Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс Школа 21»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Русскому языку» для 1 – 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Общая характеристика предмета
Начальный курс русского языка занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объема;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучениеграмоте», его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Учащиеся овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока,каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
«Как устроен наш язык»;
«Правописание»;
«Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные навыки учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет не только успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Место предмета в учебном плане
На курс «Русский язык» в 4 классе отводится 175 часов (5 часов в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пpaвильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
4 класс
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные урокивключены в основные темы, направлены на повторение тем, контроль и учет знаний.
4 класс
Диктант.
Весенний звон.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Грамматические задания:
1 вариант.
Разберите предложение № 5 по членам и частям речи.
Укажите спряжение глаголов и вставьте пропущенные буквы:
Дыш.т, несут, играть, унос.т.
Составьте и запишите предложения с однородными членами, (подчеркните их как член предложения).
Замените одним глаголом: совать нос - …, унести ноги -… .
2 вариант.
Разберите предложение № 12 по членам и частям речи.
Укажите спряжение глаголов и вставьте пропущенные буквы:
Смотр.т, пишут, говор.т, плакать.
Составьте и запишите предложения с однородными членами, (подчеркните их как член предложения).
Замените одним глаголом: зарубить на носу - … , чесать языком -… .
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Называть:
изученные части речи;
значимые части слова;
Различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарем.
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие в корнях;
непроизносимые согласные;
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, в сочетаниях чк, чн;
удвоенные согласные;
безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа;
не с глаголами;
безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); запятая между однородными членами предложения.
отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и составлять простой план.
кратко характеризовать предложения по цели высказывания и интонации;
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;
выделять основную мысль текста;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
составлять план текста (при помощи учителя);
находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
писать изложения различных видов (обучающего характера).
Календарно-тематическое планирование для 4 класса
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
1
Повторение. Пишем письма.
1
Создать текст письма
2
Повторяем фонетику и словообразование.
1
Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие; делить слова на слоги, выделять ударный звук
3
Вспоминаем изученные орфограммы.
1
Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов, соблюдать изученные нормы орфографии
4
Вспоминаем изученные орфограммы.
1
Произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с удвоенными и непроизносимыми согласными
5
Диагностическое обследование №1
1
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Повторение. Пишем письма.
1
Создать текст письма
6
Повторяем признаки имени существительного.
1
Различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 – го склонений
7
Повторяем правописание окончаний имен существительных 1- го склонения
1
Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 1 склонения
8
Повторяем правописание окончаний имен существительных 2- го склонения
1
Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 2 склонения
9
Повторяем правописание окончаний имен существительных 3- го склонения
1
Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 3 склонения
10
Пишем письма.
1
Составить текст письма. Записать текст письма другу.
Пишем письма.
1
Составить текст письма. Записать текст письма родным.
11
Морфологический разбор имени существительного.
1
Характеризовать имя существительное как часть речи (значение и морфологические признаки)
12
Морфологический разбор имени существительного.
1
Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами, грамотно писать слова с суффиксами имен существительных и имен прилагательных
37
Правописание не с глаголами
1
Применять правила написания не с глаголами
38
Изложение
1
Подбирать заголовок к тексту, составлять план и письменно пересказывать текст
39
Вид глагола
1
Познакомить с понятием «вид» глагола. Определять вид глаголов, исправлять ошибки в классификации
40
Начальная форма глагола.
1
Познакомить с понятием «начальная форма» глагола, выделять основы глаголов
41
Личные формы глагола.
1
Познакомить с понятием «личные формы» глагола.
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
1
Применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах и глагольных формах
Текущая контрольная работа. Тема: «Глагол»
1
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
42
Лицо и число глагола.
1
Распределять глаголы по группам, соотносить глаголы с личными местоимениями
43
Мягкий знак после шипящих в глаголах
1
Применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах и глагольных формах
44
Текст.
1
Создавать текст - описание
47
Правописание –ться и –тся в глаголах
1
Выяснить роль мягкого знака в глаголах
48
Правописание –ться и –тся в глаголах
1
Классифицировать, переводить транскрипцию в буквенную запись (словас ца)
Правописание –ться и –тся в глаголах
1
Классифицировать, переводить транскрипцию в буквенную запись (словас ца)
Правописание глаголов.
