kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык, «Части речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему "Части речи".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, «Части речи»»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 3 «А» классе

Тема: «Части речи»

студентки 403 группы

Жуласовой Алины Сергеевны
















Урок будет выдан: 06.02.2020

Школа: школа № 17

Методист: Кауфман Светлана Николаевна



Учитель: Масальская Оксана Владимировна


_________________________

Новосибирск, 2020


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Жуласова Алина Сергеевна

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: «Части речи».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Части речи».

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Формировать умение правильно определять части речи по алгоритму.

3. Формировать умение развивать орфографическую зоркость, речь.

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. Распознавать части речи.

  2. Правильно определять части речи по алгоритму.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Развивать орфографическую зоркость, речь.

Развивающие:


1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности.



2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить классификацию по заданным критериям; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.






3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению; строить монологическое высказывание

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самооценку деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
Учащиеся научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить классификацию по заданным критериям;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- владеть диалогической речью;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учащиеся получат возможность научиться:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению.

Воспитательные:
-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь, пенал

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация


















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Наглядный (показ)

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Сергеевна, и я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте свою готовность к уроку.

Проверка готовности.

- Девиз сегодняшнего урока: «Где есть желание, найдётся путь!» (1 слайд)

- Почему сегодня у нас такой девиз? Как вы понимаете это высказывание?

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи!

- Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи. А кто такой исследователь?

- Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление.(2 слайд) И мы с вами будем проводить исследования.

- Какими качествами должны обладать исследователи?


- Итак, начнём!

Приветствуют учителя.


Настраиваются на урок, проверяют готовность.





-Открытие новых знаний.















1) Быть очень внимательным.

2) Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию;






К: владеть диалогической речью



2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

Наглядный (демонстрация слайдов)



Практический (упражнение)

Проблемный (вопрос)

- Открываем тетради, после последней работы пропустите две строчные линии вниз и записываем число (6 октября. Классная работа.)

Минутка чистописания:

Каждый исследователь должен быть очень внимательным.

- Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На табличку ты внимательно и

Быстро посмотри.

Какая буква часто повторяется

Ты скорей найди!(3 слайд)

У Ч Е Н И К ММ П М М ВРЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С Н Ы Й В М М С О Ч И Н И Т Ь М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ О К О Л ОТ М КД Е В О Ч К А Ш М М (4 слайд)

-Правильно ли мы справились с первым заданием?

- Буква М. Эту букву будем прописывать.

- Какой звук слышится? Дайте ему характеристику.


- Что нужно помнить при написании этой буквы?

- Запишите «М м» всю строчку. (5 слайд) Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.

Словарная работа

- А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (6 слайд)


- Что вы можете сказать об этих словах?

- Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (7, 8 слайд)

- Молодцы!

Проверка по образцу.

Вопросы:

1. Из чего состоит наша речь?

2. Какие виды речи вы знаете?

3.Что мы называем устной речью?



4. Что мы называем письменной речью?



5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке?

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание?



















Дети отвечают, что чаще всего повторяется буква «м».


-Да.



-Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым

-О наклоне.


Прописывают букву «м».

Подчеркивают букву, написание которой понравилось больше всего.


Находят слова: «Ученик, решать, интересный, сочинить, жёлтый, около, девочка».

-Они словарные.


Списывают слова, ставят ударение и подчеркивают орфограмму.


- Речь состоит из слов.

- Речь устная и письменная.

- Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим.

- Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.

- Раздельно.

- Из главного и зависимого слова.


























К: владеть диалогической речью.








П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.




К: владеть диалогической речью.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)














Наглядный (демонстрация слайдов)












- Итак, в наш исследовательский центр поступил материал из страны Грамматики для исследования.

-Мы получили огромную шкатулку, из которой посыпались слова.

-А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Получилась настоящая неразбериха. Что делать?

-Конечно, наводить порядок!

- А как?

- Но можно ли на одну «полку» положить слова «ученик» и «жёлтый», на другую «сочинить» и «около», на третью «в» и «девочка»? (9 слайд)

- Будет ли порядок?

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

-На какие же группы мы можем разделить эти слова? ( 9.2 слайд)


- Как можно назвать все эти группы?

- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.

- Какова же цель нашего урока?










-Нужно их сгруппировать.





-Нет.

-Разделить по группам, разрядам, классам.




-На имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

- Части речи.

Формулируют тему урока: «Части речи».


Формулируют цель урока: «Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам».







К: владеть диалогической речью;


















Р: принимать и сохранять учебную задачу;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

- Итак, тема нашего урока «Части речи».(10 слайд)

- Для достижения цели, необходим план.

Коллективная разработка плана, опираясь на цель урока.

- Знаем мы определение понятия часть речи, умеем ли классифицировать части речи по признакам?

1. Узнаём.

- После того, как мы это узнаем, что мы будем делать?

2. Тренируемся.

- Мы поработаем в группах. А потом как мы будем работать?

3. Работаем самостоятельно.

- Что мы подведем в конце урока?

4. Подводим итог.

Один ученик читает весь план:

1. Узнаем.

2. Тренируемся.

3. Работаем самостоятельно.

4. Подводим итог. (11 слайд)

- Молодцы. Приступим к исследованию. Наведем порядок в стране Грамматика. И первое, что нужно сделать, составить портрет каждой части речи.

У нас работать будут четыре группы исследователей.

- Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

Деление на 4 группы: 1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол; 4 группа – предлог.

-Прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу.

-Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам.


- Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.

Алгоритм определения части речи

Обозначает…

Отвечает на вопросы…

- Выясните также, чем является в предложении:

В предложении является…

-Составьте правило о своей группе слов.

-Приведите 2-3 примера данной части речи.

Карточки:

(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, служит для связи слов в предложении, отдельно не употребляется)

Опрашивается несколько человек из группы, после каждой группы на слайде выводится правило к каждой части речи.





-Нет.




-Тренироваться.



-Самостоятельно.



-Подведём итог нашей деятельности на уроке.
















Вспоминают правила.





Дети делятся на группы по 8 человек (в одной группе 10 человек).








Дети выбирают нужные карточки.




Выполняют задание



Дети рассказывают правила, которые они составили.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
































К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;









П: осуществлять синтез как составление целого из частей;


П: строить сообщения в устной и письменной форме;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

5. Реализация построенного проекта

Практический (упражнение)





- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?

- Как узнать, какой частью речи является слово?




Физкультминутка

-Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы





-Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.


Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

К: владеть диалогической речью




учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация слайдов)

- Итак, в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. И называются эти группы слов части речи.

- А теперь наступило время использовать наши знания. Мы возвращаемся к нашему делу о случившейся неразберихе в стране Грамматике и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распределим слова, которые рассыпались из шкатулки по группам.

-Откройте учебники на странице 39 и прочитайте правило, чтобы еще раз закрепить ваши знания.

(Один ученик читает правило вслух)

-1 группа исследователей выбирает – имена существительные, 2 группа исследователей - имена прилагательные, 3 группа исследователей – глаголы, 4 группа исследователей – предлоги.

- Каждой группе исследователей надо выбрать слова своей части речи из следующих слов: по, бежал, на, за, над, чай, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, характер, французский, лимон, сладкий, узкая, от, до. (Слайд 12)

Проверка.

Опрос

















Открывают учебники, читают правило.










Распределяют слова по группам.



Проверяют свою работу.

Распознавать части речи.












П: проводить классификацию по заданным критериям;






К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;




Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)




- Итак, уважаемые исследователи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование.

Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.

Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

- Пользуйтесь алгоритмом определения части речи: (Карточка каждому ученику)

Алгоритм определения части речи:

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.


Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.

Вопрос: «Как вы определяли часть речи?» (Слайд 11)

Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.

1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

Вопрос: «Как вы находили лишнее слово?»

Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

Веселье – … , … .

Шум – … , … .

Игра - … , … .

Вопрос: «Как вы подбирали однокоренные слова?»

Проверка со слайда. (Слайд 13,14,15,16)

- Сравните результаты с заданным эталоном.

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

- В чем испытывали трудности?







Выбирают задание



















.































































П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;


Р: осуществлять самооценку деятельности.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный (беседа)



Практический (упражнение)

«Внимание исследователь –твой багаж знаний».

– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом: (Слайд 17)

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия;

синим – слова, обозначающие признак;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Из данных слов составьте пословицы о труде.



- Проверьте свою работу. (Слайд 18)














-Труд кормит – лень портит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.



П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;











Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

-Какова была цель урока?






-Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута?

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке?

-Как узнать какой частью речи является слово?

- Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

На уроке я работал активно – пассивно.

Своей работой на уроке доволен – не доволен.

За урок я не устал – устал.

Моё настроение стало лучше – стало хуже.

Материал урока мне был понятен – непонятен.

-Спасибо за урок, до свидания!






-С девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!»

-Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Ответы детей.


-Части речи.


-Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.

Оценивают свою деятельность.


Р: осуществлять самооценку деятельности.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



























КАРТОЧКИ:

КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, ПОДЛЕЖАЩИМ, СКАЗУЕМЫМ, ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ОТДЕЛЬНО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ

Алгоритм определения части речи:

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.






ЛИСТ САМООЦЕНКИ

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ АКТИВНО – ПАССИВНО.

СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ ДОВОЛЕН – НЕ ДОВОЛЕН.

ЗА УРОК Я НЕ УСТАЛ – УСТАЛ.

МОЁ НАСТРОЕНИЕ СТАЛО ЛУЧШЕ – СТАЛО ХУЖЕ.

МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ ПОНЯТЕН – НЕПОНЯТЕН.

















у



лень



труд


бежать

за


портит


маленькое



на





рыбка



кормит





синее


вытащишь



красивый


без


большое



дело


из


пруд



безделье


смотрит














Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

Веселье – … , … .

Шум – … , … .

Игра - … , … .





Найди в каждой строчке и подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.

1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

Определить, к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык, «Части речи»

Автор: Жуласова Алина Сергеевна

Дата: 16.06.2021

Номер свидетельства: 583499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ЧАСТИ РЕЧИ" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiest-po-russkomu-iazyku-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "246794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446459125"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проверочная работа по русскому языку "Часть речи". Повторение. 3 класс."
    ["seo_title"] => string(74) "provierochnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_chast_riechi_povtorieniie_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495471645"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_chasti_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "562065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604244867"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(35) "urok_russkogo_iazyka_chasti_rechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "651294"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716453651"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект по русскому языку "Части речи""
    ["seo_title"] => string(42) "konspekt_po_russkomu_iazyku_chasti_rechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "661555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1733991158"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1640 руб.
2530 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2430 руб.
1590 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства