kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рыбы. Виды рыб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы».

 Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.

Метапредметные: развивать  способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.

Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рыбы. Виды рыб"»

Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы».

 Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.

Метапредметные: развивать  способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.

Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.

Используемые педагогические технологии:  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

 Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия, оборудование:  

  Конверты   с изображением  рыб, сигналы, рыбки на магнитах, сигнальчики, цветные карандаши. Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация.

 Краткое описание: Урок - интегрированный. Внимание учащихся 2 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.

Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный

По времени проведения 

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

По видам деятельности – общение

По способу влияния педагога - опосредованные.

По субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, и другие взрослые;

По результату - результатом является информационный обмен; 

По количеству участников  - групповые;

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Форма проведения: урок -игра

Оборудование: интерактивная доска, стенд с книгами.

выставка книг разных форматов и разных жанров; портреты писателей,

Ход урока.

- Вспомните, чего на Земле больше: воды или суши?

- Кто живёт в воде? (Многие живые организмы – растения и животные.)

- Отгадайте загадку.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (

(Рыба)



- О ком мы сегодня будем с вами говорить на уроке? ( о рыбах)

- Что бы вы хотели узнать о рыбах? (Чем питаются и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.)

- Вот вы и наметили задачи нашего урока

- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

-Рассмотрите рисунки.

-Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)

-По каким признакам вы отнесли это животное к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)

- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? /Покров из чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост./

Давайте рассмотрим строение тела рыб.

- У рыб есть голова, туловище, хвост и плавники. Тело рыбы покрыто чешуей.

- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?

- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.

-Как вы думаете как же располагается на теле рыбы чешуя?

- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание.

Закрепление задание что не хватает

Физминутка



- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.

- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках. /Слайды 7 – 13/. /Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж./(по внешнему виду)

-Проверка.

- А как происходит процесс дыхания у рыб?

- Чем дышат рыбы. Как это происходит.

- Вот еще один отличительный признак рыб.

-- А что вы знаете о том, что едят рыбы?

-Перед нами возникает проблема, все ли рыбы одинаково питаются?

- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)

- Чем питаются растительноядные рыбы. Назовите растительноядных рыб. Слайд

- Чем питаются хищные рыбы. Назовите представителей хищных рыб.

- Чем питаются всеядные рыбы. Назовите представителей всеядных

У каждой группы на столе лежит лист ватмана. Вам надо наклеить представителей рыб по способу питания.

Итог урока.

- С какой группой животных мы познакомились?

– Назовите признаки рыб.

– Перечислите группы рыб по способу питания.

– Назовите признаки рыб.


3. Сообщение темы и постановка учебных задач.

- Скажите, пожалуйста, все ли из вас были на рыбалке?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на необычную, воображаемую рыбалку, в ходе которой ловить будем не рыбу, а знания об этой группе животных. Их мы будем собирать вот в это ведро.

- А теперь представьте себе, мы поймали первую рыбку, (внимание на плакат). Давайте ее рассмотрим. Как вы думаете, чем рыбы отличаются от других животных?

- Давайте мы с вами это сейчас и выясним (обсуждение):

- Как вы думаете, можно ли считать, что все рыбы похожи тем, что живут в воде?

- На самом деле, нет. В воде живут и другие животные, например, раки, некоторые насекомые и даже звери - бобры, выдры. Признак правильный, но не самый главный.

- Что же еще характерно для рыб? Рассмотрите плакат. Может, наличие чешуи и слизи?

- Тело у рыб мягкое. Для его защиты требуются твёрдые чешуйки. На самом деле, чешуя - это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться. Но чешуёй покрыто и тело змеи. Это тоже несущественный признак.

- Обратим внимание на плавники. Для чего они рыбе?

- Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста. Но плавники есть и у других животных, например, у некоторых морских зверей: кит, дельфин, морж.

- А кто может сказать, с помощью чего рыба дышит?

- Для жизни рыбам необходим кислород. Они добывают его из воды при помощи органа, который мы называем жабрами. Если рыбу вытащить из воды она задохнётся, и умрёт, так как жабры не могут извлекать кислород из воздуха. Жабрами дышат и другие морские животные!

- Тогда что же у нас получается? Давайте попробуем перечислить все установленные нами признаки – начнем наполнять наше ведерко:

(карточки с текстом):

- живут в воде

- наличие чешуи и слизи

- обтекаемая форма тела

- наличие плавников

- дышат жабрами

- А теперь обобщим: если брать по отдельности каждый признак, то он встречается то у одного животного, то у другого. Но только у рыб встречается сочетание всех признаков.



- Кто из вас может вспомнить, что говорят о человеке, который молчит и ничего сказать не может?

- Верно, о таких людях говорят, что «Он нем, как рыба». А как вы думаете, умеют ли рыбы разговаривать?

- Откройте свои учебники на с. 82 и прочитайте статью для любознательных.

- А как вы думаете, есть ли у рыб уши? Для каких целей они ей нужны?

- Когда рыба слышит голос или чьи-то шаги, она стремится уплыть поближе ко дну. Хорошим слухом рыбы обязаны ушам, расположенным по бокам головы. Однако рыбьи уши, в отличие от человеческих, снаружи не видны.

