Ф.И.О. Жуласова Алина Сергеевна
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (показ) | Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Сергеевна, и я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Проверка готовности. - Девиз сегодняшнего урока: «Где есть желание, найдётся путь!» (1 слайд) - Почему сегодня у нас такой девиз? Как вы понимаете это высказывание? - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Вы готовы к работе? Тогда в путь! - Пожелайте друг - другу удачи! - Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи. А кто такой исследователь? - Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление.(2 слайд) И мы с вами будем проводить исследования. - Какими качествами должны обладать исследователи? - Итак, начнём! | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, проверяют готовность. -Открытие новых знаний. 1) Быть очень внимательным. 2) Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию; К: владеть диалогической речью | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Наглядный (демонстрация слайдов) Практический (упражнение) Проблемный (вопрос) | - Открываем тетради, после последней работы пропустите две строчные линии вниз и записываем число (6 октября. Классная работа.) Минутка чистописания: Каждый исследователь должен быть очень внимательным. - Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. На табличку ты внимательно и Быстро посмотри. Какая буква часто повторяется Ты скорей найди!(3 слайд) У Ч Е Н И К ММ П М М ВРЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С Н Ы Й В М М С О Ч И Н И Т Ь М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ О К О Л ОТ М КД Е В О Ч К А Ш М М (4 слайд) -Правильно ли мы справились с первым заданием? - Буква М. Эту букву будем прописывать. - Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. - Что нужно помнить при написании этой буквы? - Запишите «М м» всю строчку. (5 слайд) Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего. Словарная работа - А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (6 слайд) - Что вы можете сказать об этих словах? - Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (7, 8 слайд) - Молодцы! Проверка по образцу. Вопросы: 1. Из чего состоит наша речь? 2. Какие виды речи вы знаете? 3.Что мы называем устной речью? 4. Что мы называем письменной речью? 5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке? 6. Как пишутся предлоги со словами? 7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? | Дети отвечают, что чаще всего повторяется буква «м». -Да. -Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым -О наклоне. Прописывают букву «м». Подчеркивают букву, написание которой понравилось больше всего. Находят слова: «Ученик, решать, интересный, сочинить, жёлтый, около, девочка». -Они словарные. Списывают слова, ставят ударение и подчеркивают орфограмму. - Речь состоит из слов. - Речь устная и письменная. - Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим. - Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем. - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги. - Раздельно. - Из главного и зависимого слова. | | К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. К: владеть диалогической речью. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация слайдов) | - Итак, в наш исследовательский центр поступил материал из страны Грамматики для исследования. -Мы получили огромную шкатулку, из которой посыпались слова. -А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Получилась настоящая неразбериха. Что делать? -Конечно, наводить порядок! - А как? - Но можно ли на одну «полку» положить слова «ученик» и «жёлтый», на другую «сочинить» и «около», на третью «в» и «девочка»? (9 слайд) - Будет ли порядок? - Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? - Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы. -На какие же группы мы можем разделить эти слова? ( 9.2 слайд) - Как можно назвать все эти группы? - Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока. - Какова же цель нашего урока? | -Нужно их сгруппировать. -Нет. -Разделить по группам, разрядам, классам. -На имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. - Части речи. Формулируют тему урока: «Части речи». Формулируют цель урока: «Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам». | | К: владеть диалогической речью; Р: принимать и сохранять учебную задачу; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | - Итак, тема нашего урока «Части речи».(10 слайд) - Для достижения цели, необходим план. Коллективная разработка плана, опираясь на цель урока. - Знаем мы определение понятия часть речи, умеем ли классифицировать части речи по признакам? 1. Узнаём. - После того, как мы это узнаем, что мы будем делать? 2. Тренируемся. - Мы поработаем в группах. А потом как мы будем работать? 3. Работаем самостоятельно. - Что мы подведем в конце урока? 4. Подводим итог. Один ученик читает весь план: 1. Узнаем. 2. Тренируемся. 3. Работаем самостоятельно. 4. Подводим итог. (11 слайд) - Молодцы. Приступим к исследованию. Наведем порядок в стране Грамматика. И первое, что нужно сделать, составить портрет каждой части речи. У нас работать будут четыре группы исследователей. - Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества: - Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем. Деление на 4 группы: 1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол; 4 группа – предлог. -Прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу. -Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам. - Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать. Алгоритм определения части речи Обозначает… Отвечает на вопросы… - Выясните также, чем является в предложении: В предложении является… -Составьте правило о своей группе слов. -Приведите 2-3 примера данной части речи. Карточки: (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, служит для связи слов в предложении, отдельно не употребляется) Опрашивается несколько человек из группы, после каждой группы на слайде выводится правило к каждой части речи. | -Нет. -Тренироваться. -Самостоятельно. -Подведём итог нашей деятельности на уроке. Вспоминают правила. Дети делятся на группы по 8 человек (в одной группе 10 человек). Дети выбирают нужные карточки. Выполняют задание Дети рассказывают правила, которые они составили. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; П: осуществлять синтез как составление целого из частей; П: строить сообщения в устной и письменной форме; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
5. Реализация построенного проекта | Практический (упражнение) | - Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи? - Как узнать, какой частью речи является слово? Физкультминутка | -Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы -Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос. | Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся. | К: владеть диалогической речью | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация слайдов) | - Итак, в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. И называются эти группы слов части речи. - А теперь наступило время использовать наши знания. Мы возвращаемся к нашему делу о случившейся неразберихе в стране Грамматике и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распределим слова, которые рассыпались из шкатулки по группам. -Откройте учебники на странице 39 и прочитайте правило, чтобы еще раз закрепить ваши знания. (Один ученик читает правило вслух) -1 группа исследователей выбирает – имена существительные, 2 группа исследователей - имена прилагательные, 3 группа исследователей – глаголы, 4 группа исследователей – предлоги. - Каждой группе исследователей надо выбрать слова своей части речи из следующих слов: по, бежал, на, за, над, чай, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, характер, французский, лимон, сладкий, узкая, от, до. (Слайд 12) Проверка. Опрос | Открывают учебники, читают правило. Распределяют слова по группам. Проверяют свою работу. | Распознавать части речи. | П: проводить классификацию по заданным критериям; К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | - Итак, уважаемые исследователи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование. Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить. Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня. Выберите себе одно задание – и приступайте к работе. - Пользуйтесь алгоритмом определения части речи: (Карточка каждому ученику) Алгоритм определения части речи: 1. Выяснить, что обозначает слово. 2. На какие вопросы отвечает слово. 3. Определить часть речи. Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под. Вопрос: «Как вы определяли часть речи?» (Слайд 11) Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик, знает. Вопрос: «Как вы находили лишнее слово?» Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. Веселье – … , … . Шум – … , … . Игра - … , … . Вопрос: «Как вы подбирали однокоренные слова?» Проверка со слайда. (Слайд 13,14,15,16) - Сравните результаты с заданным эталоном. - Кто выполнил задание без ошибок? - Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? - В чем испытывали трудности? | Выбирают задание . | | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Р: осуществлять самооценку деятельности. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | «Внимание исследователь –твой багаж знаний». – Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом: (Слайд 17) красным – слова, обозначающие предмет; зеленым – слова, обозначающие действия; синим – слова, обозначающие признак; желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос. - Из данных слов составьте пословицы о труде. - Проверьте свою работу. (Слайд 18) | -Труд кормит – лень портит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. | | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие. - Вспомните, с каких слов мы начали урок? -Какова была цель урока? -Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута? -Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? -Как узнать какой частью речи является слово? - Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов. Лист самооценки На уроке я работал активно – пассивно. Своей работой на уроке доволен – не доволен. За урок я не устал – устал. Моё настроение стало лучше – стало хуже. Материал урока мне был понятен – непонятен. -Спасибо за урок, до свидания! | -С девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!» -Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам. Ответы детей. -Части речи. -Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает. Оценивают свою деятельность. | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, ПОДЛЕЖАЩИМ, СКАЗУЕМЫМ, ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ОТДЕЛЬНО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
1. Выяснить, что обозначает слово.
2. На какие вопросы отвечает слово.
3. Определить часть речи.
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ АКТИВНО – ПАССИВНО.
СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ ДОВОЛЕН – НЕ ДОВОЛЕН.
ЗА УРОК Я НЕ УСТАЛ – УСТАЛ.
МОЁ НАСТРОЕНИЕ СТАЛО ЛУЧШЕ – СТАЛО ХУЖЕ.
МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ ПОНЯТЕН – НЕПОНЯТЕН.
Веселье – … , … .
Шум – … , … .
Игра - … , … .
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.