kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-повторение по теме "Основные классы неорганических соединений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по теме «Основные классы неорганических соединений» Цель урока: • систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»; закрепить умения по распознаванию веществ разных классов: оксиды, основания, кислоты, соли; • развивать познавательный интерес с помощью игровых заданий, умение проводить лабораторные опыты; • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности. Предварительная подготовка к уроку: выбрать начальников станций и дать им задания. Учитель. Химия – такая есть наука, Учить ее по книжкам – скука: Формулы, законы, элементы, Уравнения... И прочие моменты. Из нее, однако, можем мы узнать, Что и как, и надо ли взрывать, Что нельзя нам с вами есть и пить, Чтоб потом себя не хоронить, Из чего все вещи, что вокруг… Они возникают просто вдруг! Чтобы это знать и более, Учат химию в нашей школе. Да, действительно, совсем недавно мы с вами начали изучать эту удивительную науку химию. Познакомились с составом разных неорганических соединений. Узнали о применении некоторых наиболее важных веществ. Поэтому сегодня мы проводим урок повторения по теме «Основные классы неорганических соединений». Попробуем определить цель нашего урока (учащиеся сами формулируют цель урока и записывают тему в тетрадь). Урок сегодня у нас будет необычным. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в удивительную и загадочную страну. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи и традиции. В этой стране живут вещества спокойные и уравновешенные, беспокойные и просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и очень вредные, кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в эту страну. Каждый путешественник берет с собой в дорогу маршрутный лист и справочники. Поскольку наше путешествие виртуальное, то нашими маршрутными листами буду ваши тетради, а нашими справочниками – учебник, таблица периодическая и таблица растворимости. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. Чтобы познакомиться с жителями этой страны я предлагаю вам сначала разгадать загадки и заполнить схему в маршрутных листах: 1. Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед. Какие это вещества? (оксиды) 2. Если в формуле заметишь – Впереди металл стоит И своей ОН-подвеской Как большим хвостом вертит, Ты не думая ответишь: «Знаю, это – гидроксид». Но гидроксид – начало названия, А класс веществ – … (основания) 3. Мы состоим из двух частей: Во-первых, водород, о’кей! Во-вторых, остаток наш. Ну, вот и весь наш экипаж! Окрасим лакмус в красный цвет, Без нас и удобрений нет. (кислоты) 4. Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс... (соли) Чтобы начать путешествие нашему паровозику нужно разогреться, а мы пока проведем разминку. Задание: из перечня веществ выпишите в свою схему отдельно оксиды, основания, кислоты и соли, дайте названия веществам. (на работу 4 мин.) А1(0Н)3, СО2, HNO3, Mg(OH)2, CaCO3, HCl, FeO, H2SO4, V2O5, КОН, MgCl2, Na3PO4. Ну что ж, друзья, наш паровозик разогрелся, пора в путь! А вот и первая остановка. Мы в гостях у жителей неизвестной станции. А вот и начальник станции идет. Он несет нам задание, если мы с ним справимся, то узнаем ее название и он даст нам зеленый свет. Задание: отгадайте вещество. • Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. • Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. • Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (О т в е т. Вода.) --К какому классу веществ относится вода? Значит, мы с вами приехали на станцию «Оксидная» --Какие вещества называются оксидами? --Составьте формулы известных вам оксидов и назовите области их применения (значение) Оксид углерода (IV) – СО2 – выделяется при дыхании всех живых организмов, используется в процессе фотосинтеза; Оксид углерода (II) – СО – угарный газ – оказывает губительное действие на живые организмы, образуется …. Оксид ванадия (V) – V2O5 – содержится в нашей качканарской руде, придает стали дополнительную прочность, поэтому наша руда ценится Оксид железа (III) – Fe2O3 – содержится в руде, используется в черной металлургии. Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием, я даю вам зеленый свет! И мы отправляемся дальше. Станция «Оснований» А вот и начальник станции к нам спешит и опять несет нам задание. Жители станции спрашивают нас: --Что такое основания? --На какие группы делятся все основания? --Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания. HCl, NaOH, CuO, Fe(OH)3, Al(OH)3, KBr, LiOH, Zn(OH)2, Na2SO4, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3. --Как нужно обращаться со щелочами и почему? --Как распознать щелочи среди других веществ? В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина? (щелочи) Молодцы! Вы опять успешно справились с заданием. Для вас горит зеленый свет. Отправляемся дальше. Впереди у нас станция «Кислотно-экспериментальная» --Что такое кислоты? --Как классифицируют кислоты? --Как распознать кислоту и щелочь? Какие вещества для этого нужно использовать? Как нужно обращаться с кислотами и почему? Мы разлили вам в пробирки Три прекрасных вещества. Распознайте, где какое? Лакмус в помощь вам, друзья! Кислота и синий лакмус — Лакмус сразу станет красный. Обнаружим так кислоты В день хороший и ненастный. Повторим правила ТБ: осторожно, по капельке Молодцы, ребята! Зажегся зеленый свет. Отправляемся дальше в наше путешествие по стране Химии. Ребята! Посмотрите, что написано на здании станции, куда мы прибываем: О, Соль! Как много в этом звуке Для сердца химика слилось, Как много в нем отозвалось. Станция «Соляная» А здесь нас с вами встречает гид — натрия хлорид. (Входит хлорид натрия — ученик, одетый в белый халат с надписью NaCl.) Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу небольшую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе. Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8 — 10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей. Жители нашей станции приготовили для вас всего одно несложное задание. Задание: Составить формулы солей и дать им названия. Mg Al Na Cu(II) Fe(III) HCl H2SO4 Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете жителей нашей станции. Я даю вам зеленый свет. Путешествуйте дальше. Учите химию. Спасибо, уважаемый гид – натрия хлорид. Ну, вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Давайте подведем итоги. Понравилось ли оно вам? Как вы чувствовали себя в этом путешествии? Свои эмоции я предлагаю вам изложить в виде синквейна. Что это такое мы с вами знаем, а если вдруг забыли, то на слайде есть подсказка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок химии 8 класс»

Урок-повторение по теме

«Основные классы неорганических соединений»

Цель урока:

  • систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»; закрепить умения по распознаванию веществ разных классов: оксиды, основания, кислоты, соли;

  • развивать познавательный интерес с помощью игровых заданий, умение проводить лабораторные опыты;

  • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности.

Предварительная подготовка к уроку: выбрать начальников станций и дать им задания.

Учитель.

Химия – такая есть наука,

Учить ее по книжкам – скука:

Формулы, законы, элементы,

Уравнения... И прочие моменты.

Из нее, однако, можем мы узнать,

Что и как, и надо ли взрывать,

Что нельзя нам с вами есть и пить,

Чтоб потом себя не хоронить,

Из чего все вещи, что вокруг…

Они возникают просто вдруг!

Чтобы это знать и более,

Учат химию в нашей школе.

Да, действительно, совсем недавно мы с вами начали изучать эту удивительную науку химию. Познакомились с составом разных неорганических соединений. Узнали о применении некоторых наиболее важных веществ. Поэтому сегодня мы проводим урок повторения по теме «Основные классы неорганических соединений».

Попробуем определить цель нашего урока (учащиеся сами формулируют цель урока и записывают тему в тетрадь).

Урок сегодня у нас будет необычным. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в удивительную и загадочную страну. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи и традиции. В этой стране живут вещества спокойные и уравновешенные, беспокойные и просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и очень вредные, кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в эту страну.

Каждый путешественник берет с собой в дорогу маршрутный лист и справочники. Поскольку наше путешествие виртуальное, то нашими маршрутными листами буду ваши тетради, а нашими справочниками – учебник, таблица периодическая и таблица растворимости. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике.

