kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык, «Части речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему "Части речи".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, «Части речи»»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 3 «А» классе

Тема: «Части речи»

студентки 403 группы

Жуласовой Алины Сергеевны
















Урок будет выдан: 06.02.2020

Школа: школа № 17

Методист: Кауфман Светлана Николаевна



Учитель: Масальская Оксана Владимировна


_________________________

Новосибирск, 2020


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Жуласова Алина Сергеевна

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: «Части речи».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Части речи».

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Формировать умение правильно определять части речи по алгоритму.

3. Формировать умение развивать орфографическую зоркость, речь.

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. Распознавать части речи.

  2. Правильно определять части речи по алгоритму.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Развивать орфографическую зоркость, речь.

Развивающие:


1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности.



2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить классификацию по заданным критериям; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.






3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению; строить монологическое высказывание

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самооценку деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
Учащиеся научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить классификацию по заданным критериям;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- владеть диалогической речью;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учащиеся получат возможность научиться:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению.

Воспитательные:
-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь, пенал

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация


















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Наглядный (показ)

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Сергеевна, и я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте свою готовность к уроку.

Проверка готовности.

- Девиз сегодняшнего урока: «Где есть желание, найдётся путь!» (1 слайд)

- Почему сегодня у нас такой девиз? Как вы понимаете это высказывание?

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи!

- Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи. А кто такой исследователь?

- Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление.(2 слайд) И мы с вами будем проводить исследования.

- Какими качествами должны обладать исследователи?


- Итак, начнём!

Приветствуют учителя.


Настраиваются на урок, проверяют готовность.





-Открытие новых знаний.















1) Быть очень внимательным.

2) Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию;






К: владеть диалогической речью



2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

Наглядный (демонстрация слайдов)



Практический (упражнение)

Проблемный (вопрос)

- Открываем тетради, после последней работы пропустите две строчные линии вниз и записываем число (6 октября. Классная работа.)

Минутка чистописания:

Каждый исследователь должен быть очень внимательным.

- Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На табличку ты внимательно и

Быстро посмотри.

Какая буква часто повторяется

Ты скорей найди!(3 слайд)

У Ч Е Н И К ММ П М М ВРЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С Н Ы Й В М М С О Ч И Н И Т Ь М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ О К О Л ОТ М КД Е В О Ч К А Ш М М (4 слайд)

-Правильно ли мы справились с первым заданием?

- Буква М. Эту букву будем прописывать.

- Какой звук слышится? Дайте ему характеристику.


- Что нужно помнить при написании этой буквы?

- Запишите «М м» всю строчку. (5 слайд) Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.

Словарная работа

- А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (6 слайд)


- Что вы можете сказать об этих словах?

- Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (7, 8 слайд)

- Молодцы!

Проверка по образцу.

Вопросы:

1. Из чего состоит наша речь?

2. Какие виды речи вы знаете?

3.Что мы называем устной речью?



4. Что мы называем письменной речью?



5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке?

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание?



















Дети отвечают, что чаще всего повторяется буква «м».


-Да.



-Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым

-О наклоне.


Прописывают букву «м».

Подчеркивают букву, написание которой понравилось больше всего.


Находят слова: «Ученик, решать, интересный, сочинить, жёлтый, около, девочка».

-Они словарные.


Списывают слова, ставят ударение и подчеркивают орфограмму.


- Речь состоит из слов.

- Речь устная и письменная.

- Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим.

- Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.

- Раздельно.

- Из главного и зависимого слова.


























К: владеть диалогической речью.








П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.




К: владеть диалогической речью.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)














Наглядный (демонстрация слайдов)












- Итак, в наш исследовательский центр поступил материал из страны Грамматики для исследования.

-Мы получили огромную шкатулку, из которой посыпались слова.

-А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Получилась настоящая неразбериха. Что делать?

-Конечно, наводить порядок!

- А как?

- Но можно ли на одну «полку» положить слова «ученик» и «жёлтый», на другую «сочинить» и «около», на третью «в» и «девочка»? (9 слайд)

- Будет ли порядок?

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

-На какие же группы мы можем разделить эти слова? ( 9.2 слайд)


- Как можно назвать все эти группы?

- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.

- Какова же цель нашего урока?










-Нужно их сгруппировать.





-Нет.

-Разделить по группам, разрядам, классам.




-На имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

- Части речи.

Формулируют тему урока: «Части речи».


Формулируют цель урока: «Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам».







К: владеть диалогической речью;


















Р: принимать и сохранять учебную задачу;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

- Итак, тема нашего урока «Части речи».(10 слайд)

- Для достижения цели, необходим план.

Коллективная разработка плана, опираясь на цель урока.

- Знаем мы определение понятия часть речи, умеем ли классифицировать части речи по признакам?

1. Узнаём.

- После того, как мы это узнаем, что мы будем делать?

2. Тренируемся.

- Мы поработаем в группах. А потом как мы будем работать?

3. Работаем самостоятельно.

- Что мы подведем в конце урока?

4. Подводим итог.

Один ученик читает весь план:

1. Узнаем.

2. Тренируемся.

3. Работаем самостоятельно.

4. Подводим итог. (11 слайд)

- Молодцы. Приступим к исследованию. Наведем порядок в стране Грамматика. И первое, что нужно сделать, составить портрет каждой части речи.

