Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов.
Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов.
Проблема контрольно?оценочной самостоятельности школьников находится в поле зрения педагогической науки, но при традиционном обучении на практике не решается, так как контроль и оценка в массовой школе относятся исключительно к компетенции педагога. Большинство учителей считает, что ученики всегда согласны с их отметками, а их отрицательное поведение – следствие недостатков семейного воспитания [10, c. 196].
В истории образования неоднократно предпринимались попытки изменить подходы к школьному контролю и оценке. Предлагались и рассматривались разные варианты: изменение шкалы оценивания, отмена отметки как травмирующего элемента в обучении ребенка.
В итоге была признана необходимость изменения самой философии контрольнооценочной деятельности в образовательном процессе. Поиск и реализация новых способов оценочной деятельности неразрывно связаны с переходом к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения [4, c. 19]. Школа должна подготовить личность, «умеющую учиться», т.е. самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью: умеющей планировать предстоящую деятельность и организовывать ее выполнение своими силами и в процессе намеченного осуществлять самоконтроль на разных этапах обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов.»
Григорьева Ольга Михайловна
Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов.
Проблема контрольно‐оценочной самостоятельности школьников находится в поле зрения педагогической науки, но при традиционном обучении на практике не решается, так как контроль и оценка в массовой школе относятся исключительно к компетенции педагога. Большинство учителей считает, что ученики всегда согласны с их отметками, а их отрицательное поведение – следствие недостатков семейного воспитания [10, c. 196].
В истории образования неоднократно предпринимались попытки изменить подходы к школьному контролю и оценке. Предлагались и рассматривались разные варианты: изменение шкалы оценивания, отмена отметки как травмирующего элемента в обучении ребенка.
В итоге была признана необходимость изменения самой философии контрольнооценочной деятельности в образовательном процессе. Поиск и реализация новых способов оценочной деятельности неразрывно связаны с переходом к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения [4, c. 19]. Школа должна подготовить личность, «умеющую учиться», т.е. самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью: умеющей планировать предстоящую деятельность и организовывать ее выполнение своими силами и в процессе намеченного осуществлять самоконтроль на разных этапах обучения.
Среди важнейших общеучебных умений и навыков в государственном образовательном стандарте начального общего образования выделяется самооценка. Самооценка (по словарю С.И. Ожегова) – «это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» [8, c. 462]. В основе самооценки лежит «контроль» и «оценка» – важнейшие компоненты учебной деятельности, которые помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки.
Изучение самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психолого-педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н.И. Гуткин), подчеркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В. Апухтина, Л.Ф. Федорова). В литературе акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при обучении именно младших школьников, разрабатываются специфические приемы самоконтроля при формировании вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений на материале изучения конкретных тем[9, c. 62].
Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс не так просто. Данная работа должна вестись с начала обучения в школе. Стоит отметить, если школьники с первых дней учения-обучения включаются в данную процедуру, то они получают чувство удовлетворения от результатов любого уровня, открыто говоря о своих просчетах, оперативно находят пути их решения [7, c. 69].
Введение процедуры самооценки предполагает слаженную работу ученика и учителя, отвечающую следующим принципам:
Самооценка ученика должна предшествовать учительской.
Самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться (т.е. с каждым днем ученик предъявляет себе дольше требований, чем в предыдущий, таким образом происходит замена простейших форм оценивания к более сложным, например листам самооценки).
Оцениваться должны только те движения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки (т.е. действуя по правилу «добавлять, а не вычитать»).
Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
Учащиеся должны иметь выбор на самостоятельный выбор сложности заданий.(3 уровня: формальный – базовый, функциональный – высокий, ресурсный – наивысший)
Оценивается прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
Учащиеся имеют право на сомнение и незнание.
Для итогового оценивания должна использоваться накопительная система оценок.
Самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления их результатов собственную программу дальнейшей деятельности [5, c. 95].
Самооценка имеет следующие основные функции:
1) констатирующую (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);
2) мобилизационно-побудительную (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
3) проектировочную (чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе, я обязательно должен сделать…).
Для работы учитель может использовать следующие педагогические приемы, помогающие формировать адекватную самооценку младших школьников в начальной школе:
Прием «волшебной линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками); прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи); прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операционный состав действия); прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленения существенного в представлении задачи); прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия); прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации); прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание, другими словами, куда можно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно); и многие другие [1, c. 44].
В практике нашего образовательного учреждения существует введение в практику листов самооценки учащихся. Она полезна не только для учащихся но и для учителя имеет ключевое значение. Данная методика применима как в начале изучения новой темы – поскольку учитель может увидеть как ученики приняли новый материал, вследствие чего разработать дальнейший план обучения. Также листы самооценки актуально применять на заключительных занятиях по определенной темы. Листы простроены особым образом и включают в себя всю работу, которую выполнял ученик на уроках. Таким образом видно, в каких темах ученик допускает наибольшее количество ошибок, выявляя пути решения данных проблем.
В последнее время в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска проводятся урока с применением листов самооценки.
По листу самооценки видно как каждый ученик работает на каждом этапе урока и как он себя оценивает. Поскольку этот класс с начала обучения использует данную методику, идет по ФГОС, поэтому дети с легкостью ориентировались в листе, способны были самостоятельно себя оценить, публично рассказать о своих успехах и неудачах.
Работая с подобным листом самооценки учитель может регулировать ход урока, видеть продуктивность работы и настроение каждого ученика, кроме того ученик заранее знает критерии оценивания, какие задания ему придётся выполнять, где стоит уделить больше внимания, а по каким темам он более успешен. Например, в разделе повторение ранее изученного материала, учитель видит, насколько усвоены прошедшие занятия, у каких учеников возникли трудности. На этапе получения новых знаний, есть возможность остановиться и уделить больше времени новой теме, если возникли какие-либо трудности, то можно обсудить их с учениками, тем самым ещё раз проработать материал. На этапе самостоятельной работы, видны настоящие знания учеников, даже если раньше ученик оценивал себя высоко, то на данном этапе он поймет, насколько он глубоко понял материал и владеем им. В конце урока по итогам работы на всем уроке ученик сам себе выставляет оценку, поскольку этапов много и каждый из них ученик оценивает по своим возможностям, то выставленная оценка получается наиболее адекватной.
Принято различать адекватную самооценку (реалистичную) и неадекватную (завышенную или заниженную). Самооценка не остается стабильной и, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных факторов, имеет тенденцию меняться. Поскольку в классе с первого класса создана атмосфера психологического комфорта и поддержки, то практически все результаты самооценки были подтверждены оценкой учителя.
По результатам исследования можно сказать, что развитие процесса самооценки с первого класса способно развить в ученике умение адекватно оценивать свои результаты, определять недочеты работы, самому определить уровень своих знаний и возможностей.
Работая сданным классом с начала обучения можно сделать вывод, что система самооценки благотворно влияет на повышение качества образования по предметам. С первого класса нами ведётся тетрадь самооценки по каждому предмету, в которых дети отмечают в ходе каждого раздела изученного материала свои успехи, пробелы, непонятые темы, затем оценивают свою работу в ходе периода изучения темы, а затем по заранее заданным критериям самостоятельно выводят себе оценку за четверть.
Процесс самооценки применим и при проведении комплексных работ, выполняя которую ученик видит уровень выполняемых заданий и решает только те задания, которые может выполнить заранее прогнозируя свою оценку, выставленную учителем [3, c. 62].
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Реализация современного социального заказа невозможна без перехода на механизм самооценки и самоконтроля.
2. Содержание ученической самооценки детерминировано характером и формами оценочной деятельности учителя.
3. Особое внимание следует обращать на проектировочную функцию самооценки, позволяющую школьнику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.
4. Формирование навыков самоконтроля и самооценки вызывает необходимость серьезной работы учителя по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний. Только наличие положительной оценки создает у детей переживания эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности [2, c. 234].
Переход от оценки учителя к самооценке ученика важен для превращения последнего в активного субъекта обучения. Одна из основных функций учителя в обучении – это управление познавательной деятельностью учащихся [6, c. 42]. Исходя из нее, он планирует учебно-познавательную деятельность, мотивирует ее, ставит цели, осуществляет контроль, регулирование и оценку. Преимущества самооценки как для того, кто учится, так и для учителя очевидны. Предоставляя школьнику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает ему формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения педагога. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, или наоборот – неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств – уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию). Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.
Список источников.
Болотов В.А., Вальдман И.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 39-45.
Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие / О.Б. Даутова / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. – 234 с.
Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся с использованием рабочей тетради / Г.А. Дегтева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 4. – С. 61 – 64.
Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: практическое пособие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я. Горбылева. – М.: АРКТИ, 2006. – 71 с.
Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений учащихся: пособие для учителя / М.И. Кузнецова. – М.: Вента-Граф, 2014. – 432 с.
Максимова Н. Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 42–46.
О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Инструктивное письмо № 13-51-120/13 от 03.06.2003 // Учительская газета. – 2003.– № 52. – С.67 - 79.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: изд-во "АЗЪ", 1995. – 666 с.
Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания: пособие для учителя / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
Саврасова А.Н. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: учебно-методическое пособие / А.Н. Саврасова. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 216 с.