Чтобы познакомиться с жителями этой страны я предлагаю вам сначала разгадать загадки и заполнить схему в маршрутных листах:

1. Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один – кислород.

Я отнесу к ним и известь, и лед.

Какие это вещества?

(оксиды)

2. Если в формуле заметишь –

Впереди металл стоит

И своей ОН-подвеской

Как большим хвостом вертит,

Ты не думая ответишь:

«Знаю, это – гидроксид».

Но гидроксид – начало названия,

А класс веществ – …

(основания)

3. Мы состоим из двух частей:

Во-первых, водород, о’кей!

Во-вторых, остаток наш.

Ну, вот и весь наш экипаж!

Окрасим лакмус в красный цвет,

Без нас и удобрений нет.

(кислоты)

4. Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли

Объединю в класс...

(соли)

Чтобы начать путешествие нашему паровозику нужно разогреться, а мы пока проведем разминку.

Задание: из перечня веществ выпишите в свою схему отдельно оксиды, основания, кислоты и соли, дайте названия веществам. (на работу 4 мин.)


А1(0Н)3, СО2, HNO3, Mg(OH)2, CaCO3, HCl, FeO, H2SO4, V2O5, КОН, MgCl2, Na3PO4.


Ну что ж, друзья, наш паровозик разогрелся, пора в путь!

А вот и первая остановка. Мы в гостях у жителей неизвестной станции. А вот и начальник станции идет. Он несет нам задание, если мы с ним справимся, то узнаем ее название и он даст нам зеленый свет.

Задание: отгадайте вещество.

  • Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

  • Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

  • Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.

Кто я?

(О т в е т. Вода.)

--К какому классу веществ относится вода?

Значит, мы с вами приехали на станцию «Оксидная»

--Какие вещества называются оксидами?

--Составьте формулы известных вам оксидов и назовите области их применения (значение)

Оксид углерода (IV) – СО2 – выделяется при дыхании всех живых организмов, используется в процессе фотосинтеза;

Оксид углерода (II) – СО – угарный газ – оказывает губительное действие на живые организмы, образуется ….

Оксид ванадия (V) – V2O5 – содержится в нашей качканарской руде, придает стали дополнительную прочность, поэтому наша руда ценится

Оксид железа (III) – Fe2O3 – содержится в руде, используется в черной металлургии.

Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием, я даю вам зеленый свет!

И мы отправляемся дальше.

Станция «Оснований»

А вот и начальник станции к нам спешит и опять несет нам задание. Жители станции спрашивают нас:

--Что такое основания?

--На какие группы делятся все основания?

--Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

HCl, NaOH, CuO, Fe(OH)3, Al(OH)3, KBr, LiOH, Zn(OH)2, Na2SO4, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3.


--Как нужно обращаться со щелочами и почему?

--Как распознать щелочи среди других веществ?

В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина?

(щелочи)


Молодцы! Вы опять успешно справились с заданием. Для вас горит зеленый свет. Отправляемся дальше.

Впереди у нас станция «Кислотно-экспериментальная»

--Что такое кислоты?

--Как классифицируют кислоты?

--Как распознать кислоту и щелочь? Какие вещества для этого нужно использовать?

Как нужно обращаться с кислотами и почему?

Мы разлили вам в пробирки

Три прекрасных вещества.

Распознайте, где какое?

Лакмус в помощь вам, друзья!


Кислота и синий лакмус —

Лакмус сразу станет красный.

Обнаружим так кислоты

В день хороший и ненастный.


Повторим правила ТБ: осторожно, по капельке

Молодцы, ребята! Зажегся зеленый свет. Отправляемся дальше в наше путешествие по стране Химии.


Ребята! Посмотрите, что написано на здании станции, куда мы прибываем:


О, Соль! Как много в этом звуке

Для сердца химика слилось,

Как много в нем отозвалось.

Станция «Соляная»

А здесь нас с вами встречает гид — натрия хлорид. (Входит хлорид натрия — ученик, одетый в белый халат с надписью NaCl.)

Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу небольшую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе.

Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8 — 10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.

Жители нашей станции приготовили для вас всего одно несложное задание.

Задание: Составить формулы солей и дать им названия.


Mg

Al

Na

Cu(II)

Fe(III)

HCl






H2SO4







Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете жителей нашей станции. Я даю вам зеленый свет. Путешествуйте дальше. Учите химию.

Спасибо, уважаемый гид – натрия хлорид.

Ну, вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Давайте подведем итоги.

Понравилось ли оно вам? Как вы чувствовали себя в этом путешествии?

Свои эмоции я предлагаю вам изложить в виде синквейна. Что это такое мы с вами знаем, а если вдруг забыли, то на слайде есть подсказка.

Просмотр содержимого презентации
«Основные классы неорганических соединений»

Основные классы неорганических соединений урок-повторение 8 класс

Основные классы неорганических соединений

урок-повторение 8 класс

Цель урока:   систематизировать знания учащихся  по теме «Основные классы неорганических соединений»; закрепить знания о составе оксидов, оснований, кислот, солей;

Цель урока:

  • систематизировать знания учащихся

по теме «Основные классы неорганических соединений»; закрепить знания о составе оксидов, оснований, кислот, солей;

  • развивать познавательный интерес с помощью игровых заданий, умение проводить лабораторные опыты;
  • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности.
Задание: из перечня веществ выпишите в свою схему отдельно оксиды, основания, кислоты и соли, дайте названия веществам. А l ( O Н) 3 , СО 2 , HNO 3 , Mg ( OH ) 2 , CaCO 3 , HCl , FeO , H 2 SO 4 , Р 2 O 5 , КОН, MgCl 2 , Na 3 PO 4 .

Задание: из перечня веществ выпишите в свою схему отдельно оксиды, основания, кислоты и соли, дайте названия веществам.

А l ( O Н) 3 , СО 2 , HNO 3 , Mg ( OH ) 2 , CaCO 3 , HCl , FeO , H 2 SO 4 , Р 2 O 5 , КОН, MgCl 2 , Na 3 PO 4 .

C танция «Оксидная» Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.  Кто я?

C танция «Оксидная»

  • Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
  • Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
  • Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.

Кто я?

Составьте формулы известных вам оксидов:
  • Составьте формулы известных вам оксидов:

а) оксид углерода ( IV )

б) оксид ванадия ( V )

в) оксид железа ( III )

Задание: из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания: HCl, NaOH, CuO, Fe(OH) 3 , Al(OH) 3 , KBr, LiOH, Zn(OH) 2 , Na 2 SO 4 ,  Ba(OH) 2 , HNO 3 ,  Al 2 O 3 .

Задание: из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания: HCl, NaOH, CuO, Fe(OH) 3 , Al(OH) 3 , KBr, LiOH, Zn(OH) 2 , Na 2 SO 4 ,

Ba(OH) 2 , HNO 3 ,

Al 2 O 3 .

Станция «Кислотно-экспериментальная» Задание: в трех пробирках находятся вещества – вода, гидроксид натрия и соляная кислота. Распознайте, в какой пробирке какое вещество.

Станция «Кислотно-экспериментальная»

Задание: в трех пробирках находятся вещества – вода, гидроксид натрия и соляная кислота. Распознайте, в какой пробирке какое вещество.

Задание: составить формулы солей и дать им названия. Al HCl Na  H 2 SO 4 Cu (II)

Задание: составить формулы солей и дать им названия.

Al

HCl

Na

H 2 SO 4

Cu (II)

Синквейн

Синквейн

  • 1 строка – существительное
  • 2 строка – два прилагательных
  • 3 строка – три глагола
  • 4 строка – фраза на тему синквейна
  • 5 строка – слово или несколько слов, отражающих сущность темы
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-повторение по теме "Основные классы неорганических соединений"

Автор: Стративная Ирина Васильевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства