Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ЛичностныеУУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Ход урока
1.Актуализация знаний и мотивация
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Учитель:
-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.
На доске запись: эпиграф урока
Учитель:
-«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело
расходовать – искусство».
- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
( На прошлом уроке мы говорили о государственном бюджете).
- Что такое госбюджет?
(План доходов и расходов государства.)
- Откуда государство получает доходы?
( Налоги граждан и организаций)
- Что такое налоги?
(Деньги, поступающие в бюджет.)
- На что государство расходует полученный доход?
(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)
2. Самоопределение к деятельности
Учитель:
-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах, разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.
Работа в парах; учащиеся разгадывают кроссворд на карточках. Приложение 1).
Вопросы:
1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход).
2.Стоимость одной вещи (цена).
3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).
5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.
После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.
3.Работа по теме урока
Учитель:
- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)
- Что такое семья?
(Группа, живущих вместе родственников).
- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи?
( Да).
- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся?
(Семейный бюджет).
- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет”
- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?
- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
(Доходов и расходов).
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
(Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).
-Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.
4. Работа учащихся со словарем.
Учитель:
- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату
(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)
- Какие расходы обязательны ежемесячно?
- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.
-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.
5. Практическая работа в группах.
Учитель.
-На карточках записаны доходы вашей семьи, сосчитайте и запишитеитог.Выберите те товары, которые вы посчитаете нужными приобрести. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой. Подсчитайте доходы и расходы. Сравните их. Обсудите в группе.
-Сумели ли вы, вложится в сумму доходов?
-Кто не уложился в семейный бюджет? Что можно сократить? Как можно сэкономить?
- Об экономике поговорим на следующем уроке.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:
- А теперь оцените работу своей группы с помощью сигнальных карточек: зеленый – работали все очень хорошо;
синий – работали хорошо, но не на полную силу;
красный – старались, но не все получилось.
7. Домашнее задание.
Внимательно прочитать стр. 75-78 учебника
Составить бюджет своей семьи на следующий месяц.
- Спасибо за урок!
Использованная литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.- 944стр.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-175 с.
3. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Окружающий мир: 3 класс» / Е.М.Тихомирова – 3-е из зд; перераб. И доп. – М.: издательство «Экзамен, 2013.- 367 с.