Урок познания мира. Класс 1 Тема: Семена и плоды. Форма урока: стандартная. Тип урока: изучение нового материала. Задачи урока: Образовательные: • повторить и закрепить знания учащихся о группах растений, частях растений и их значении, условиях, необходимых для роста и развития растений; • познакомить учащихся с многообразием плодов и их видами; • сформировать знание, что плоды образуются на месте цветка, а семя находится внутри плода; • раскрыть значение плодов и семян для человека; • формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие • развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения; • развивать умение вести записи в тетради Воспитательные: • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку познания мира путём вовлечения каждого в активную деятельность; • воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, любознательность; • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; • прививать навыки здорового питания; • прививать бережное отношение к природе. Ход урока: I. Вводная часть 1. Организационный момент. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Мы друг другу улыбнемся, За работу все возьмемся. Здравствуйте, ребята! Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. Садитесь на места, начнем урок. 2. Сообщение темы и задач урока. Сегодня у нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое. Спорить и доказывать. II. Основная часть. 3. Актуализация опорных знаний. а) Фронтальный опрос. - Что мы сейчас изучаем на познании мира? Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях. - На какие группы делятся растения? Приведите примеры. - Какие условия необходимы для жизни растений? - Из каких частей состоит растение? (собрать части вырезанные из цветной бумаги пазл) - Для чего растению нужен корень? (закрепляет растение в почве, добывает из почвы питательные вещества). - Зачем растениям нужен стебель? (стебель – проводник: по нему питательные вещества поступают от корня к органам растения, а от листьев назад к корням). - Какую пользу приносят листья растению? (в листьях образуются питательные вещества для растения, через листья растение дышит, листья испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается). - Почему осенью листья желтеют и опадают? (не хватает питательных веществ, т.к. хлорофилловые зерна прекращают свою работу из-за недостатка солнечного света и тепла). б) Индивидуальный опрос. Графический диктант. (да +, нет -). 1.Растения живой организм. 2.Растения делятся на три группы: деревья, кустарники, травы. 3.Кустарники имеют один стебель. 4.Стебель является проводником питательных веществ. 5.Корень – это подземная часть растения. Самопроверка по ключу, выставление оценок. Обратная связь – результат. 4. Физминутка. Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы». Если я называю дерево, вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь. Если услышите кустарник – разводите руки в стороны, травы – приседаете. Дуб, малина, одуванчик, сирень, береза, подорожник, секвойя, банановое дерево. 5. Постановка проблемы. - Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня на столе. (яблоко, банан, груша, орехи, желуди). -Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (плоды). - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы изучаем плоды и семена и их виды. Запись темы урока на доске и в тетрадях. 6. Изучение нового материала. а) Плоды. Вот маленькое семечко попало в землю. Как только становится тепло, светло, достаточно влаги, что происходит с семечком? Оно начинает прорастать. Семечко пускает корешки, укрепляясь в почве. Затем появляются всходы, потом первый листик, второй листик, стебелек и растение растет и развивается. Что же появляется у выросшего взрослого растения? Цветочек, который радует нас своей красотой. И вот цветочек отцвел, а на месте цветка что-то начинает расти. Как вы думаете, что это? Это плод. На месте чего появляется плод? Таким образом, плод – это орган растения, который развивается из цветка. Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному и в разных количествах. По форме и размеру плоды тоже бывают разными. То есть у каждого растения свой плод, который отличается от других. Ученые биологи решили разделить плоды на два вида. Попробуйте вы определить эти виды. Посмотрите на плоды у меня на столе и на плоды у вас на парте. Что вы можете о них сказать? Значит, плоды делятся на сухие и сочные. Запись на доске, запись в тетради. К сухим плодам относятся (вывешиваю картинку): желудь, все виды орехов, кукуруза пшеница, фасоль, горох. Запомните ребята, что у пшеницы плодом является не весь колос, а зерно внутри его и у кукурузы - плод не весь початок, а зерна находящиеся внутри. Нарисуйте сухой плод в тетради. К сочным плодам относятся (вывешиваю картинку) назовите сами. -Как вы думаете, что значит сочные плоды? (из них можно выдавить сок). Нарисуйте сочный плод в тетради. Дидактическая игра «Сухой, сочный». Я показываю картинку с изображением плода. Если он сухой, вы сжались. Если плод сочный, расправили плечики и руки поставили на локоток на парту. (яблоко, земляника, горох, виноград, орех, апельсин, желудь, помидор, огурец). Таким образом, плоды – это орган растения, который образуется из цветка. Плоды бывают сухие и сочные. А еще мы сказали, что плоды бывают разные по размеру и количеству. О самом большом плоде на земле расскажет Никита. Самым большим плодом на Земле является плод пальмы, которая растет на Сейшильских островах. Это высокая медленнорастущая пальма. Цветы собраны в пучки, и цветение растягивается на 8 – 10 лет. На месте цветов образуется плод, который созревает в течение 7 – 10 лет и достигает веса 13-18 кг. Созревшие плоды люди используют в пищу, а из кожуры делают посуду. (рассказ сопровождается показом картинок). О самом маленьком плоде на земле расскажет Таня. Самый маленький плод на Земле у орхидеи, которая растет на стволах и ветвях других растений. Орхидея очень красивое растение, которое цветет месяцами. На месте цветка образуется стручок, в котором находится до миллиона мельчайших плодиков, размером меньше 1 мм. (показ картинки). - У какого растения самый большой плод? А самый маленький? Итак, мы изучили плоды и их виды. б) Семена. А теперь переходим к практической работе и выясним, что же находится внутри каждого плода. Возьмите плод подсолнечника, вскройте его и посмотрите, что находится внутри. Возьмите плод вишни , вскройте его, что увидели? А теперь съеште дольку мандарина. Что находится внутри? Посмотрите, я разрезаю яблоко. Что вы увидели? Значит, какой можно сделать вывод? Что находится внутри плода? Внутри плода находятся семена. Когда вы вскрывали плод желудя и подсолнечника, сколько там было семян? А сколько семян вы увидели у мандарина и яблока? Значит, плоды бывают односемянные и многосемянные. Запись на доске. Запись в тетради. - Сколько семян у огурца, помидора, арбуза, черемухи, вишни, сливы? (вывешиваю картинки под видами). Нарисуйте односемянные плоды и многосемянные плоды в тетради. - Как вы думаете, для чего растению нужны семена? - Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало? Поэтому, подумайте ребята, прежде чем сорвать цветок, потому что вы лишаете его будущего плода, который пригодился бы человеку или животному, лишаете его продолжения жизни. Поиграем в игру «Чьи это детки» в) Питание человека. Питание человека очень разнообразно. А растительная пища для него необходима. Многие плоды мы употребляем в сыром виде – это очень полезно для здоровья 7. Первичное закрепление. Карточка – тест. 1.На месте чего образуется плод? а) стебля; б) цветка; в) листа. 2.Какие бывают плоды? а) сухие; б) мокрые; в) сочные. 3.Где находятся семена растения? а) внутри плода; б) на корнях; в) на стеблях. 4.Для чего нужны семена? а) употреблять в пищу; б) для размножения растения; в) для изготовления поделок. III. Заключительная часть. 8. Домашнее задание Нарисовать 3 сочных плода, 3 сухих. Вспомнить сказки, в которых встречаются плоды. 9. Итог урока. - С какими органами растения познакомились? - Как вы считаете плод и семя – это важные органы растения? Конечно, и корень, и стебель, и лист, и плод, и семя – все органы важные, у каждого своя задача, чтобы растение росло и радовало всех. Спасибо за урок! |