- А может ли рыба ощущать запахи?

- У рыбы есть ноздри. Некоторые рыбы находят пищу по запаху. Обычно у рыб по две ноздри с каждой стороны. Вода входит в одну ноздрю и выходит из другой. Таким образом, рыба ощущает запахи.

- Давайте добавим знаний в наше ведерко. Что еще мы узнали о рыбах? (карточки с текстом):

- могут издавать звуки;

- есть уши и ноздри.

- А знаете ли вы, что рыбы очень разнообразны по размерам и внешнему виду?

- Каких рыб можно встретить в реках и озерах нашей страны? Ответ найдите на с. 79 вашего учебника.

- Какие рыбы встречаются в морях и океанах? Зачитайте.

- Действительно, в природе встречаются удивительные и необычные рыбы. Известно  их около 25 тыс. видов. О некоторых рыбах расскажут мои помощники – ребята из нашего класса. (на одной части доски написано: «жители морей и океанов», на другой – «жители рек и озер»)

- Спасибо, ребята за интересную информацию!

- Как вы думаете, нуждаются ли рыбы в помощи  и защите человека? В какой?

- Прочитайте, на с. 80 учебника, как наше государство заботится об охране рыб.

  1.                     Закрепление.

- Ребята, наша с вами необычная рыбалка подходит к концу. Много нового и интересного мы сегодня узнали. Давайте проверим, как вы усвоили полученную информацию. Я буду читать утверждение, а вы, если согласны, хлопаете, а если нет – топаете:

- Рыбами называются животные, которые живут в воде, дышат жабрами, их тело покрыто скользкой чешуёй, имеют конечности в виде плавников. (да)

- Рыбы дышат легкими. (нет)

- Рыба имеет обтекаемую форму тела. (да)

- Рыбы не издают никаких звуков. (нет)

- Рыбы не чувствуют запахов. (нет)

- Молодцы!

6. Итоги урока.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

7. Рефлексия.

- А теперь давайте оценим наш урок: кому понравился – поднимите зеленую карту, кому нет – красную, кто сомневается – желтую.

8. Д/З

- Вашим д/з будет с. 78-82, прочитайте и ответьте на вопросы.

- Урок окончен.



– Наблюдали ли вы за аквариумными рыбками? Чем они обычно

заняты?




Где они обитают? (В озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах).
в) (Упражнение в классификации).
Продолжите предложение: речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах, реках, озерах, ручьях).
Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах.

IV.Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя.
В морях, реках, озёрах живут рыбы. Рыбы приспособились к жизни в воде. Тело их покрыто чешуёй, плавники и хвост помогают передвигаться в воде. На голове у рыб есть жабры, которые помогают им дышать в воде.
бг) (Нахождение слов с противоположным значением).

- Питаются ли рыбы? Чем питается? (Червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).
- Чем дышит рыба в воде?
(Дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жаб).
- Детеныши рыб появляются из …? (икры).
Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки).
- Они называются …? (мальки).


V.Работа по учебнику,стр.73.(рисунок)
а)Цикл развития рыб :(икра- мальки- взрослые рыбы).
б)Рассмотрите схему строения рыбы.
-Найди и покажи голову, хвост, плавники и жабры.
Каковы же основные признаки рыб?
-Где обитают рыбы? (В водоёмах).
- А без воды они могут жить?(Нет).
-Почему? Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают.
- Чем покрыто тело рыб? (Чешуей).
-Чем рыбы отличаются друг от друга? (Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской)
-Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

VI.Физкультминутка для глаз «Рыбки».

VII.Закрепление.
б)- Какую пользу приносят рыбы человеку?
С давних времён человек занимается рыболовством. Рыбу ловят рыбаки, которые отправляются в море на специальных кораблях (рисунок,учебник стр. 75).
В реках рыбу ловят с помощью удочки или сети.
Люди с удовольствием едят рыбу .Она вкусная и полезная. Из рыбы готовят вкусный суп-уху. Рыбу можно жарить и варить. Употребляют в пищу также солёную рыбу, икру.


IX.-А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?
– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать), загрязнение удобрениями, бытовыми отходами и мусором.
Мы должны научиться оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.


XI. Домашнее задание. Придумать рассказ о жизни маленькой рыбки. Нарисовать её в тетради.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Рыбы. Виды рыб"

Автор: Андреева Наталья Владимировна

Дата: 08.03.2022

Номер свидетельства: 601798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема: « Классы Хрящевые и Костные рыбы» "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-klassy-khriashchievyie-i-kostnyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "132722"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416401781"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по биологии в 7 классе по теме:  «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-khriashchievyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "191229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427285703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "План урока  « Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы»"
    ["seo_title"] => string(55) "planurokanadklassrybyklassykhriashchievyieikostnyieryby"
    ["file_id"] => string(6) "270322"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451063642"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока технологии раздел Кулинария "Приготовление блюд из рыбы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-razdiel-kulinariia-prighotovlieniie-bliud-iz-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "200394"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428830020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по "Мир природы и человека" 2 класс. «Рыбы: внешний вид, среда обитания»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_mir_prirody_i_cheloveka_2_klass_ryby_vneshnii_vid_sreda_obitan"
    ["file_id"] => string(6) "588692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634466457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства