Урок-повторение по теме
«Основные классы неорганических соединений»
Цель урока:
систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»; закрепить умения по распознаванию веществ разных классов: оксиды, основания, кислоты, соли;
развивать познавательный интерес с помощью игровых заданий, умение проводить лабораторные опыты;
воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности.
Предварительная подготовка к уроку: выбрать начальников станций и дать им задания.
Учитель.
Химия – такая есть наука,
Учить ее по книжкам – скука:
Формулы, законы, элементы,
Уравнения... И прочие моменты.
Из нее, однако, можем мы узнать,
Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить,
Чтоб потом себя не хоронить,
Из чего все вещи, что вокруг…
Они возникают просто вдруг!
Чтобы это знать и более,
Учат химию в нашей школе.
Да, действительно, совсем недавно мы с вами начали изучать эту удивительную науку химию. Познакомились с составом разных неорганических соединений. Узнали о применении некоторых наиболее важных веществ. Поэтому сегодня мы проводим урок повторения по теме «Основные классы неорганических соединений».
Попробуем определить цель нашего урока (учащиеся сами формулируют цель урока и записывают тему в тетрадь).
Урок сегодня у нас будет необычным. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в удивительную и загадочную страну. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи и традиции. В этой стране живут вещества спокойные и уравновешенные, беспокойные и просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и очень вредные, кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в эту страну.
Каждый путешественник берет с собой в дорогу маршрутный лист и справочники. Поскольку наше путешествие виртуальное, то нашими маршрутными листами буду ваши тетради, а нашими справочниками – учебник, таблица периодическая и таблица растворимости. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике.
Чтобы познакомиться с жителями этой страны я предлагаю вам сначала разгадать загадки и заполнить схему в маршрутных листах:
1. Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед.
Какие это вещества?
(оксиды)
2. Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
«Знаю, это – гидроксид».
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – …
(основания)
3. Мы состоим из двух частей:
Во-первых, водород, о’кей!
Во-вторых, остаток наш.
Ну, вот и весь наш экипаж!
Окрасим лакмус в красный цвет,
Без нас и удобрений нет.
(кислоты)
4. Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...
(соли)
Чтобы начать путешествие нашему паровозику нужно разогреться, а мы пока проведем разминку.
Задание: из перечня веществ выпишите в свою схему отдельно оксиды, основания, кислоты и соли, дайте названия веществам. (на работу 4 мин.)
А1(0Н)3, СО2, HNO3, Mg(OH)2, CaCO3, HCl, FeO, H2SO4, V2O5, КОН, MgCl2, Na3PO4.
Ну что ж, друзья, наш паровозик разогрелся, пора в путь!
А вот и первая остановка. Мы в гостях у жителей неизвестной станции. А вот и начальник станции идет. Он несет нам задание, если мы с ним справимся, то узнаем ее название и он даст нам зеленый свет.
Задание: отгадайте вещество.
Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.
Кто я?
(О т в е т. Вода.)
--К какому классу веществ относится вода?
Значит, мы с вами приехали на станцию «Оксидная»
--Какие вещества называются оксидами?
--Составьте формулы известных вам оксидов и назовите области их применения (значение)
Оксид углерода (IV) – СО2 – выделяется при дыхании всех живых организмов, используется в процессе фотосинтеза;
Оксид углерода (II) – СО – угарный газ – оказывает губительное действие на живые организмы, образуется ….
Оксид ванадия (V) – V2O5 – содержится в нашей качканарской руде, придает стали дополнительную прочность, поэтому наша руда ценится
Оксид железа (III) – Fe2O3 – содержится в руде, используется в черной металлургии.
Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием, я даю вам зеленый свет!
И мы отправляемся дальше.
Станция «Оснований»
А вот и начальник станции к нам спешит и опять несет нам задание. Жители станции спрашивают нас:
--Что такое основания?
--На какие группы делятся все основания?
--Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
HCl, NaOH, CuO, Fe(OH)3, Al(OH)3, KBr, LiOH, Zn(OH)2, Na2SO4, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3.
--Как нужно обращаться со щелочами и почему?
--Как распознать щелочи среди других веществ?
В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?
(щелочи)
Молодцы! Вы опять успешно справились с заданием. Для вас горит зеленый свет. Отправляемся дальше.
Впереди у нас станция «Кислотно-экспериментальная»
--Что такое кислоты?
--Как классифицируют кислоты?
--Как распознать кислоту и щелочь? Какие вещества для этого нужно использовать?
Как нужно обращаться с кислотами и почему?
Мы разлили вам в пробирки
Три прекрасных вещества.
Распознайте, где какое?
Лакмус в помощь вам, друзья!
Кислота и синий лакмус —
Лакмус сразу станет красный.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.
Повторим правила ТБ: осторожно, по капельке
Молодцы, ребята! Зажегся зеленый свет. Отправляемся дальше в наше путешествие по стране Химии.
Ребята! Посмотрите, что написано на здании станции, куда мы прибываем:
О, Соль! Как много в этом звуке
Для сердца химика слилось,
Как много в нем отозвалось.
Станция «Соляная»
А здесь нас с вами встречает гид — натрия хлорид. (Входит хлорид натрия — ученик, одетый в белый халат с надписью NaCl.)
Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу небольшую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе.
Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8 — 10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Жители нашей станции приготовили для вас всего одно несложное задание.
Задание: Составить формулы солей и дать им названия.
| Mg | Al | Na | Cu(II) | Fe(III) |
HCl | | | | | |
H2SO4 | | | | | |
Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете жителей нашей станции. Я даю вам зеленый свет. Путешествуйте дальше. Учите химию.
Спасибо, уважаемый гид – натрия хлорид.
Ну, вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Давайте подведем итоги.
Понравилось ли оно вам? Как вы чувствовали себя в этом путешествии?
Свои эмоции я предлагаю вам изложить в виде синквейна. Что это такое мы с вами знаем, а если вдруг забыли, то на слайде есть подсказка.