1
Тренироваться в правописании глаголов.
49
Диктант (текущий). Тема: ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах.
1
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами
50
Изложение (текущее)
1
Составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст
Связь абзацев в тексте.
1
Наблюдать связь абзацев в тексте.
51
Спряжение глаголов.
1
Познакомить с формой изменения глаголов «Спряжение»
52
Спряжение глаголов.
1
Распределять глаголы по спряжениям
53
Спряжение глаголов.
1
Распределять глаголы по спряжениям
54
Правописание глаголов.
1
Применять правила написания глаголов начальной формы, не с глаголами
55
Прием противопоставления в тексте
1
Создавать небольшой текст по заданной тематике
56
Правописание безударных окончаний глаголов
1
Применять правила написания безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
57
Правописание безударных окончаний глаголов
1
Определять спряжения глаголов с безударным личным окончанием
Правописание
безударных окончаний глаголов.
1
Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)
Списывание
1
Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов
60
Диагностическое обследование
№ 2
1
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
61
Правописание
безударных окончаний глаголов
1
Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов
62
Роль слов в тексте
1
Уметь находить языковые средства, делающие текст выразительным
Правописание глаголов.
1
Уметь применять правила по правописанию глаголов
63
Глагольное время.
Настоящее время
1
Уметь изменять глаголы по временам
Итоговая контрольная работа
1
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Правописание суффиксов глаголов
1
Знать правила правописания суффиксов глаголов
Повторение изученного за 1 полугодие. Тест.
1
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Настоящее время глаголов.
1
Изменять глаголы по временам, определять признаки глаголов
Итоговый диктант. Тема: орфограммы, изученные за 1 полугодие
1
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами
Прошедшее время глагола.
1
Различать глаголы прошедшего времени, определять время глаголов.
Изложение.
1
Письменно пересказывать текст, составлять план текста.
67
Правописание суффиксов глаголов
1
Знать правила написания суффиксов глаголов
Будущее время
1
Различать глаголы будущего времени, находить их в тексте
69
Правописание суффиксов глаголов
1
Применять правила написания суффиксов в глаголах.
Текущая контрольная работа. Тема: время глагола.
1
Проверить полученные знания
Изменение глаголов по временам.
1
Различать время глагола; изменять глаголы по временам.
70
Изложение с элементами сочинения.
1
Письменно пересказывать текст, составлять план текста
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
Познакомить с понятием «наклонение глагола». Определять форму изъявительного наклонения глагола
78
Условное наклонение глагола.
1
Познакомить с особенностями условного наклонения. Выбирать нужную форму наклонения для глаголов
79
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
1
Применять правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделять окончания
80
Правописание глаголов.
1
Применять правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделять окончания
81
Работа с текстом.
1
Создавать текст-рассказ, составлять план
82
Повелительное наклонение глагола.
1
Выяснить особенности повелительного наклонения
83
Повелительное наклонение глагола
1
Различать наклонения глагола, образовывать форму глаголов повелительного наклонения
84
Словообразование глаголов.
1
Различать способы образования глаголов
85
Работа с текстом.
1
Создавать небольшой текст на заданную тему и записывать его
86
Глагол в предложении.
1
Знать роль глаголов в предложении и словосочетании
87
Глагол в предложении.
1
Определять значение глагола в предложении
88
Правописание глаголов.
1
Уметь применять правила правописания глаголов
90
Правописание глаголов
1
Уметь применять правила правописания глаголов
Работа с текстом
1
Практически овладеть диалогической речью
91
Диктант (текущий). Тема: окончание глаголов в про -шедшем времени.
1
Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами
92
Морфологический разбор глагола
1
Уметь характеризовать глагол как часть речи
93
Повторение. Тест
1
Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые–мягкие, звонкие–глухие, парные–непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук
94
Учимся писать краткое изложение
1
Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста
Наречие.
1
Различать наречие как часть речи
Наречие.
Применять правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделять окончания
Правописание гласных на конце наречий
1
Правописание гласных на конце наречий.
Правописание гласных на конце наречий
1
Применять правила написания гласных а-она конце наречий, объяснять, от чего зависит написание этих букв.
Наречие.
1
Наречие.
