Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Развитие речи. Сочинение по картине.»
Тема: Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Педагогическая цель: Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)
Задачи урока:
познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину,
воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа,
развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста,
последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями,
воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.
Тип урока: развитие речи
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;
логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Основное содержание темы, понятия и термины:Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор;мультимедийное приложение к уроку (презентация);
Образовательные ресурсы: Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку
Сценарий урока:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Учитель:
Подровнялись.
Тихо сели.
На соседа посмотрели.
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
Самоопределение к учебной деятельности
Учитель: ( Слайд 1. Заставка «В гостях у сказки»)
О чем мы сегодня с вами поговорим?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…..
-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).
Сказку можно слушать, сказку можно смотреть, сказку можно читать. А ещё ее можно нарисовать.
-А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
-Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)
-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, рассмотрите предметы, которые лежат у меня на столе. (Это лук, стрела, корона, яйцо. ) Из какой сказки эти атрибуты.
Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поднял её кто-то. Кто, распростившись с зелёною кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (лягушка, из сказки «Царевна-лягушка»)
Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка. Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве...», заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Задание: Волшебство и колдовство (В чем разница? )
Кто представляет волшебство, а кто – колдовство?
-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)
Постановка учебной задачи
-Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора
И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
-Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)
Рассказ о жизни художника И. Я. Билибина.
-Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.
Слайд 4, 5 6 ...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин.
Он родился 4 августа 1876 года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.
Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством. Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
Работал Билибин над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.
Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».
Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.
Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года. Прожил 66 лет.
Беседа по содержанию сказки.
Слайд 7
- Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Царевна - лягушка».
Рассмотрите все иллюстрации к этой сказке и расположите их в правильной последовательности.
Работа по картине.
Слайд 8
-Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.
Задание: У вас на столе лежит стрела. Напишите на ней вопрос, который можно задать, рассматривая иллюстрацию к сказке.
Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.
«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».
-Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.
Слайд 9 10 11 12 13
- Опишите место, где происходит действие. (Болото- топкое место со стоячей водой. Бесконечное, вязкое, гиблое, глубокое, глухое, гнилое, громадное, дикое.
-Как попал сюда Иван-царевич?
-Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.
-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…)
-Почему?
-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)
-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски, много света…)
Слайд 15
-Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)
Повторение особенностей текста.
-Какие виды текста вы знаете? (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)
- Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)
-Почему?
-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой? Какая?...)
Орфографическая работа.
Задание: соотнесите предмет с его признаками. Соедините их стрелочками.
Лексическая работа
Работа с фразеологизмами.
Составление плана.
-С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)
-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)
-О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)
-Как можно озаглавить эту часть? (удачные предложения детей записываются на доску)
-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)
-На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины)
- Как можно озаглавить эти части?
-Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине)
-Как озаглавите последнюю часть?
Слайд 17
Примерный план:
Художник и его картина.
Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
Цвет и настроение картины.
Моё отношение к картине.
-Составьте примерный текст по плану (заслушиваются 1-2 ученика)
Физминутка. Слайд-заставка 16
V. Закрепление знаний и способов действий.
1.Сочинение по картине.
Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам)
2. Проверка работы. Дети читают свои сочинения.
Итог
-Чья работа вам больше понравилась? Почему?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Примерное содержание основной части сочинения:
В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота.Кругом лесная глушь.
Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На юноше сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален.Не верит своим глазам.
Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.
Примерный текст-описания
На рисунке изображён юноша. Это Иван-царевич из сказки “Царевна-лягушка”. В его руках жёлтый лук, за спиной колчан со стрелами. У Ивана-царевича сосредоточенное, напряженное лицо. Его взгляд устремлён вдаль, губы плотно сжаты, брови нахмурены. Он выглядит немного растерянным. Художник нарисовал его в тот момент, когда он идёт искать выпущенную из лука стрелу. Юноша огорчён, ведь стрела улетела очень далеко.
На Иване-царевиче красная шапка с синим отворотом, он одет в белую вышитую рубашку. На нём красный кафтан с жёлтым отворотом и манжетами, вся одежда отделана каймой. Кафтан подпоясан кушаком. На ногах синие шаровары и сапоги. Сразу видно, Иван-царевич – царский сын. Его одежда нарядная, красивая.
Мне очень понравился этот персонаж. Художник очень верно изобразил Ивана-царевича. Он добрый, неунывающий, уверенный в себе юноша, хотя сейчас сосредоточенный и напряженный.