kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сердце матери

Нажмите, чтобы узнать подробности

: проанализировать текст рассказа-притчи «Сердце матери», на примере раскрыть взаимосвязь между материнской любовью и сыновьим долгом, пробудить чувство ответственности за содеянное; формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными детьми; учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

1.      Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.

2.      Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

3.      Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.      Раскрыть понятия «почитание», «уважение».

2.      Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сердце матери »

Тема: Почитание родителей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к маме.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения. : проанализировать текст рассказа-притчи «Сердце матери», на примере раскрыть взаимосвязь между материнской любовью и сыновьим долгом, пробудить чувство ответственности за содеянное; формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными детьми; учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.

  2. Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

  3. Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Раскрыть понятия «почитание», «уважение».

  2. Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.



-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Ребята, кто хочет поделиться снами своей радостью?

  1. (Ребенок, у которого в жизни случилось какое-то радостное событие, делится со всеми своими впечатлениями и «пускает по кругу положительный настрой через ладошку.Дети постепенно берутся за руки, передавая друг другу радость» . Круг замкнулся. Все улыбаются. На такой позитивной ноте начинается урок.

  2. Введение к теме урока.

- Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите голос… Он живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его нельзя спутать ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить этот голос, эти руки, эти глаза. Вы ещё не умели ходить, а вас понимали без слов, угадывали, что ты хочешь, что у тебя болит. Тебя научили говорить, ходить, прочли тебе первую книжку.

- Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

-Какую роль в вашей жизни играет мама?

- Хочется день Матери отметить так, чтобы затронуть ваши сердца, струны вашей души.



Дети приветствуют друг друга улыбкой.



Дети слушают музыку, смотрят видеоряд ( создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой ).

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.


Формулировка темы урока.

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

-Я предлагаю вам прочитать пословицы и объяснить их смысл: слайд на доске:

Сердце матери лучше солнца греет.

Родительское сердце в детях.

Мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут.

-Какую пословицу можно назвать лишней? Почему?



-Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

Объяснение учащимися смысла пословиц.








Дети определяют как лишнюю 3 пословицу , т.к. она, в отличие от всех остальных, несет негативную смысловую нагрузку.

Дети определяют ключевые понятия урока: мама, теплота, нежность. Запись на доске или слайд презентации.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

- Тема нашего урока «Сердце матери»

  1. Работа по теме урока на фоне лёгкой негромкой музыки идёт рассказ)

Однажды за день своего рождения ребёнок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе всё.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его – МАМА

-Кого Бог назвал АНГЕЛОМ? Как вы думаете почему?

- Опишите свою маму…

……………..

- Оказывается, это очень трудно. Не все дети знают, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Словесный портрет чаще всего получается очень приблизительным. То есть смотрят на маму всю жизнь и не видят. Не знают самого близкого человека! А ведь так можно и самого себя проглядеть…

- В народе живёт много хороших слов о матери, какие слова-ассоциации приходят вам в голову, когда слышите слово «МАМА"

▲ (Слайд № 3)

(на слайде по щелчку появляются слова:СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)

- А эти слова, которые будут появляться на слайде, могут характеризовать мать? Как вы понимаете смысл этих слов?

(Словарная работа)

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.


- Уместно ли слово «самопожертвование» при описании качеств матери?

- Сейчас мы познакомимся с небольшим рассказом-притчей. - Притча называется «Сердце матери», распечатка с текстом имеется у каждого из вас.

(чтение текста учителем, после прочтения пауза)

- О чем эта притча? Поделитесь своими впечатлениями.Чтобы глубже понять ее смысл, прочитаем еще раз.

- Назовите основную мысль текста, в чём она заключается?

(Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна)

- Итак, какие качества из перечисленных выше (▲ (Слайд № 4) присущи Матери из притчи? Подтверждайте свои ответы словами из текста.

-Какое нехорошее качество проявляется у сына , когда они с матерью идут к реке? Найдите это место и прочитайте.

(Раздражение)

- Почему сын раздражён?

- Следуя тексту, мы не знаем, ответила или нет Мать сыну, но это можно предположить. Ваши мнения. Почему вы так считаете?

- После купания сын убивает мать, вынимает сердце и кладёт на кленовый листок. Найдите в тексте момент, когда сердце матери упало на утёс. Что оно прошептало сыну?

- О чём это говорит?

(о большой любви к сыну и прощению)

- В этом небольшом отрывке есть одно слово, которое говорит о большой любви матери к своему ребёнку. Найдите это слово.

(горячее сердце)

- В каком значении употреблено слово?

-Сравните сердце матери с сердцем снохи. Какое сердце у снохи?

(черное)

-Что это значит?

-Как вы думаете, был бы сын счастлив с такой женой?

(Внешняя красота меркнет, если у человека такое уродливое сердце.)

- Осознал ли сын свою вину?

- К сожалению, мы часто понимаем безграничность материнской любви тогда, когда мамы нет с нами рядом.

- Почему оживает сердце матери?

(из-за огромной и неисчерпаемой материнской любви)

- Почему сын не возвращается к своей жене?

- Чем заканчивается притча?

- Прочитайте последнее предложение. О вершине чего идёт речь?

(о высоком чувстве человека, как любовь к ближнему.О безграничной любви к своему ребенку, которая живет в сердце матери.)

Создание копилки «сердечных слов».

-А сейчас проведем интересную работу. Мы соберем в копилку «сердечных слов» словосочетания , где звучит слово сердце.

(Дети записывают на бумажных полосках словосочетания. Учитель собирает полоски, зачитывает слова и кладет в копилку « сердечных слов»-шкатулку в форме сердца.)

-В нашей копилке набралось много слов:доброе сердце, золотое сердце, сердце-вещун,благородное сердце,каменное сердце, горячее сердце, холодное сердце, мягкое сердце, черное сердце, отходчивое сердце, теплое сердце…Теперь мы можем создать первый в мире прекрасный словарь«сердечных слов».


- А сейчас от чистого сердца давайте поговорим о самом родном человеке.Скажите, как вы относитесь к своей маме? Было ли когда-нибудь так, что мама повысила на вас голос, поругала за что-то? Как вы на такое поведение мамы отреагировали, только честно? Случайно не обиделись?


- Послушайте отрывок из стихотворения Александра Яшина

▲ (Слайд № 5)

«Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

- Всё постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья! –

Села в угол, зарыдала –

И просить прощенья стала.

Просто очень ты устала,

Милая моя»


- О чём говорят эти строки?


- Анализируя притчу, прослушав отрывок из стихотворения Яшина, какой можно сделать вывод о матери, о её любви?

(нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы матери, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз матери)

-От зла, грубости и других недостатков давайте избавимся навсегда.

(Дети сворачивают полоски, кладут на поднос, учитель их сжигает)

-Чувствуете, какой неприятный запах исходит от горения. Мы сегодня очистили наши сердца от недостатков. Помните, что самым главным чувством сердца является любовь. Без любви сердце тухнет, гаснет.

(Качества: НЕНАВИСТЬ,ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ДОБРО, ЗАВИСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЗЛОБА…)

  1. Итог урока.

- Какую проблему на уроке мы обсуждали?

- Как вы думаете, эта проблема современная или вечная? Почему?

В конце урока дети читают стихи о маме, дарят им подарок, приготовленный своими руками.

▲ (Слайд № 7)

3













Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.







Домашнее задание.

Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное



СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.





СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.







СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.



СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.






НЕНАВИСТЬ

ОБИДА

РАЗДРАЖЕНИЕ

ЗАВИСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ ЗЛОБА

ЛЮБОВЬ

РАДОСТЬ ДОБРО ТЕПЛОТА НЕЖНОСТЬ

Сердце матери

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облили горячими слезами. Понял он, что никто не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сердце матери

Автор: Сагутдинова Э.Х.

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка урока-праздника по ОРКСЭ "Сердце Матери""
    ["seo_title"] => string(63) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaprazdnikapoorksesierdtsiematieri"
    ["file_id"] => string(6) "278117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453037939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Разработка урока литературы по теме "Сердце матери""
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_sierdtsie_matieri"
    ["file_id"] => string(6) "454252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517563116"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по русскому языку Тема: М.Скребцова сказка «Сердце матери»"
    ["seo_title"] => string(68) "urok_po_russkomu_iazyku_tiema_m_skriebtsova_skazka_sierdtsie_matieri"
    ["file_id"] => string(6) "392504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487240472"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация к уроку по ОРКСЭ "Сердце матери""
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiiakurokupoorksesierdtsiematieri"
    ["file_id"] => string(6) "281581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453552317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока по ОСЭ "Сердце матери""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-ose-sierdtsie-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "324260"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462383408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства