Тема: Состав слова
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Цели:
1) Обучающие:
• обобщить и систематизировать знания о морфемах
• упражняться в умении находить однокоренные слова
2) Развивающие:
• развивать исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение,
систематизация и классификация
• развивать орфографическую зоркость
• обогащать словарный запас учащихся через подбор антонимов и синонимов
• развивать речь
• развивать эстетический вкус учащихся
• способствовать формированию коммуникативных (самооценивание,
взаимооценивание), информационных, технологических компетентностей.
3) Воспитывающие:
• воспитывать самостоятельность, творческую активность, доброжелательное
отношение друг к другу
• воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование, материалы, программное обеспечение:
• компьютер
• презентация (программа «Power Point»)
• мультимедийный проектор, экран, доска TRACEBoard
• учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева…
• карточки-настроения (у учащихся)
• тесты по теме «Имя прилагательное» в 2 вариантах
Ход урока.
I. Оргмомент.
Начинается урок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки-все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
- Ребята, покажите карточками, какое настроение у вас сейчас.
Надеюсь, к концу урока оно у вас тоже будет хорошим.
– Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. А из какого «строительного материала» сделаны слова?
«Строительные блоки» для слова называются морфемами. Сколько их? Назовите известные нам морфемы.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о значении каждой части слова, «разбирать» и «собирать» слова.
- А для этого мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.
А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ... снеговик.
Рассказ подготовленного ученика.
Снегови́к (он же — Сне́жная ба́ба) — простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.
Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.
В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.
- Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!
- Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы – Деду Морозу.
II. Чистописание. Задание Снеговика.
- Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве? Сс
- На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»? сн
- Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)
- Можно ли назвать их родственными? Почему?
- Можно ли назвать эти слова «зимними»?
- Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое основа и окончание.
Для этого мы поиграем в игру «Посели слово в свой домик» делим слова на три столбика:
¬ᴖ˄□ ¬ᴖ ᴖ˄
Слова: пирожок, лист, рассказ, подземный, выход, разбег, мелок, подъёмный, кустик, снежинка
-А теперь меняемся тетрадями с соседом и проверяем по компьютеру.
-У вас остались слова без домика? Какие?
- Смотрите, ребята. А у снеговика еще один конвертик, какое же задание он придумал на этот раз?
Л_ска, лисонька, л_са!
Ты в каких живешь л_сах?
Л_сий хвост замел следы.
Где л_сичка? Видел ты?
– Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?
– Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах.
– Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?
– Почему?
– Выпишите и разберите это слова по составу.
Слайд (разбор слово лесах)
III. Работа над основной целью урока.
– Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, Он не хочет без родственников жить. На доске плакат с текстом: Слайд
Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу осенью! Лес, точно терем расписной! Перешел он через ручеек, дошел до озера и увидел лесника. Он обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к сторожу, поздоровался с ним и спросил, где ему лесничего искать?
– Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС однокоренные слова? Найдите и выпишите их в тетрадь. Слайд – однокоренные слова
лес
лесную
в лесу
лесника
лесничего
– Выделите общую часть слов. Как она называется?
Какое слово лишнее? Почему?
Учитель предлагает отдохнуть и провести физкультминутку
Слайд текста ЛЕС. Какую группу родственных слов он встретил, гуляя в лесу? Запишите их в тетрадь:
пошел
вышел
перешел
дошел
подошел
– Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень – Ш – обозначает движение. Причем движение человека пешком.
– Докажите, что это – слова-родственники. Какая морфема внесла в слово новое значение? (Приставка)
– Какую роль выполняют приставки?
Какие слова называются однокоренными или родственными?
-Ребята, а давайте научим нашего гостя находить однокоренные слова. Для этого поиграем в игру «Лишнее слово». В каждой группе, выделим корень и определим лишнее слово.
«Четвертое лишнее»
Загадка, зажим, зарница, зазнайка.
Пожелтеть, поилка, поливка, поломка
Изрубить, известить, извалять, изюминка
Позвать, попросить, подарок, портной.
Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка
Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка
А теперь меняемся тетрадями с соседом и проверяем по компьютеру.
Наш гость, Снеговик, внимательно следит за вами
Наш урок заканчивается. Вы хорошо потрудились,
Все вы были дружными, активными, проявляли ум, смекалку. Спасибо за работу. Кому удалось понять, что то новое для себя?
Молодцы.