Работа предназначена как для учителя начальных классов по подготовке учащихся к грамотному письму, так для учащихся для самостоятельной работы. Данным материалом могут пользоваться и родители.
Знать: язык – средство общения, основное понятие о языке.
Уметь: читать и пересказывать текст, составлять предложения и рассказ, находить
слово в слове.
1.Чтение текста и пересказ. Детям раздаются индивидуальные карточки с
текстом. Дети читают текст самостоятельно и пересказывают.
В детский сад пришли Толя и Коля. Их привели мамы. Толю спросил Коля.
- Где работает твоя ?
- Моя мама врач. Если человек заболеет, она вылечит его.
- А где твоя мама работает?
- А разве ты не знаешь? – удивился Толя.
- Моя мама - пекарь.
1.Работа проводится в парах.
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.
2.Учитель раздает детям карточки, дети работают самостоятельно.
В свежем воздухе сверкает_______________________________
Первый чистенький_____________________________________
И румянит детям________________________________________
Шла ________________вдоль тропинки.
И несла _______________в корзинке
__________опят и __________лисичек
Для лисят и лисичек.
Найди слово в слове.
МРАК ( рак, мак)
МУХА (уха)
4.Учитель читает стихи, учащиеся отвечают хором.
Пословица, тебя мы знаем
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место
У вратаря большой улов,
влетело в сетку пять волов (голов)
Тает снег, течет ручей
На ветвях полно врачей (грачей)
Я в любую непогоду
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Письмо по памяти. Учащиеся читают текст, заучивают его, пишут по памяти.
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен на нашей планете!
Проверочный диктант.
Игра
Ребята играли в школу. Таня была учительница. Петя принес ручку и тетрадь. Он стал писать буквы. Леня открыл букварь. Он читал стихи. Люба пела песни. Дети так увлеклись, что не заметили кошку. Она тоже пришла в школу.
Занимательная минутка
Назовите слова, обозначающие предметы, из сказок «Колобок», «Репка», «Лиса и волк», «Гуси – лебеди».
Что могут обозначать слова: ключ, коса, нос, звезда, лук?
Превращение слов – волшебная цепочка. Учитель читает первое слово, дети по очереди продолжают придумывать слова, побеждает тот, кто последним назовет слово.
( слог – ло только в шести словах- ловить, голова, крыло, молоток, мыло, лопата, а в
других словах сочетание - ло не является слогом)
Продолжи текст, подбирая нужное слово. Работают индивидуально.
Я видел зайца на картинке в книге.
У него небольшая __________, длинные __________,короткий _________. Передние лапы у зайца _______, а задние - __________. Зимой шерстка у зайца _______, а летом - _____. Зайцы питаются __________________.А зимой, когда нет____________,они обгрызают ________________деревьев. …………………………………………………………..
Тема №4 Викторина любознательным
Знать: понятие о слове и его значении, что такое викторина, лексическое и
грамматическое значение слова.
Уметь: составлять из одного слова несколько слов, отвечать на вопросы,
использовать грамматические навыки при составлении слов.
Наборщик. Детям дается задание из данных слов составить как можно больше других слов. Работа проводится по рядам.
Найдите слова. Составить лесенку слов по первой и последней букве. Детям раздаются индивидуальные карточки.
Б - - - - - - - - - - а бензоколонка
Б - - - - - - - - - а барабанщица
Б - - - - - - - - а библиотека
Б- - - - - - - а балалайка
Б - - - - - - а балерина
Б - - - - - а берлога
Б - - - - а бумага
Б- - - а бочка
Б- - а база
Б – а бра
3.Грамматическая арифметика. Работа в парах .
С + мелкое место поперек реки = ? ( Сброд)
С +домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = ? ( Скот)
С + хвойный лес = ? ( Сбор)
С + спрятанные ценности = ? ( Склад)
С + место стоянки судов = ? ( Спорт)
С +тонкая ветка = ? ( Спрут)
С + сражение = ? ( Сбой)
С + дом для отдыха = ? (Сдача)
Хвостоглав. На доске записаны части слова, нужно добавить нужную букву или звук так, чтобы получилось новое слово.
Мы – мальчишки – коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начало и хвосты
МЕЛЬ
МОЛ
МАК ( шМЕЛЬ, МЕЛЬница, хМЕЛЬ, МОЛоко, МОЛодец,
МОЛь, сМОЛа, МОЛекула, МАКароны, гаМАК, МАКет)
Доскажите словечко. Учитель читает вслух, дети хором договаривают слова.
Часовщик,прищурив глаз, А петух с колючим ежиком
Чинит часики для …(нас) Режет сало острым …( ножиком)
Кто один имеет рог? Собаки, не троньте верблюда
Отгадайте! …( носорог) Для вас это кончится худо:
Он ловко дерется с врагами
Своими большими …(ногами)
Тема № 5 Игра с буквами и словами
Знать: как правильно произносить слова, понятие о букве Э.
Уметь: отгадывать головоломки, подбирать к слову пару, выявлять слова –
невидимки, уметь играть в слоговой аукцион.
Буква Э недовольна. Учитель читает текст, дети внимательно слушают и стараются запомнить. По представлению рисуют букву Э.
- Э-э,- ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не на самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!...
Но буквы сказали:
- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть!
Нарисуйте букву Э. Какой вы ее нарисуете?
Головоломки.
А) Чем больше от меня берут, тем меньше я становлюсь (ЯМА)
Б) Чем нас больше, тем меньше весу? ( ДЫРКИ НА ОДЕЖДЕ)
Подберите пару. Работа в парах. У каждого ребенка одно слово, прочитай слово и найди свою пару.
Чернила черный
Чай чистый
Чайник честный
Человек чуткий
Чертеж чудесный
Часы червивый
Чернослив четкий
Слоговой аукцион.
Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю.
Вместо черточек – буквы. Детям раздаются карточки, и предлагается определить слово по подсказке учителя. На карточке ребенок записывает слова, итог работы – взаимопроверка.
А) Снежная буря вь - - -
Б) Домики для пчел у – ь –
В) Мать, отец,дети с - - ь –
Г) Животное о - - - ь - - -
Д)Ягоды, сваренные в сахаре в - - - - ь –
( вьюга,ульи, семья, обезьяна, варенье)
6.Слова – невидимки. Учитель читает стихи, дети договаривают слова.
- Хотя на вкус я горьковата,
Но любят грызть меня ребята Р - - - - - -
А я похожа на топор
Со мною стражник шел в дозор - - - - Р –
А я взлетаю над костром
И гасну в сумраке ночном -- -Р –
Соединяй меня с расчетом,
Когда подводишь мяч к воротам Р - - -
Я тем, конечно, интересен,
Что никому я неизвестен И - -
Тема № 6« Путешествие в «Читай город»
Знать: стихи о цветах, как правильно пересказывать текст.
Уметь: читать выразительно стихи о цветах, самостоятельно читать текст, работать
с текстом, пересказывать прочитанный текст.
Конкурс на лучшее чтение стихов о цветах. Дети читают стихи наизусть.
Есть один такой цветок, Весь в пыли( хоть сил немного)
Не вплетешь его в венок У дороги он торчит
На него подуй слегка, У него согнулись ноги,
Был цветок – и нет цветка Неприметен он на вид
(одуванчик) (подорожник)
У занесенных снегом кочек, Под солнышком подсолнечник,
Под белой шапкой снеговой Когда денек погожий,
Нашли мы маленький цветочек, Весь день глядит на солнышко,
Полузамерзший, чуть живой. Сам на него похожий.
(подснежник) ( подсолнух)
2.Чтение текста самостоятельно. Чтение по рядам. Каждый ряд читает свой отрывок из произведения, и пересказывают другим учащимся.
Рябина
Круглый год украшает рябина наши леса, села, города. Но почему рябину назвали именно рябиной? Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло –зеленые, и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья,и ветки, и воздух. «Рябины» , - говорили в народе.
Арбуз
К концу лета поспевает у нас на бахче огромная ягода – арбуз. Как мы привыкли к
этому слову. Сколько стихов и загадок знаем про арбуз. А слово это, оказывается, проделало
большой путь, чтобы попасть в наш язык из древних тюрских языков, где означало влагу,
жидкость.
Малина
Душистую и сладкую малину знают все. А почему ее так зовут, знают немногие.
Название ягоды связано с ее цветом: лилово – красным, с фиолетовыми оттенками. Восходит
оно к древним корням, обозначающим темные, нечистые, грязноватые оттенки
3.Пересказ прочитанного текста «Верблюжонок Бюль – Бюль». Чтение
текста по ролям с последующим пересказом.
Верблюжонку Бюль –Бюль очень хотелось, чтобы у него все было как
у людей.
-Мама, я тоже хочу спать в люльке!
-А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже?- спросила верблюдица.
-Нет, он такой мягкий… - обрадовался Бюль – Бюль.
-Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз.
-А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
-Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль – Бюль.
-Мама, я тоже хочу есть урюк,- сказал он в следующий раз.
-А разве колючки, которые мы едим, хуже?- спросила верблюдица
-Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль – Бюль.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте,- сказал он в следующий раз.
- Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
- Конечно же, нет! – засмеялся Бюль- Бюль. И никогда не вырастет.
Тема № 7« Путешествие в страну, где живет буква А»
Знать: слова, которые начинаются на букву а, отличие звука от буквы, правила
игры «Перекрестки», «Пирамида»
Уметь: выполнять фонетическую зарядку, читать текст – улыбаясь, находить
одинаковый звук в словах, подбирать пару к словам, играть в игры
«Пирамида», «Перекрестки»
Фонетическая зарядка., когда осматривает горло? (А-а-а)
Б) Как девочка укачивает куклу? ( А_А_А, А-А-А-)
Кто больше? Учащимся учитель раздает индивидуальные карточки, на которых написаны слова: «в начале», «в конце», « в середине». Дети подбирают слова по данному заданию.
А) Придумать слова в которых звук а в начале. (астра, аист, август)
Б) Придумать слова, где буква а в середине. ( банка, собака, плавать)
В) Придумать слова, где буква а в конце. ( доска, сестра, голова)
Г) Назовите имена людей, клички животных, в которых звук был в начале. (Аня, Ася)
Д) Перечислите месяцы года, в которых есть звук А. ( март, май, август)
3. Читаем – улыбаемся «Школа клоунов». Учащиеся читают текст
цепочкой, передавая цепочку своему другу.
Ирина Вадимовна начала урок.
Сегодня в конце урока я покажу вам, как можно записать звуки.
Возьмем звук а. Какие слова с него начинаются?
- Арбуз, автомобиль.
- Верно.
- И я тоже начинаю с этого звука, если подходить ко мне серьезно,- сказал клоун
Саня.
- Почему?
- Если подходить ко мне серьезно, то я не Сеня, а Александр.
- И я заканчиваюсь этим звуком, закричал Шура.
- Молодцы!
Кто внимательный? Детям раздаются карточки со словами, работа проводится по вариантам.
А) Найдите одинаковый звук в словах: Арбуз, барабан, аист, аквариум,
астра, алфавит.
Б) Подбери пару
Арбуз аппетитный
Ананас аккуратный
Архитектор алый
Астра ароматный
Аптекарь ажурный
Атлас авторитетный
Пирамида «Кто быстрее?» (по вариантам)
Перекрестки
А А __ ___ ___ __ ___ А
А____А ___ А __ ___ ___ А ____
А____ _____А ___ ____ А __ А ____ ____
А_______ ____ _____А ____ ___ ___ А ___ ___ ___
А_____ _____ _____ ______А ___ ___ А ___ А ___ ____
А ___ ____ ____ ____ _______А ___ А ____ ____ ____ А ____
Тема № 8« Слово, словушко, словечко»
Знать: что такое анаграмма, головоломка, как правильно подобрать
пропущенное слово в тексте.
Уметь: правильно подбирать «потерянную» букву в слове, разгадывать
головоломки, выполнять анаграммы, заканчивать предложение.
Буква потерялась
- кула, -кв – риум, - стр - , - ист, ма - - на.
Слово рассыпалось. На доске записаны «рассыпанные» буквы. Учащимся нужно собрать слова.
Помоги поставить слова на свои места. Детям раздается текст и предлагается задание поставить слоги на свои места. Работа проводится в парах.
Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу. Все перепуталось. Книги рассыпались. Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуй вернуть их на свое место.
… выпал жаркий, жаркий
Ах, как душно в зоопарке.
… пропал у пони
… вянут на газоне.
А мартышка не страдает -
… уплетает.
Анаграммы
Придумай новые слова, состоящие из этих же букв.
Атлас (салат), акт(так), адрес (среда), армия ( Мария), автор (товар, отвар), аист (стаи), араб(раба), анис (сани), арфа (фара).
5.Головоломки. Текст читает учитель, учащиеся находят ошибки.
«Путаница»
Это что за Ералаш?
Заточили карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мел крокодил,
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла
Что – то, наверное, было не так:
Что же напутал поэт наш, чудак?
6.Доскажи предложение. Работа проводится в парах. Один учащийся читает предложение, другой – его заканчивает.
Вместо точек придумай слова на букву Г.
- Машина стоит в _________________( гараже)
- Гость проживает в __________________(гостинице)
- Брат хорошо играет на _________________( гитаре)
- Виноград рос на ______________________________(горе)
- Под березой нашли крепкий _________________________________________(гриб)
- Папа любит читать ______________________________________________(газеты)
- На дереве сидит черный ________________________________________ (грач)
- Гриша любит забивать___________________________________________ (гв
Тема № 9« Собери букет из звуков»
Знать: слова на букву Б, как правильно построить предложение, как переставив
букву, из одного слова сделать другое, знать название городов.
Уметь: выполнять грамматическую арифметику, находить и подбирать слова на
буквы К, Б, дополнять предложение.
Грамматическая арифметика. Загадай грамматическую загадку. Работа проводится в парах.
Липа + нота = животное (антилопа)
Том + вата = оружие ( автомат)
Кета + трон = мясной продукт ( антрекот)
Рыба + соки = фрукты ( абрикосы)
Найдите слова. Учитель записывает лесенку букв на доске, ели дети затрудняются, прочитать загадку, стихотворение про данное слово. Дети работают индивидуально.
Б - - - - - - - - - - а
Б - - - - - - - - - а
Б - - - - - - - -а
Б - - - - - - -а
Б - - - - - - а
Б - - - - -а
Б- - - -а
Б - - -а
Б - -а
Б -а ( бензоколонка, барабанщица, библиотека, балалайка,
балерина, берлога, бумага, бочка, база, бра)
Дополни предложение. Детям раздаются карточки, на карточке записано одно предложение. Каждый ребенок самостоятельно выполняет задание.
И зимой и летом зеленеет в лесу …….(ель)
Под елью спрятался в лесу колючий ……(еж)
На тарелке лежала вкусная ……(еда)
Я пойду сегодня в ……(школу)
Веселая география. «Веселая переменка»
Из название, какого города можно сделать начинку для сладких пирожков? (Изюм)
Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? (И – Волга)
Переставьте букву в слове ИГРА так, чтобы получилось столица государства. (Рига)
Грамматическая арифметика
Кабан – ан +лук = ? ( каблук)
Корь – ь + идол – л + р = ? ( коридор)
Ква + рак – ак + тира = ? ( квартира)
Кот = елка – ка = ? (котел)
Кедр – др + росинка = ? ( керосинка)
Кар +то+т фельдшер – дшер = ? ( картофель)
Кар +согласный П = ? ( карп)
Кар + знак препинания = ? ( карточка)
Кар + горное село = ? ( караул)
Тема № 10« Чудо из чудес»
Знать: пословицы о труде, слова на букву Ф, загадки, как правильно отгадать слово
по двум буквам.
