Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ЛичностныеУУД: умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ЛичностныеУУД: умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Ход урока
1.Актуализация знаний и мотивация
-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
-Как вы понимаете эту фразу? (Не каждый человек способен устоять перед богатства. Многие имея в руках, большие деньги теряли голову или тратили их без пользы Сохранить-мудрость. Ведь деньги не только нужно уметь зарабатывать, но и уметь их сохранить. Вот сохранить их на благое дело порой бывает трудно, ведь в нашей жизни очень много соблазнов. Не каждый человек умеет со смыслом расходовать деньги. Для примера, можно взять женскую половину населения. Как только у нас появляются деньги, мы бежим по магазинам и там мы начинаем тратить их, иногда необдуманно. А вот пожилые люди, умеют по умному расходовать деньги.)
- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(о государственном бюджете).
- Что такое госбюджет? (План доходов и расходов государства.)
- Откуда государство получает доходы? (Налоги граждан и организаций)
- Что такое налоги? (Деньги, поступающие в бюджет.)
- На что государство расходует полученный доход? (Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)
Я бы в экономисты пошёл, пусть меня научат. Экономист – это человек, который знает о деньгах всё. Представьте себе, что в будущем вы хотите устроиться на работу экономистом. Для этого вам необходимо пройти тестирование. Соотнеси понятия первого столбика с словами второго столбика.
Понятие
Значение понятия
1
сбережения
А
Обмен одних товаров на другие
2
зарплата
Б
Деньги, которые откладываются на будущее
3
доллар
В
Денежная единица, используемая в России
4
копейка
Г
Предмет, который продается и покупается
5
товар
Д
Плата за работу
6
рубль
Е
Денежная единица, используемая в США
7
бартер
Ё
Самая мелкая по достоинству монета в России
8
деньги
ж
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги
Ответы впиши в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7
8
-Проверь себя по ключу.
-Оцени свою работу:
8-7 совпадений-ПОЗДРАВЛЯЕМ! ТЫ ПРИНЯТ НА РАБОТУ ЭКОНОМИСТОМ!
6-5 совпадений-ТЕБЕ НУЖНО ПОДУЧИТЬСЯ! ПРОЙДИ КУРСЫ!
1-4 совпадения-ВЫБЕРИ ДРУГУЮ ПРОФЕССИЮ!
Что помешало (помогло) тебе выполнить задание как можно лучше? Что нужно сделать, чтобы улучшить результат или закрепить свой успех?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модельный ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
Б
Д
Е
Ё
Г
В
А
Ж
2. Введение в тему
-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово. (кроссворд на доске)
Вопросы:
1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход).
2.Стоимость одной вещи (цена).
3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).
5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.
3.Работа по теме урока
- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)
- Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников).
- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? ( Да).
- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).
–Это будет тема урока. Поставим перед собой цель. (цели записываются на доске: познакомиться с понятием «Семейный бюджет»; научиться планировать бюджет семьи)
- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет”
- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?
- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (Доходов и расходов).
ЭТО ЕСТЬ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ. Для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов, который называется «Семейный бюджет».
-Сгруппируй эти слова на две группы, запиши в таблицу.
Доходы
Расходы
- Сравни свою таблицу с таблицей в учебнике на стр.76.. Дополни таблицу
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).
- Откуда еще доходы могут поступать в семью?
Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.
4. Работа учащихся со словарем.
- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.
Прибыль - получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату (это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)
- Какие расходы обязательны ежемесячно?
- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.
-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.
5.ФИКСИКИ. Жили – были фиксики, дружная семья. Папа с мамой работали, а дедушка и бабушка смотрели за детьми. Доходы и расходы измерялись фиксами. Подсчитай доход этой семьи, запиши итог в таблицу.
Доход
Мама
30 ф
Папа
40 ф
Бабушка
15 ф
Дедушка
15 ф
Итого: ______фиксов
Выбери и отметь рядом галочкой те товары, которые ты посчитал нужными приобрести.
Товар и услуги
Цена, фиксы.
Лекарства
1 0
Продукты
50
Одежда
20
Обувь
10
Бытовая химия
5
Транспорт
1 0
Велосипед
15
Книги
5
Компьютер
70
Игрушки
15
Платежи за квартиру
30
Диски с мультфильмами
3
Посещение цирка, театра
5
Посещение боулинга
10
Туристическая поездка, отпуск
100
Поход в кино
10
Мороженое, конфеты
5
Фрукты
1 0
Подсчитай доходы и расходы.
Сравни их. Прокомментируй полученные результаты
-Сумели ли вы, вложится в сумму доходов?
-Кто не уложился в семейный бюджет? Как можно сэкономить? Что можно сократить?
- Выберите полезные советы на карточках, отметьте галочкой и прочитайте.
1) Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
2) Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
3) Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4) Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
5) Экономия семейного бюджета – откажись от экскурсии в музей.
6) Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
7) Бережно относись к своим вещам.
8) Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
9)Чаще пользуйся услугами такси.
10) Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.
11)Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
– Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».
6. Рефлексия учебной деятельности.
-С чем познакомились на уроке? -Чему научились? Достигли планируемого результата?
7. Домашнее задание.
ПОДАРОК. Вы все любите получать подарки. Представь, что тебе подарили на день рождения большую сумму денег. Укажи, какую сумму. Составь план своих возможных расходов.
Сумма _________
План моих расходов: ___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________