Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С. Маршака; презентация по теме
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С. Маршака; презентация по теме
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Речеваяразминка
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.
— Понравилась вам чистоговорка?
— Какой звук повторяется?
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Введениевтему
1. Беседа
— Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Поэтическая тетрадь 2».)
2. Кроссворд
— А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на этом уроке. Прочитайте и вставьте пропущенные слова в строчки.
1.А теперь без... (грамоты)
Пропадешь,
Далеко без... (грамоты)
Не уйдешь.
2.Жил человек рассеянный на улице... (Бассейной).
3.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на... (ремне)?
4.Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой. —
Мама, мама, не злись,
Потому что... (нашлись),
Потому что... (нашлись)
Перчатки!
5. Дама сдавала в багаж Диван,
Чемодан, ... (Саквояж).
6. Против дома у ворот
Жил в сторожке старый... (кот).
Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Маршак.)
3. Повторение
А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршака. На экране написаны названия, выберите, какие из указанных произведений написал Самуил Яковлевич.
- А кто написал остальные произведения? (Корней Иванович Чуковский.)
IV. Физкультминутка
«Птицы»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз)
Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук)
Как удивились, остановились Гуси у самой реки,
Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)
И потихоньку пошли, (шаги на месте)
V. Работа по теме урока
1. Работа над стихотворением «Гроза днем»
— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Гроза днем».
(Дети читают самостоятельно.)
— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Проехал, громко, грома.)
— Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].)
2. Работа в парах
— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
— Прочитайте выразительно. Как нужно читать? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.)
3. Работа над стихотворением «В лесу над росистой поляной...» (Учитель читает стихотворение.)
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика.)
— Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /Иптицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)
— Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?
4. Выразительное чтение стихотворений
— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте, чтобы прочитать выразительно, надо читать так... (Как читаешь для себя.)