Уметь: подбирать пословицу по началу, по концу пословицы, составлять слоговое
лото, составлять из данного слова новые слова, отгадывать загадки.
1.Отгадайте пословицу по двум словам. Работа проводится по вариантам, первому варианту дается начало пословицы, второму варианту дается конец пословицы. Учащиеся находят себе пару и соединяют пословицу.
Дело – безделье Языком - делом
Дело – потеха Рыбку - из пруда
Дружба – служба Свет - тьма
Рублей – друзей Языком – делом
2.Слоговое лото. Слоги «рассыпались», дети собирают из рассыпанных слогов слова.
Составьте слово из слогов: фор,фар,фла, фы, фи, тук, ма, жок, шар, кон, кус.
( форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус )
3.Наборщик
Составьте из слов новые слова
ФАБРИКА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КОНСТИТУЦИЯ
4.Отгадайте загадки
А) У кого есть шляпа без головы, а нога без сапога? (У гриба)
Б) Один льет, другой пьет, третий растет? ( Дождь, земля, растения)
В) Текло, текло и легло под стекло ? ( Вода и лед)
Г) Есть всегда он у людей.
Есть он и у кораблей? ( Нос)
5 Играть - играй, да дело знай.
Отгадай словечко …
С «Б» - смертельна я бываю,
С «М» - меха я пожираю
С «Р» - актеру я нужна
С «С» - для повара важна ( Боль, моль, роль, соль)
5 Один - много. Много - один. Дети работают в парах. Один учащийся называет предмет «один», второй учащийся называет предмет, если их «много»
Лев - ….. Книги - …..
Шарф - ……. Малыши - ……
Зонт - ….. Яблоки - ……
Стол - ….. Столы - …..
Пол - ….. Тетради - ……
Сыр - ….. Рыбаки - ……
6.Десять люков. На доске записаны слова «10 люков». Дети по желанию выбирают себе слово и отгадывают «люк» Побеждает тот, учащийся, который больше наберет себе «люков»
Вот десять « люков» - в слово загляни
Ответы к загадкам подскажут они.
Без этого не играют в хоккей -------лю-----к----- (клюшка)
А в этом гулять веселей и вольней -----лю----к ----о ( полюшко)
Этот в руке у Бабы Яги -----люк--- (клюка)
Этот пекут, как пекут пироги ---лю----к---- (плюшка)
Этотне знает, что значит улыбка ---люк---- (злюка)
Этот - в гнезде живущая рыбка -----лю---к---- (колюшко)
В тот молочко наливают кошке ---лю-----к --- (блюдечко)
Этот с болота приносят в лукошке ---люк --- (клюква)
Этотт искал Карабас Барабас ---лю------к (ключик)
Этот опасен для рук и для глаз ----лю-----к (колючка
Тема № 12 «Кто найдет слово? Перевертыши»
Знать: что такое слог, как определить количество слогов в слове, что такое
предложение, как изменить слово «перевертыши»
Уметь: придумывать слова, дополнять предложения, изменять слова, играя в игру
«Воронья грамота»
Слоговой аукцион. Учитель раздает детям слоги, записанные на карточке.
Детям дается задание:
Придумайте слова, в которых слог ТИ был бы первым слогом.
(ПИЛА, ПИРАМИДА, ПИРОЖОК……….)
Придумайте слова, в которых слог ПА был бы вторым слогом.
(ЛИПА, ЛАПА, ЛУПА, ПАПА………
Дополни предложение. Работа проводится в парах. Каждый ребенок получает задание (у одних начало предложения, у других - слова). Дети ищут себе пару, ориентируясь на предложение.
На огороде выросли красивые …………………
В саду распустились большие ……………………..
Мальчик отправил …………………………………..
Полина сняла ……………………………………….
(помидоры, пионы, письмо, пальто)
3.Веселые звуки. Учитель читает текст, дети его заканчивают.
Лес пилить пустились вилы,
Обратившиеся в ………….(пилы)
Брошен в печь соломы ворох,
Вспыхнул он как будто……………(порох)
Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на ……………(полку)
Лучше ты в лесу не вой,
Лучше вцирке песни ………..(пой)
4 Перевертыши. Дети работа индивидуально на карточках.
ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ. ИДИ, МАКАР, К РАКАМ. ИЩИ МАСЛИНЫ,
НИЛ, САМ. ИШАКУ КАЗАК СЕНА НЕС, КАЗАКУ КАШИ.
5 Воронья грамота. Работа проводится в виде игры. На урок « прилетела ворона».
Она раздала детям перышки со словом кар. Дети подбирают слова и крепят
перышко вороне.
Подмосковная ворона
Мне доставила пакет.
В нем широкий листик клена,
Что ни строчка - то секрет!
«Кар!» - А рядом в клетках пусто.
Поразмысли посиди
И с вороньего на русский
Все слова переведи.
КАР - - - - - картошка
- - КАР - - - - лекарство
- - - КАР - - маскарад
- - КАР - - пекарня
- - - КАР – пескарь
Тема № 13 « Хитрые звуки и буквы»
Знать: как выполнить работу с рифмованными предложениями, правила выполнения
Уметь: читать стихи выразительно, проговаривая каждый звук, выполнять задание на
внимание, работая с буквами и звуками, быстро, четко проговаривать
скороговорку.
Рифмованные упражнения. Дети читают стихи о звуках наизусть. Итог подводят дети. «Самое лучшее чтение стихотворения наизусть»
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас
Мы не звуки, мы – буквы речи
Произносят и слышат нас
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет
Звук получается гласный
А согласные ……согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
2 Артикуляционная гимнастика. Детям раздаются индивидуальные карточки со
скороговорками. Дети выполняют тренировочные упражнения, затем читают
скороговорку наизусть.
На дворе трава, на траве дрова
Наш Полкан попал в капкан
Архип осип, Осип охрип
Ткач ткет ткань
У пеньков опять пять опят.
3 Лингвистическое задание.
Прочитайте стихотворение, кто какие звуки не выговаривает?
Мимо сада не спеша шли четыре малыша
- Поиграем, что ли в пятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
- Вучше в вунки поигвать!
- В пятки, в вунки,
- Что такое?
- Ничего не разобрать.
4 Секретный приказ. Работа проводится по группам. Каждая группа работает с
данным набором букв.
Лишь буквы те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз,-
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ
З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э
Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М
Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я Ч З
Примечание: Зачеркни буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитай
приказ.
Ответ: БУДЬ ВРАГОМ ЛЕНИ.
Тема № 14 « В гости к животным»
Знать: название животных, как правильно разгадывать ребусы, слова на букву с.
Уметь: дополнять слово, предложение, придумывать ребусы и отгадывать их,
читать и пересказывать текст, выбирать из текста слова на заданную
букву, определять род.
Дополни слово. Детям раздаются индивидуальные карточки в виде животных и птиц. Дети выполняют задание, побеждает тот, у кого совпала карточка с ответом (страус, слон, сокол, колибри, носорог)
«ТОЛЬКО ЖИВОТНЫЕ»
Здесь слова первого конец
Началом стал второго
Теперь для черточек пустых
Найди – ка третье слово
СТРА – ЛОН
Вот слово странное «СТРАЛОН»
Не зверь он и не птица
Добавишь УС и сразу он
В обоих превратиться
страУСлон = СТРАУС и СЛОН
СО -----ИБРИ
«Не сделать без меня оград», -
Три буквы дружно говорят
СЛОНО ---ОГ
Тихо я в углу сидел,
Пока пылесос меня не съел
(КОЛ: сокол, колибри)
(СОР: слон, носорог)
Все на ловлю слонов! Работа проводится в группах. Придумать ребусы со словом слон. Каждая группа работает самостоятельно.
Ловить слонов - не шуточное дело!
Здесь надо действовать проворно и умело
Все на охоту! Стадо перед вами
Слонов стреножьте точными словами!
СЛОН СЛОН СЛОН
3 Кто внимательный? Учитель читает текст, дети внимательно слушают
Запомни слова со звуком С, которые тебе встретятся в сказке. ( слова со звуком с
учитель проговаривает четко, громко медленно)
Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол,
красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в
стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в
сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе - сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала,
ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала, или какую – нибудь сказку рассказала.
- Совести у тебя нет, - рассердилась собака.- Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся
отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита. Не даром говорят: Свинью за стол, она и ноги
на стол»
Тема № 15 « Научное открытие. Звукопись»
Знать: как называются слова, противоположные по смыслу.
Уметь: писать слова под диктовку, подбирать к словам антонимы, разгадывать
ребусы «Лесенка».
1.Наоборот. Дети читают стихи и подбирают антонимы ( 1 вариант), подводя итог (2
вариант)
Назовите слова, противоположные по смыслу.
Я антоним к слову ЗНОЙ
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …(прохлада)
Я антоним к слову СМЕХ
Не от радости, утех
Я бываю поневоле:
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? …
Это …. (плач)
2.Лесенка. На доске нарисована лесенка. На самом верху - приз. Детям дается задание:
подняться по лестнице и взять приз. Дети подбирают слова цепочкой. Выигрывает
Запомни и перескажи. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и пересказывают, называют слова с правописанием жи-ши.
Соревнование на знание ЖИ - ШИ.
Однажды собралось в лесу много зверей. Вышел в перед медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание ЖИ и ШИ…..» Стартовали бельчонок, зайчонок ,и лисенок.
Вот и первое препятствие : Стоят ЛЫ ,а дальше точки …. Нужно вставить какой-то слог.
Лисенок дописал ЖЫ.. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: «ЖЕ!» Лыжи стоят. Бельчонок
Добавил ЖИ , и получилось ЛЫЖИ, и лыжи поехали.
А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО.. А дальше? . Лисенок и зайчонок сошли с дистанции , а бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем , выиграл главный приз: Лыжи и галоши.
Считалочка. Учитель разучивает считалочку с детьми. Чтение считалочки наизусть.
Чики – чи-чикалочка, Зайчики - на тачке,
Едет гусь на палочке, Мальчик – на собачке
Уточка – на дудочке, Чики – чи – чикалочка-
Курочка - на чурочке Вот и вся считалочка .
Тема № 17 « Грамматический род в растительном мире »
Знать: что такое имя существительное, изменение имен существительных по
родам, как правильно определить род имен существительных.
Уметь: определять род имен существительных, угадывать сказки, писать слоговые
диктанты, выполнять лингвистические задания, угадывать слова.
1.Угадайте сказку
Отгадайте, героям, каких сказок принадлежат слова: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…»
2.Слоговой диктант.
