Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии: методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия, оборудование:
Конверты с изображением рыб, сигналы, рыбки на магнитах, сигнальчики, цветные карандаши. Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация.
Краткое описание: Урок - интегрированный. Внимание учащихся 2 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.
- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
По видам деятельности – общение
По способу влияния педагога - опосредованные.
По субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, и другие взрослые;
По результату - результатом является информационный обмен;
По количеству участников - групповые;
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Форма проведения: урок -игра
Оборудование: интерактивная доска, стенд с книгами.
выставка книг разных форматов и разных жанров; портреты писателей,
Ход урока.
- Вспомните, чего на Земле больше: воды или суши?
- Кто живёт в воде? (Многие живые организмы – растения и животные.)
- Отгадайте загадку.
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (
(Рыба)
- О ком мы сегодня будем с вами говорить на уроке? ( о рыбах)
- Что бы вы хотели узнать о рыбах? (Чем питаются и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.)
- Вот вы и наметили задачи нашего урока
- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
-Рассмотрите рисунки.
-Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)
- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)
-По каким признакам вы отнесли это животное к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)
- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? /Покров из чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост./
Давайте рассмотрим строение тела рыб.
- У рыб есть голова, туловище, хвост и плавники. Тело рыбы покрыто чешуей.
- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?
- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
-Как вы думаете как же располагается на теле рыбы чешуя?
- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание.
Закрепление задание что не хватает
Физминутка
- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.
- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках. /Слайды 7 – 13/. /Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж./(по внешнему виду)
-Проверка.
- А как происходит процесс дыхания у рыб?
- Чем дышат рыбы. Как это происходит.
- Вот еще один отличительный признак рыб.
-- А что вы знаете о том, что едят рыбы?
-Перед нами возникает проблема, все ли рыбы одинаково питаются?
- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)
- Чем питаются растительноядные рыбы. Назовите растительноядных рыб. Слайд
- Чем питаются хищные рыбы. Назовите представителей хищных рыб.
- Чем питаются всеядные рыбы. Назовите представителей всеядных
У каждой группы на столе лежит лист ватмана. Вам надо наклеить представителей рыб по способу питания.
Итог урока.
- С какой группой животных мы познакомились?
– Назовите признаки рыб.
– Перечислите группы рыб по способу питания.
– Назовите признаки рыб.
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.
- Скажите, пожалуйста, все ли из вас были на рыбалке?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на необычную, воображаемую рыбалку, в ходе которой ловить будем не рыбу, а знания об этой группе животных. Их мы будем собирать вот в это ведро.
- А теперь представьте себе, мы поймали первую рыбку, (внимание на плакат). Давайте ее рассмотрим. Как вы думаете, чем рыбы отличаются от других животных?
- Давайте мы с вами это сейчас и выясним (обсуждение):
- Как вы думаете, можно ли считать, что все рыбы похожи тем, что живут в воде?
- На самом деле, нет. В воде живут и другие животные, например, раки, некоторые насекомые и даже звери - бобры, выдры. Признак правильный, но не самый главный.
- Что же еще характерно для рыб? Рассмотрите плакат. Может, наличие чешуи и слизи?
- Тело у рыб мягкое. Для его защиты требуются твёрдые чешуйки. На самом деле, чешуя - это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться. Но чешуёй покрыто и тело змеи. Это тоже несущественный признак.
- Обратим внимание на плавники. Для чего они рыбе?
- Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста. Но плавники есть и у других животных, например, у некоторых морских зверей: кит, дельфин, морж.
- А кто может сказать, с помощью чего рыба дышит?
- Для жизни рыбам необходим кислород. Они добывают его из воды при помощи органа, который мы называем жабрами. Если рыбу вытащить из воды она задохнётся, и умрёт, так как жабры не могут извлекать кислород из воздуха. Жабрами дышат и другие морские животные!
- Тогда что же у нас получается? Давайте попробуем перечислить все установленные нами признаки – начнем наполнять наше ведерко:
(карточки с текстом):
- живут в воде
- наличие чешуи и слизи
- обтекаемая форма тела
- наличие плавников
- дышат жабрами
- А теперь обобщим: если брать по отдельности каждый признак, то он встречается то у одного животного, то у другого. Но только у рыб встречается сочетание всех признаков.
- Кто из вас может вспомнить, что говорят о человеке, который молчит и ничего сказать не может?
- Верно, о таких людях говорят, что «Он нем, как рыба». А как вы думаете, умеют ли рыбы разговаривать?
- Откройте свои учебники на с. 82 и прочитайте статью для любознательных.
- А как вы думаете, есть ли у рыб уши? Для каких целей они ей нужны?
- Когда рыба слышит голос или чьи-то шаги, она стремится уплыть поближе ко дну. Хорошим слухом рыбы обязаны ушам, расположенным по бокам головы. Однако рыбьи уши, в отличие от человеческих, снаружи не видны.
- А может ли рыба ощущать запахи?
- У рыбы есть ноздри. Некоторые рыбы находят пищу по запаху. Обычно у рыб по две ноздри с каждой стороны. Вода входит в одну ноздрю и выходит из другой. Таким образом, рыба ощущает запахи.
- Давайте добавим знаний в наше ведерко. Что еще мы узнали о рыбах? (карточки с текстом):
- могут издавать звуки;
- есть уши и ноздри.
- А знаете ли вы, что рыбы очень разнообразны по размерам и внешнему виду?
- Каких рыб можно встретить в реках и озерах нашей страны? Ответ найдите на с. 79 вашего учебника.
- Какие рыбы встречаются в морях и океанах? Зачитайте.
- Действительно, в природе встречаются удивительные и необычные рыбы.Известно их около 25 тыс. видов. О некоторых рыбах расскажут мои помощники – ребята из нашего класса. (на одной части доски написано: «жители морей и океанов», на другой – «жители рек и озер»)
- Спасибо, ребята за интересную информацию!
- Как вы думаете, нуждаются ли рыбы в помощи и защите человека? В какой?
- Прочитайте, на с. 80 учебника, как наше государство заботится об охране рыб.
Закрепление.
- Ребята, наша с вами необычная рыбалка подходит к концу. Много нового и интересного мы сегодня узнали. Давайте проверим, как вы усвоили полученную информацию. Я буду читать утверждение, а вы, если согласны, хлопаете, а если нет – топаете:
- Рыбами называются животные, которые живут в воде, дышат жабрами, их тело покрыто скользкой чешуёй, имеют конечности в виде плавников. (да)
- Рыбы дышат легкими. (нет)
- Рыба имеет обтекаемую форму тела. (да)
- Рыбы не издают никаких звуков. (нет)
- Рыбы не чувствуют запахов. (нет)
- Молодцы!
6. Итоги урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
7. Рефлексия.
- А теперь давайте оценим наш урок: кому понравился – поднимите зеленую карту, кому нет – красную, кто сомневается – желтую.
8. Д/З
- Вашим д/з будет с. 78-82, прочитайте и ответьте на вопросы.
- Урок окончен.
– Наблюдали ли вы за аквариумными рыбками? Чем они обычно
заняты?
Где они обитают? (В озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах). в) (Упражнение в классификации). Продолжите предложение: речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах, реках, озерах, ручьях). Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах.
IV.Изучение нового материала. а) Рассказ учителя. В морях, реках, озёрах живут рыбы. Рыбы приспособились к жизни в воде. Тело их покрыто чешуёй, плавники и хвост помогают передвигаться в воде. На голове у рыб есть жабры, которые помогают им дышать в воде. бг) (Нахождение слов с противоположным значением).
- Питаются ли рыбы? Чем питается? (Червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб). - Чем дышит рыба в воде? (Дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жаб). - Детеныши рыб появляются из …? (икры). Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки). - Они называются …? (мальки).
V.Работа по учебнику,стр.73.(рисунок) а)Цикл развития рыб :(икра- мальки- взрослые рыбы). б)Рассмотрите схему строения рыбы. -Найди и покажи голову, хвост, плавники и жабры. Каковы же основные признаки рыб? -Где обитают рыбы? (В водоёмах). - А без воды они могут жить?(Нет). -Почему? Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают. - Чем покрыто тело рыб? (Чешуей). -Чем рыбы отличаются друг от друга? (Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской) -Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)
VI.Физкультминутка для глаз «Рыбки».
VII.Закрепление. б)- Какую пользу приносят рыбы человеку? С давних времён человек занимается рыболовством. Рыбу ловят рыбаки, которые отправляются в море на специальных кораблях (рисунок,учебник стр. 75). В реках рыбу ловят с помощью удочки или сети. Люди с удовольствием едят рыбу .Она вкусная и полезная. Из рыбы готовят вкусный суп-уху. Рыбу можно жарить и варить. Употребляют в пищу также солёную рыбу, икру.
IX.-А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб? – Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать), загрязнение удобрениями, бытовыми отходами и мусором. Мы должны научиться оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.
XI. Домашнее задание. Придумать рассказ о жизни маленькой рыбки. Нарисовать её в тетради.