать Международный женский день 8 Марта – в память о давних нью-йоркских событиях. В России же этот день празднуется с 1913 года, и очень прижился, хотя некоторые страны и не считают его праздником. Кстати, и нерабочим днем он является не во всех странах.

– Какие праздники вы отмечаете в семье?

5. Рефлексия

– Какие сведения, полученные на уроке, вы считаете важными для вас? Почему?

Домашнее задание.

С. 110–115; задание в рабочей тетради; найти дополнительные сведения о государственных праздниках, в честь каких событий они отмечаются.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СИМВОЛЫ И ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Автор: Комарова Екатерина Витальевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект внеурочного занятия на тему «Россия — Родина моя»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_rossiia_rodina_moia"
    ["file_id"] => string(6) "626026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1676756032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Символика России. "
    ["seo_title"] => string(18) "simvolika-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "211117"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431541458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "внеклассное мероприятие по обществознанию: "Символика России" "
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-obshchiestvoznaniiu-simvolika-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "125036"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414868073"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "«История России. Символика страны—герб, флаг, гимн.» "
    ["seo_title"] => string(51) "istoriia-rossii-simvolika-strany-ghierb-flagh-ghimn"
    ["file_id"] => string(6) "159419"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421904989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) ""Россия-Родина моя""
    ["seo_title"] => string(21) "rossiia-rodina-moia-9"
    ["file_id"] => string(6) "264248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449674357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства