– Тема нашего урока «Русские народные загадки». Сегодня мы повторим с вами материал предыдущего урока, вспомним пословицы. А также узнаем, что такое загадка, для чего она нужна, и даже сами поучимся сочинять загадки.
– Внимание! Внимание! Мы ведём прямой репортаж из кабинета №… школы №…
Сегодня здесь состоится грандиозное телешоу, на которое приглашены разные телепередачи.
II. Артикуляционная гимнастика.
– В эфире передача «Дневная гимнастика» и её непостоянная ведущая ….
а) Упражнение «Забей гол».
б) Упражнение «Часики».
в) Упражнение «Блинчики».
г) Упражнение «Качели».
III. Работа над темпом, громкостью, выразительностью речи.
– А сейчас всё внимание на доску. Прочитайте про себя записанное предложение.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
а) читаем медленно – быстро,
б) читаем тихо – громко,
в) от имени мышки, лисы, медведя.
– Что же это за предложение, над которым мы работали? (пословица)
– Я может это скороговорка? (нет)
– В чём её смысл?
IV. Повторение изученного материала. – В эфире передача «Обо всём». Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость, и когда двойку получил или заболел? (у пословицы)
– Сейчас мы поговорим о пословицах.
а) Что такое пословица? Зачем она нужна?
(мудрое изречение, имеющее поучительный смысл)
б) – А теперь мы проверим ваше знание пословиц (каждая команда получает на листочке начало пословицы, нужно продолжить пословицу и раскрыть её смысл)
1 группа «Любишь кататься – …»
2 группа «Ученье – свет, а …»
3 группа «Глаза бояться, а …»
в) – У нас в гостях передача «Сам себе режиссёр». Сейчас вы увидите видеоролик, который заснял наш постоянный участник из г. Миасс ….. Видеоролик о его сыне.
Сценка. Мальчик делает уроки. Заглядывает солнышко:
– Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок!
Заглядывает птичка (слова те же), затем вишенка (слова те же).
Мальчик доделал уроки, открывает окно: – Ну, кто меня манил?
Все: Кончил дело – гуляй смело.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
V. Проверка домашнего задания.
Дети дома делали по одной пословице и к ней рисунок, получилась общая книга с пословицами. Учитель показывает страницы этой книги.
VI. Изучение нового материала.
Вы её мне загадайте,
А потом ответик дайте.
Отчего и почему,
Всё никак я не пойму. (загадка)
– В эфире передача «Бюро вопросов – бюро ответов».
У нас в студии специалисты в области загадок. Сейчас они будут загадывать загадки, а ваша цель отгадать их. (ученики загадывают загадки)
– Что же такое загадка? Об этом рассказывают в «Новостях» наши специальные корреспонденты.
1 корр. Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола – «гадати» – думать, рассуждать.
2 корр. В наши дни загадывание загадок является детской игрой, полезной забавой. А прежде это было занятием взрослых и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания.
3 корр. Учёные предполагают, что появление загадок с целой системой запретов помогали жизни древнего человека. Существовали, например, охотничьи запреты, основанные на уверенности, что животные понимают язык человека и могут помешать успешной охоте.
4 корр. Загадки встречаются в русских народных сказках. Они задаются персонажами друг другу. Обычно народная загадка отличается предельной краткость и заключает в себе скрытый вопрос: кто это? или что это?
– Что же такое загадка? Похожа ли она на математическую задачку? (Да. Есть условие, есть скрытый вопрос. Надо найти ответ).
Значит, загадка – это задачка, которую надо решить.
– Какие качества человека можно проверить, предлагая отгадывать загадки? (сообразительность, находчивость, смекалку, остроумие, память, наблюдательность)
VII. Работа над сказкой С.Н.Грибачёва «Загадай – отгадай».
– А теперь передача для самых маленьких «Не спите, малыши». Вас приветствуют Хрюша и Филя.
– Дорогие ребята, сегодня мы прочитаем вам замечательную сказку С.Н.Грибачёва, название которой вам надо расшифровать.