97
Как образуются наречия
1
Характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, различать способы образования наречий
Учимся писать сочинения.
1
Создавать продолжение и окончание текста
Морфологический разбор наречий.
1
Знать особенности морфологического разбора наречий. Характеризовать наречие как часть речи
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1
Применять правила правописания наречий на шипящую
Мягкий знак на конце слов после шипящих
1
Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих
Диктант. Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих.
1
Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными нормами
Мягкий знак на конце слов после шипящих
1
Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих
Учимся писать сочинения.
1
Создавать продолжение и окончание текста
Имя числительное
1
Различать имя числительное как часть речи
Имя числительное
1
Различать имя числительное как часть речи
Правописание мягкого знака в именах числительных
1
Применять правила слитного и раздельного написания числительных
Правописание мягкого знака в именах числительных
1
Применять правила слитного и раздельного написания числительных
Работа с текстом
1
Использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения
100
Изменение имён числительных
1
Уметь изменять имена числительные, по родам числам
101
Изменение имён числительных
1
Знать особенности морфологического разбора наречий. Характеризовать наречие как часть речи
102
Итоговый диктант (тест).
Тема: орфограммы, изученные в 3 четверти
1
Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами
103
Правописание мягкого знака в числительных
1
Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных
104
Правописание числительных
1
Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных
105
Учимся писать сочинения.
1
Уметь создавать текст на заданную тему
106
Правописание числительных.
1
Уметь характеризовать роль числительного в предложении
107
Работа с текстом
1
Использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения
108
Повторяем правописание мягкого знака в словах
1
Уметь применять правила правописания мягкого знака в словах
109
Диагностика. Тема: глагол, наречие, имя числительное
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
110
Связь слов в предложении. Словосочетание.
1
Уметь различать словосочетания
111
Словосочетание
1
Уметь различать словосочетания
112
Слово. Словосочетание. Предложение
1
Уметь различать слово, словосочетание и предложение
113
Учимся писать сочинение-рассуждение
1
Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему
114
Правописание слов в словосочетаниях.
1
Применять правила
115
Связь слов в словосочетании. Согласование
1
Уметь находить словосочетания с согласованием
116
Правописание слов в словосочетаниях
1
Применять правила правописания словосочетаний с типом связи согласование
117
Связь слов в словосочетании. Управление.
1
Находить словосочетания с управлением
118
Правописание слов в словосочетаниях
1
Применять правила правописания словосочетаний с типом связи управление
119
Учимся писать сочинение
1
Уметь создавать текст на заданную тему
120
Связь слов в словосочетании. Примыкание.
1
Находить словосочетания с типом связи – примыкание
121
Правописание слов в словосочетаниях.
1
Применять правила правописания словосочетаний с типом связи примыкание
122
Списывание
1
Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов
123
Правописание слов в словосочетаниях
1
Закрепить правописание словосочетаний
124
Словосочетание в предложении
1
Знать роль словосочетаний в предложении
125
Контрольная работа.
Тема: словосочетание.
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
126
Учимся писать текст-рассуждение
1
Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему
127
Диктант
Тема: правописание слов в словосочетаниях
1
Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами
128
Сложное предложение
1
Знать понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное
129
Как связаны части сложносочиненного предложения
1
Различать сложносочиненное предложение
130
Знаки препинания в сложном предложении
1
Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
131
Диагностическое обследование
1
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
132
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
133
Учимся писать сочинение
1
Уметь создавать текст на заданную тему
134
Как связаны части сложноподчинённого предложения
1
Различать связь частей
135
Сложное предложение
1
Различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения
136
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
137
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
Учимся писать сочинение
1
Уметь создавать начало и конец к заданному тексту (истории)
Сложное предложение
1
Различать сложное предложение
Итоговая контрольная работа .. Тема: сложное предложение.
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Работа над ошибками
1
Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила.
1
Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Правила расстановки запятых между частями сложного предложения
Признаки текста
1
Уметь воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста
Итоговое изложение
1
Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать
Повторение . Морфологический разбор имени существительного
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Морфологический разбор имени прилагательного
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Правописание глаголов
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Морфологический разбор глаголов
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Морфологический разбор наречий
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Правописание слов на изученные орфограммы.
1
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Материально – техническое обеспечение
Основные средства обучения:
Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 2013.