Придумайте слова, которые связанные с растительным миром и начинаются со слога ЛИ.
( Один ученик начинает слово, другой его продолжает)
3.Прочитайте слово
АКРОСТИХ
Я ельником шла, гостинец нашла-
Отличны, отличный, отличный!
До самых краев корзина полна
И свеж аромат, земляничный
А теперь назовите и запишите лесные ягоды, которые лежали в корзине и название ягод начинаются с букв: Б, Г, М, Е, К, З, Ч. Определи род данных существительных.
Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написания.
Собирала Маргарита, маргаритки на горе
Растеряла Маргарита, маргаритки во дворе.
В поле Поля –Полюшка, полет поле- полюшко
Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя сережка!
(Выбери существительные , определи род)
5.Поле чудес. Работа проводится в виде игры.
Узнай слова
Это слово из шести букв можно найти на полу
П- - - - Т
Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина.
П - - - Т
Еще одна потерялась –ищи слово в дипломатических документах.
П - - Т
Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист
П – Т
Осталось всего две буквы, слово стало совсем легким и закружилась в танце
П –
Тема № 18 Игра – викторина «Золотой клюрчик »
ЗНАТЬ: как правильно образовать новое слово, как правильно сочинить сказку.
Уметь: образовывать новые слова из предложенных слов, выполнить задания –
загадки, сочинять колыбельные песенки.
Образуй новое слово. Работа проводится индивидуально. Учащимся раздаются карточки, дети подбирают слова.
КАША - ка – ло –ша
РЕКА - ___________________________________
ЖАБА - __________________________________
КОРКА - _________________________________
СОК - ____________________________________
ГОД - ____________________________________
ПОЛ - ___________________________________
ДИНА - _________________________________
2.Разбежались слова. Буквы потерялась. Работают самостоятельно.
Стихи играют в ____________________
Да некому водить.
Кто хочет на _______________________
_______________________находить.
3.Учимся сочинять колыбельную песенку. Дети работают в парах.
Утка Серый к – зленок,
Ж- лтый ___________________________,
Усы Песик лохматый,
Котик ______________________________,
Скакать Еж –к иглун,
Зайка ______________________________,
Приводить К нам приходите,
Сон ________________________________.
4.Задание – загадка. На доске записаны слова, учитель читает текст, а учащиеся подбирают подходящие слова, записанные на доске.
Где д – ска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть
у нас, это наш пр –сторный ___________________________________КЛАСС
Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома___________ ВАННА
Зага-ка для тебя ле-ка: пишусь всегда через два «К», и мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я _______________________________________________ХОККЕЙ
Он на в-кзалах есть всегда, к нему п- дходят п –езда. Двойное «Р» содержит он, а
называется ___________________________________________________ПЕРРОН
Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше неприменно д-лжна стоять ________________________________________________________________АНТЕННА
Во мне два «К», не забывайте, таким, как я всегда, бывайте. Я точный, чистый и
опрятный, а это значит__________________________________________АККУРАТНЫЙ
Простудился я вчера, гол-ва болит с утра, я закашлялся,охрип. У меня, наверно_________________________________________________________ГРИПП
Тема № 19 «В гостях у парных согласных»
Знать: понятие о парных согласных, как правильно написать слово с парной
согласной.
Уметь: правильно писать слова с парной согласной, выполнять метаграммы,
выполнять творческую работу, играть в волшебную цепочку.
Грамматическая сказка «Спор животных». Учитель читает текст, учащиеся выбирают слова с парными согласными, записывают на листочках. Дети читают записанные слова.
В одном королевстве жили – были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор. В таких словах, как гриб, зуб, мороз, глаз, город, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие согласные. Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце слова, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. с Но на помощь им пришел сам король - всемогущее ПРАВИЛО.
- Парные согласные и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной слышался гласный звук.
Звонкие поблагодарили короля за оказанную помощь и пошли мириться с глухими согласными.
- Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас может одолеть любой враг, - сказало в заключении всемогущее ПРАВИЛО.
Занимательная минутка.
Метаграммы
А) Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут (ПЛОТ - ПЛОД)
Б) С Е – колючий
С у – ползучий ( ЕЖ – УЖ )
Творческая работа. Работа проводится самостоятельно. Дети читают слова, и составляют предложения.
Составь предложения из слов каждого ряда и запиши их.
В, много, лесу, грибов, нашем.
Цветы, маме, принес, папа.
Ярко, светило, Днем, солнышко.
( Найдите слово с парной согласной)
Волшебная цепочка. Детям раздаются карточки с набором слов, нужно записать как можно больше слов. Результат работы – взаимопроверка.
ПРУДСТОГХЛЕБЛЕБЕДЬХОЛОДСУГРОБ
ЗАВОДКОСМОСКОНЬСОБАКАТРУДПРУД
ЯБЛОКОСТЕНКАЛИСТОКСУХАРИКНИГАКАРАНДАШИ
( в какой строчке все слова с парной согласной, подбери проверочные слова)
Это ты знаешь? На доске записаны слова, детям раздаются карточки с парными согласными, дети выбирают нужную карточку при чтении слов учителем.
Б или П ------- клу-ни, ще-ки, хру-кий, зу-чик, улы-ка
Д или Т --------- грана-, зага-ка, конфе-ка, нахо-ка, коро-кий, горо-ки
З или С --------- коля-ка, колба-ка, желе-ка, ири-ка, воло-ки, наре-ка
Тема № 20 « В гости к словарным словам»
Знать: правописание слов с непроверяемой безударной гласной, словарные слова.
Уметь: правильно писать слова с непроверяемой безударной гласной, составлять из
букв и слогов словарные слова, отгадывать загадки.
В гости к птицам. Чтение стихотворения подготовленным учащимся. Пословицы и поговорки дети читают самостоятельно. Работая по карточкам.
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый _____________(ВОРОБЕЙ)
Как ты понимаешь?
* СТАРЫЙ, или СТРЕЛЯНЫЙ, воробей - опытный, бывалый человек
* С ВОРОБЬИНЫЙ НОС или КОРОЧЕ ВОРОБЬИНОГО НОСА –очень
маленький, крохотный.
Русские пословицы и поговорки.
Слово не _______________: вылетит не поймаешь. (ВОРОБЕЙ)
Старого _______________ на мякине не проведешь (ВОРОБЬЯ)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет._______________(СОРОКА)
Русские пословицы и поговорки
______________на хвосте принесла. (СОРОКА)
______________ сама сказывает, где гнездо свила. (СОРОКА)
Буквы рассыпались. Работа проводится по вариантам. Каждый вариант работает со своим набором слов. Результат работы – взаимопроверка.
Составьте из букв и слогов словарные слова
КЫЯЗ_______________ ВЕДМЕДЬ ____________
ЯЗАЦ_______________ СПАБОСИ____________
ТЕРЕВ______________ КАДАШРАН__________
ВАДОЗ______________ АТСУПАК____________
МОЗОР_____________ БОРАТА______________
ЛЕПАН______________ ЛАПТОК_____________
РЕБЕЗА_____________ ШИМАНА____________
Живые загадки. Дети загадывают загадки. Кто больше знает загадок.
Зимой беленький, Кто по елкам ловко скачет С хозяином дружит,
А летом серенький. И взлетает на дубы? Дом сторожит,
Никого не обижает, Кто в дупле орехи прячет, Живет под крылечком,
А всех сам боится Сушит на зиму грибы? А хвост колечком.
(ЗАЯЦ) (БЕЛКА) (СОБАКА)
Тема № 21 «Путешествие в страну Грамоты»
Знать: алфавит
Уметь: правильно называть буквы в алфавитном порядке, выполнять звуковую
слоговицу, дополнять и дописывать слова.
1.Знаешь алфавит – угадаешь слово.
А) Первая Буква этого слова стоит за буквой Р, вторая за буквой Д, третья за буквой М,
четвертая за буквой С, пятая за –Ю , шестая за А, седьмая за –П, а последняя за буквой Ы.
2.Лестница. На доске нарисована лестница, кто быстрее поднимется наверх. Работа
проводится со всем классом.
Поднимись по этой лестнице
Ч – К
Ч – ДО
Ч – ЛОК
Ч – ДАКИ
3.Продолжи: Работа проводится цепочкой. Каждый ребенок записывает свое слово и
передает листочек дальше.
Указа – замазка – сказка - …….
Сыроежка – сережка – дорожка - ......
Пташка – ромашка – кошка -…….
Колбаса – полоска – окраска - ……
4.Две, три, четыре. Работа проводится по вариантам.
- - дка - - -тка
- - - дка - - -тка
- - - - дка - - - -тка
5.Цифровая слоговица. Работа проводится в группах. Каждая группа подбирает
5.Найди ошибку. Детям раздается текст. Прочитать текст и найти ошибки.
Зимой в лесу расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная
пустыня. В ответ я киваю ему головой. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро
удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной
луга затопили речку. Снег засыпало пышным лесом.
Закончи предложение. Учитель читает фразу, а учащиеся ее заканчивают.
Попробуй угадать конец фразы.
Дети ели ……….. . На столе лежат бумага и кра………. .
В лесу растут гри…… . В саду цветут цве …….. .
У нас есть петех и ……. . Зимой бывает хо …….
Тема № 26 Удвоенные согласные пришли сегодня в класс.
Знать: как правильно пишутся слова с удвоенными согласными.
Уметь: выполнять лингвистические задания, находить слова с удвоенной согласной,
разгадывать шарады.
Грамматическая сказка
Про девочку Аллу
Жила - была девочка Алла. Училась она во втором классе. Как – то на дом было
задано написать слова с двойными согласными. Алла получила двойку.
Ночью ей приснился сон. За девочкой гнались двойные согласные. Алла споткнулась и
упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь много слов, в
которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать свое имя.
Что было с девочкой дальше? Продолжи сказку……..
Лингвистические задания
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы
Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал
Если в доме много сора,
В доме может вспыхнуть ссора
Радиоволна идет сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну
Сегодня будет «Кинопанорама»
Какая интересная программа
Буква потерялась
Вставьте букву, найдите слова с удвоенной согласной.
Урок русского языка
На уроке ру…кого языка учител..ница А…а Ивановна диктует сл..ва с удвоенными согласными. Р..бята пишут: а..ея, су..ота, гра..атика, те..ис, ко..екция. После урока ру..кого языка будет урок физкул..туры. Уч..ники будут б..жать кро.. по школьной площ..дке.
4.Шарады
Я мал, и не велик мой вес
От ветра в поле я качаюсь
Но если мне прибавить С,
То я в гиганта превращаюсь (КОЛОС КОЛОСС)
Первая буква есть в слове сурок,
Но нет этой буквы в слове урок
А дальше подумай, и кратное слово
Средь умных ребят ты найдешь у любого
Две буквы у мамы возьми без смущения,
И в целом получишь - итог от сложения. (СУММА)
Тема № 27 Синтаксические упражнения «Животные и их клички»
Знать: как пишутся клички животных, что такое синонимы.
Уметь: к словам подбирать подходящее по смыслу слово, восстанавливать пословицы,
подбирать синонимы.
1.К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря:
Золотой ключик _____________________________________________________ (Буратино)
4.Подумай -- добавь
___________говори, да _______делай.
___________земля _____-------рук не любит.
Иди ______________, а оглядывайся _____________.
У мудрого человека ________________________уши и _______________язык.
Тема № 31 «Нас приглашает буква Ч»
Знать: слова на букву ч, как правильно прочитать текст.
Уметь: читать и пересказывать текст, находить «заблудившийся» звук, угадывать слова.
Прочитай текст, перескажи, ответь на вопросы.
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело – на огороде.
Кроме, того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется от сырости.
Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз я их не развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там живет?
Чудеса!
Вопросы:
1. Где живут чайки?
2. А черепахи где живут?
3. Кто же живет в часах?
Звук заблудился.
На болоте нет дорог Наевшись, рыбы до отвала
Я по кошкам (кочкам ) На море гайка (чайка) отдыхала
Скок да скок
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье- то место заняла?
Без терпения нет умения (учения)
К большому терпению приходит и учение (умению)
3.Угадайте слово
Буквы Ч и Ц играли в прятки. Попытайтесь отыскать их и понять смысл их
беседы, употребив правильно каждое слово.
Чапнула чапля церные цернила
Церная чапля чиркулем цертила
Получился оцень цистенький цертеж
Станешь вверх ногами - сразу разберешь.
Веселые звуки
За бульваром у Покровки, А в трамвай влезает Ч
На трамвайной остановке, С чемоданом на плече
Вылезая, буква Щ Разминулись две сестрицы
Тянет пояс от плаща Появились небылицы
Вышел еж с сапожной щеткой, Солнце глянуло сквозь щелку,
Занялся работой …..(четкой) Свесив огненную …. (челку)
Тема № 32 « Слог + слог = получилось слово»
Знать: как правильно разделить слова на слоги, что такое
слог, как правильно из одного слова составить несколько.
Уметь: делить слова на слоги, определять ударный и безударный слог, выполнять
лингвистические задания, читать грамматические сказки, составлять из
слогов слова, составлять лесенку слогов и слов.
Грамматические сказки
Ля – гуш – ка и Слон
Жила – была лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов. ЛЯ _ ГУШ _ КА.
И жил – был слон. Большой – большой! И только из одного слога. И это все!
Но пришла из болота цапля из двух слогов. И проглотила она ЛЯ-ГУШ –КУ из трех слогов. Всю!
Почему Жук проглотил Паука?
Полз Жук. Глядь – зверь не зверь…
- Ты кто?
-Паук.
-Паук? Кыш!
- Как так Кыш?
- А вот так: кыш и все тут.
Жук – смел. А тот - трус, шмыг в щель!
Ну, друг, в чем тут суть?
В чем соль, а?
Перескажи сказки
Лингвистические задания.
Составьте слова из слогов
ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ.
(разбей слова на слоги, определи сколько слогов в каждом слове
Восемь точек ……..
Дано восемь слов: осень, слово, гол, нора, краб, сом, лист, сук.
Изменив в каждом них лишь первую букву, получите новые слова со значениями: дерево, металл, взрывное вещество, возвышенность, житель Аравийского полуострова, здание, птица, растение. Первые буквы найденных слов впишите вместо точек. Что получилось?
Ответ: (Ясень, олово, тол, гора, араб, дом, аист, лук: Я ОТГАДАЛ)
Тема № 33 « Головоломки»
Знать: как правильно разгадывать головоломки.
Уметь: разгадывать головоломки, из букв составлять слова, играть в игру «Наборщик»,
« Поле чудес», дописывать пословицы.
1. Добавьте букву
К каждому слову прибавьте одну букву в нале, в середине или конце, чтобы
образовать новые слова ( шпага – шпагат)Из добавленных букв при чтении слева
направо составится пословица.
Шпага база дача заря
Кума блок газ свет
Шел пол рыба плата
Сачок клад пот ария
Парк сон том банк
Тир бак угол дуло
Тара катер бор
Рис сук
(ОТВЕТ: Труд человека кормит, а лень портит)
2.Шутка наборщика
Попробуй расшифровать эту пословицу
--О—Ч—Л Д- Л -- Г—Л—Й ---М---Л----
(Ответ: Кончил дело –гуляй смело)
3. Поле чудес
Пять букв уже открыты, остальные - за вами. Да поскорей думайте, а
то что-то холодно ждать.
ДЕ – А - - - - ОД - О - - АЕТ,
А - - - - - А - - - АЕТ
(Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает)
4. Где пословица зарыта?
Составьте пословицу из слов, причем берите из них столько букв,
сколько указано в скобках. Трудно? А вы попробуйте – обязательно