- Тема нашего урока «Сердце матери» Работа по теме урока на фоне лёгкой негромкой музыки идёт рассказ) Однажды за день своего рождения ребёнок спросил у Бога: - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит. - Но как я пойму его, ведь я не знаю язык? - Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. - как и когда я должен вернуться к тебе? - Твой ангел скажет тебе всё. - А как зовут моего ангела? - Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его – МАМА… -Кого Бог назвал АНГЕЛОМ? Как вы думаете почему? - Опишите свою маму… …………….. - Оказывается, это очень трудно. Не все дети знают, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Словесный портрет чаще всего получается очень приблизительным. То есть смотрят на маму всю жизнь и не видят. Не знают самого близкого человека! А ведь так можно и самого себя проглядеть… - В народе живёт много хороших слов о матери, какие слова-ассоциации приходят вам в голову, когда слышите слово «МАМА" ▲ (Слайд № 3) (на слайде по щелчку появляются слова:СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ) - А эти слова, которые будут появляться на слайде, могут характеризовать мать? Как вы понимаете смысл этих слов? (Словарная работа) СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству. СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому. СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека. БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других. - Уместно ли слово «самопожертвование» при описании качеств матери? - Сейчас мы познакомимся с небольшим рассказом-притчей. - Притча называется «Сердце матери», распечатка с текстом имеется у каждого из вас. (чтение текста учителем, после прочтения пауза) - О чем эта притча? Поделитесь своими впечатлениями.Чтобы глубже понять ее смысл, прочитаем еще раз. - Назовите основную мысль текста, в чём она заключается? (Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна) - Итак, какие качества из перечисленных выше (▲ (Слайд № 4) присущи Матери из притчи? Подтверждайте свои ответы словами из текста. -Какое нехорошее качество проявляется у сына , когда они с матерью идут к реке? Найдите это место и прочитайте. (Раздражение) - Почему сын раздражён? - Следуя тексту, мы не знаем, ответила или нет Мать сыну, но это можно предположить. Ваши мнения. Почему вы так считаете? - После купания сын убивает мать, вынимает сердце и кладёт на кленовый листок. Найдите в тексте момент, когда сердце матери упало на утёс. Что оно прошептало сыну? - О чём это говорит? (о большой любви к сыну и прощению) - В этом небольшом отрывке есть одно слово, которое говорит о большой любви матери к своему ребёнку. Найдите это слово. (горячее сердце) - В каком значении употреблено слово? -Сравните сердце матери с сердцем снохи. Какое сердце у снохи? (черное) -Что это значит? -Как вы думаете, был бы сын счастлив с такой женой? (Внешняя красота меркнет, если у человека такое уродливое сердце.) - Осознал ли сын свою вину? - К сожалению, мы часто понимаем безграничность материнской любви тогда, когда мамы нет с нами рядом. - Почему оживает сердце матери? (из-за огромной и неисчерпаемой материнской любви) - Почему сын не возвращается к своей жене? - Чем заканчивается притча? - Прочитайте последнее предложение. О вершине чего идёт речь? (о высоком чувстве человека, как любовь к ближнему.О безграничной любви к своему ребенку, которая живет в сердце матери.) Создание копилки «сердечных слов». -А сейчас проведем интересную работу. Мы соберем в копилку «сердечных слов» словосочетания , где звучит слово сердце. (Дети записывают на бумажных полосках словосочетания. Учитель собирает полоски, зачитывает слова и кладет в копилку « сердечных слов»-шкатулку в форме сердца.) -В нашей копилке набралось много слов:доброе сердце, золотое сердце, сердце-вещун,благородное сердце,каменное сердце, горячее сердце, холодное сердце, мягкое сердце, черное сердце, отходчивое сердце, теплое сердце…Теперь мы можем создать первый в мире прекрасный словарь«сердечных слов». - А сейчас от чистого сердца давайте поговорим о самом родном человеке.Скажите, как вы относитесь к своей маме? Было ли когда-нибудь так, что мама повысила на вас голос, поругала за что-то? Как вы на такое поведение мамы отреагировали, только честно? Случайно не обиделись? - Послушайте отрывок из стихотворения Александра Яшина ▲ (Слайд № 5) «Нашумела, накричала, Настегала, чем попало: - Всё постыло! Сил не стало! Нет от вас житья! – Села в угол, зарыдала – И просить прощенья стала. Просто очень ты устала, Милая моя» - О чём говорят эти строки? - Анализируя притчу, прослушав отрывок из стихотворения Яшина, какой можно сделать вывод о матери, о её любви? (нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы матери, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз матери) -От зла, грубости и других недостатков давайте избавимся навсегда. (Дети сворачивают полоски, кладут на поднос, учитель их сжигает) -Чувствуете, какой неприятный запах исходит от горения. Мы сегодня очистили наши сердца от недостатков. Помните, что самым главным чувством сердца является любовь. Без любви сердце тухнет, гаснет. (Качества: НЕНАВИСТЬ,ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ДОБРО, ЗАВИСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЗЛОБА…) Итог урока. - Какую проблему на уроке мы обсуждали? - Как вы думаете, эта проблема современная или вечная? Почему? В конце урока дети читают стихи о маме, дарят им подарок, приготовленный своими руками. ▲ (Слайд № 7) 3 |