У нас работать будут четыре группы исследователей.

- Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

Деление на 4 группы: 1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол; 4 группа – предлог.

-Прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу.

-Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам.


- Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.

Алгоритм определения части речи

Обозначает…

Отвечает на вопросы…

- Выясните также, чем является в предложении:

В предложении является…

-Составьте правило о своей группе слов.

-Приведите 2-3 примера данной части речи.

Карточки:

(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, служит для связи слов в предложении, отдельно не употребляется)

Опрашивается несколько человек из группы, после каждой группы на слайде выводится правило к каждой части речи.





-Нет.




-Тренироваться.



-Самостоятельно.



-Подведём итог нашей деятельности на уроке.
















Вспоминают правила.





Дети делятся на группы по 8 человек (в одной группе 10 человек).








Дети выбирают нужные карточки.




Выполняют задание



Дети рассказывают правила, которые они составили.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
































К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;









П: осуществлять синтез как составление целого из частей;


П: строить сообщения в устной и письменной форме;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

5. Реализация построенного проекта

Практический (упражнение)





- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?

- Как узнать, какой частью речи является слово?




Физкультминутка

-Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы





-Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.


Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

К: владеть диалогической речью




учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация слайдов)

- Итак, в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. И называются эти группы слов части речи.

- А теперь наступило время использовать наши знания. Мы возвращаемся к нашему делу о случившейся неразберихе в стране Грамматике и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распределим слова, которые рассыпались из шкатулки по группам.

-Откройте учебники на странице 39 и прочитайте правило, чтобы еще раз закрепить ваши знания.

(Один ученик читает правило вслух)

-1 группа исследователей выбирает – имена существительные, 2 группа исследователей - имена прилагательные, 3 группа исследователей – глаголы, 4 группа исследователей – предлоги.

- Каждой группе исследователей надо выбрать слова своей части речи из следующих слов: по, бежал, на, за, над, чай, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, характер, французский, лимон, сладкий, узкая, от, до. (Слайд 12)

Проверка.

Опрос

















Открывают учебники, читают правило.










Распределяют слова по группам.



Проверяют свою работу.

Распознавать части речи.












П: проводить классификацию по заданным критериям;






К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;




Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)




- Итак, уважаемые исследователи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование.

Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.

Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

- Пользуйтесь алгоритмом определения части речи: (Карточка каждому ученику)

Алгоритм определения части речи:

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.


Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.

Вопрос: «Как вы определяли часть речи?» (Слайд 11)

Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.

1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

Вопрос: «Как вы находили лишнее слово?»

Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

Веселье – … , … .

Шум – … , … .

Игра - … , … .

Вопрос: «Как вы подбирали однокоренные слова?»

Проверка со слайда. (Слайд 13,14,15,16)

- Сравните результаты с заданным эталоном.

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

- В чем испытывали трудности?







Выбирают задание



















.































































П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;


Р: осуществлять самооценку деятельности.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный (беседа)



Практический (упражнение)

«Внимание исследователь –твой багаж знаний».

– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом: (Слайд 17)

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия;

синим – слова, обозначающие признак;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Из данных слов составьте пословицы о труде.



- Проверьте свою работу. (Слайд 18)














-Труд кормит – лень портит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.



П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;











Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

-Какова была цель урока?






-Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута?

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке?

-Как узнать какой частью речи является слово?

- Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

На уроке я работал активно – пассивно.

Своей работой на уроке доволен – не доволен.

За урок я не устал – устал.

Моё настроение стало лучше – стало хуже.

Материал урока мне был понятен – непонятен.

-Спасибо за урок, до свидания!






-С девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!»

-Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Ответы детей.


-Части речи.


-Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.

Оценивают свою деятельность.


Р: осуществлять самооценку деятельности.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



























КАРТОЧКИ:

КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, ПОДЛЕЖАЩИМ, СКАЗУЕМЫМ, ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ОТДЕЛЬНО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ

Алгоритм определения части речи:

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.






ЛИСТ САМООЦЕНКИ

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ АКТИВНО – ПАССИВНО.

СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ ДОВОЛЕН – НЕ ДОВОЛЕН.

ЗА УРОК Я НЕ УСТАЛ – УСТАЛ.

МОЁ НАСТРОЕНИЕ СТАЛО ЛУЧШЕ – СТАЛО ХУЖЕ.

МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ ПОНЯТЕН – НЕПОНЯТЕН.

















у



лень



труд


бежать

за


портит


маленькое



на





рыбка



кормит





синее


вытащишь



красивый


без


большое



дело


из


пруд



безделье


смотрит














Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

Веселье – … , … .

Шум – … , … .

Игра - … , … .





Найди в каждой строчке и подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.

1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

Определить, к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык, «Части речи»

Автор: Жуласова Алина Сергеевна

Дата: 16.06.2021

Номер свидетельства: 583499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ЧАСТИ РЕЧИ" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiest-po-russkomu-iazyku-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "246794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446459125"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проверочная работа по русскому языку "Часть речи". Повторение. 3 класс."
    ["seo_title"] => string(74) "provierochnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_chast_riechi_povtorieniie_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495471645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_chasti_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "562065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604244867"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(35) "urok_russkogo_iazyka_chasti_rechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "651294"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716453651"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства