kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самое главное вещество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с составом и свойствами воды; учить быть наблюдательными, бережливыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самое главное вещество»

Самое главное вещество.

Цель: познакомить с составом и свойствами воды; учить быть наблюдательными, бережливыми.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о значении воды для жизни на Земле, ее свойства; научатся работать по инструкции, делать выводы.

Оборудование: для проведения опытов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

  1. Актуализация знаний.

  1. проверка Д/З. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» (фронтальный опрос)

  2. Тест по теме «Воздух и его охрана»

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…». И полностью я согласна со словами французского писателя Ж. Жак-Руссо.

  1. Самоопределение к деятельности.

- А вы готовы работать в коллективе? Возьмитесь за руки и скажите вместе: «У нас всё получится!»

Итак, внимание на экран? (на экране картинки воды в разных агрегатных состояниях).

-Что это?

-Что у них общего?

-Где мы можем встретить их в жизни?

-Что интересного заметили? (что это все вода, но в разных состояниях)

- Сделайте предположение, о чем мы сегодня будем говорить? (О воде)

- Действительно ли вода – источник жизни? Или Самое главное вещество.

Цель нашей работы: Изучить воду, ее свойства, подтвердив или опровергнув нашу гипотезу.

Задачи:

  • изучить статьи в учебнике

  • провести опыты

  • записать результаты опытов

  • сделать вывод.

  1. Работа по теме урока

- Вот сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А всё потому, что краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под Землёй (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

- Вода входит в состав любого живого организма. Возьмите листик цветка на столе и помните его. Что вы увидели? Объясните, что это доказывает? (мнение учащихся). Ответ: Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений.

- Какие сочные плоды, овощи, ягоды вы знаете? (арбуз, клубника, огурец, помидор, апельсин, лимон…) Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Человеку в сутки требуется 2 литра воды.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 62 – 63. Расскажите о распространении воды в природе, ее состояниях. (Ответы детей)

- Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека? (ответы детей)

- Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит – по морям, океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткани для одежды, ни лекарства.

Вывод: Вода не только поит, но и кормит (как?) (ловят рыбу), это и удобная дорога (почему?) (по ней плывут суда с грузами и пассажирами).

- Значит, вода еще «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.

- Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!

- Что же это за волшебная вода, почему она всем нужна?

- Какая бывает вода? Каждая группа называет как можно больше слов (питьевая, водопроводная, святая, родниковая, пресная, соленая, морская, минеральная, кипяченая…)

- Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды.

Открытие нового знания.

Чаще всего мы используем воду в жидком состоянии. Изучим некоторые ее свойства. Для этого проделаем опыты по заданиям рабочей тетради. Мы будем исследователями. В нашей лаборатории – классе будет работать пять минилабораторий. Каждая группа выберет себе свойство воды для исследования. Затем проведет свое исследование. После того, как вы закончите свой опыт, вы должны его оформить в рабочей тетради по плану: определить цель опыта, описать ход опыта, сделать вывод. Последний этап – защита опыта. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

Практическая работа.

- Выясним свойства воды, выполняя практическую работу. Давайте вспомним способы исследования. С какой целью мы будем проводить практическую работу? какое наблюдение мы проведем? (слайд с выбором свойства для исследования)

цель

план работы

результаты опыта

вывод

Прежде, чем приступить к опыту, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. Выводы записывайте в рабочей тетради. Пожелайте друг другу успехов в работе.

Пришло время поработать в своих есть минилабораториях.

Опыт 1. Какова прозрачность воды? Подумайте, как это можно проверить?

Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве

воды это говорит?

Вывод: прозрачна.

Опыт 2.Какого цвета вода?

- На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя, зелёная, красная, жёлтая, белая? (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок)

Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.

Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3. Когда мама печет пироги, аппетитный запах вы чувствуете за дверями квартиры. тонкий аромат имеют духи и цветы?

Каков запах воды?

А чем пахнет чистая вода? Понюхайте её и сделайте вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой мел. Помешайте воду. Что можно заметить? О чём говорит этот опыт? (Вода растворила сахар, часть мела осела на дно)

Вывод:вода-растворитель, Есть вещества, которые не растворяются.

Опыт 5.Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные

стороны).

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? какое свойство мы наблюдаем?

Вывод:вода течёт (свойство – текучесть)

Опыт 6. (вместе) Что происходит с водой при охлаждении и нагревании?

В колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. мы видим вода в трубке поднимается. Почему? (вода при нагревании расширяется). Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. вода в трубке опускается (вода при охлаждении сжимается).

Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

- Ребята, вам понравилось работать в группах? Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

- А теперь оцените свою работу в рабочих тетрадях, поставив знак»+» в соответствующие квадратики.

Физкультминутка.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем,

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Отгадайте загадку.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу. (вода) слайд

как вы это понимаете? (туман, лед, ручей- это все вода)

Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Приведите примеры.

- Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (Это лёд, сосульки, снег, айсберг)

- А в газообразном состоянии? (Это пар, туман- густой пар, водяные парыв низших слоях воздуа, у поверхности земли.)

Если вы потрёте мокрой тряпкой классную доску, через несколько минут доска снова станет сухой. Вода с неё испарится, т.е. превратится в пар – прозрачный и бесцветный.

От чего зависит различное состояние воды? (От температуры)

при температуре 0 – лед, кипит – 100.

Откройте учебник на с.64.

Продолжение по теме урока.

-Как происходит круговорот воды в природе, опираясь на рисунок на стр. 64?

- Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют и растения. Эти пары вдыхают животные.

- Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя и снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи, реки и озера, или сразу в море и оттуда со временем испаряются снова в воздух. Это явление и называется круговоротом воды в природе

Рефлексия

- Ребята, поработав в лаборатории вы увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает свойствами.

Давайте повторим, что нового мы узнали на уроке. Для этого на доске мы составим кластер.

О каком веществе говорили на уроке? (о воде)

Прикрепляем на доску табличку:



вода




В каких состояниях находится вода? (ответы детей, дополняем кластер)

вода

Моря, океаны, реки, озера, болота, пруды

жидкая



Твердая



Лед, снег



газообразная

пар




без вкуса

вода

бесцветная




прозрачная

растворитель

испаряемость

текучесть

без запаха



- Назовите, где в природе вода находится в жидком состоянии?

- Какие водоемы нашего края вы знаете? (река Чебоксарка, Цивиль, Рыкша

- Где в природе вода находится в твердом состоянии?

- В газообразном состоянии? (ответы детей)

- О каких свойствах воды мы сегодня узнали?

Подведение итогов.

Какие открытия для себя сделали на уроке?

На какие вопросы вы не получили ответ?

Д/З. Прочитать текст на с. 62-65 учебника. Ответить на вопросы на с. 65 в рубрике «Проверим себя» Нарисовать каждой группе по одному экологическому знаку о бережном отношении воды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Самое главное вещество

Автор: Яковлева Ирина Владимировна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Викторина  «Самое главное вещество на планете»"
    ["seo_title"] => string(48) "viktorinasamoieghlavnoievieshchiestvonaplanietie"
    ["file_id"] => string(6) "263129"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449491037"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Интегрированная игра "Самый умный""
    ["seo_title"] => string(36) "intieghrirovannaia-ighra-samyi-umnyi"
    ["file_id"] => string(6) "285778"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454245645"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Свойства кислорода "
    ["seo_title"] => string(18) "svoistva-kisloroda"
    ["file_id"] => string(6) "184938"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426128748"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок-повторение по теме "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-povtorieniie-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "148313"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419659094"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: "Вода в жизни человека и растений". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-v-zhizni-chielovieka-i-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "217051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433227568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства