kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с народными сказками, научит анализировать и оценивать прочитанное, сравнивать сказки, совершенствовать технику чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"»

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сулак Краснопартизанского района Саратовской области».



Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».

технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе



Выполнил учитель

начальных классов

МОУ «СОШ с.Сулак»

Федулов Владимир Павлович.



Сулак, 2016г.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока: урок получения новых знаний, изучающего чтения.



Цели

Образовательные: познакомить с народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, сравнивать сказки, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование),
Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Формировать УУД:
личностные:  формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.



Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», презентация, рисунок девушки Снежинки, вырезанные из бумаги снежинки по количеству человек в классе, листочки со словами – прилагательными, компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран.



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.

Задачи:

создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;

организация внимания обучающихся;

кратковременность этапа.

Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей.

-Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать? У нас на уроке сегодня гости. Посмотрите, пожалуйста на них, улыбнитесь им и друг другу. Мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки:

О чём-то скрипит половица,

И спице опять на спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.




Выполняют задание учителя


2 мин

2.Актуализация знаний.

Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины.

Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом.

Задачи:

уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений.

Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль.

Предполагаемый итог этапа:

установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.

-Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка?

-На какие две большие группы делятся сказки? Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных?

-Послушайте отрывки из сказок и скажите какая это сказка и кто её автор?

1. «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали»

2. «И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались…»

3. «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать».

4. «А из болота голоса слышны: «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото»

5. «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол…»

-Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!

Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море…

Вот сколько сказок на свете!

Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом).





1.Русская народная сказка «У страха глаза велики»

2.Братья Гримм «Маленькие человечки»

3. Русская народная сказка «Снегурочка».

4. Э. Шим «Всем вам крышка»

5. В.Одоевский «Мороз Иванович»


Ответы детей

3 мин

3.Постановка темы и целей урока.

Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала

Задачи:

подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий;

привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему, цель урока,

наметить план учебных действий.

Задачи:

проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий.

Метод: проблемно-поисковый, наглядный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

-Ребята, а какое время года наступило? Какой идет сейчас месяц?

- А вот главным героем сегодняшнего произведения будет персонаж, без которого не обходится ни одна зима. Догадайтесь, кто же это?

Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге

- О ком же будете читать сегодня?

- Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока (слайд №1).

- Какие же дети могут быть у Деда Мороза? Сегодня узнаем.

- А что нам понадобиться сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку? - Что для этого мы должны с вами уметь?

- Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?» (слайд №2)

-Давайте наметим план наших действий. С чего мы обычно начинаем работу? А потом?

- Мы уже определили тему урока, поставили цель, наметили план действий.


Зима. Декабрь.










-О Деде Морозе (определяют тему урока)

- Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»




Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова.

Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки.






- Знакомство с произведением.

- Составление модели обложки.

- Работа над содержанием сказки.


3 мин

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении главной мысли произведения.

Задачи:

обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.  
Цель этапа для учащихся:

получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль.

Задачи:

умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку, давать характеристику героям произведения.

Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы.

Предполагаемый итог этапа:

активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля.

- Итак, с чего начнём?

- Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.


- Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор.


- А какие чувства возникли в вашем сердце?


- Какой следующий пункт плана наших действий?

- Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны? (слайд №3)

- Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? (слайд №4)

- А вот такую обложку я сделала для нашей книги, в которую войдут ваши стихи, рассказы и рисунки. Обратите внимание, кто будет автором нашей книги?


- Посмотрите на доску, что мы с вами уже сделали, какая наша следующая цель?



- Все ли слова вам понятны в этой сказке?


- Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь.

- Прочитайте имена в тетради. Все ребята согласны.

- Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай.

- Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ.

- А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1.


- Прочитайте, что вы записали.



- Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.

- Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец.



- Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? (слайд №5).

- Ребята, вы много работали с текстом, ваши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть и выполним упражнения для глаз. А в этом нам поможет снежинка. (слайд №6, №7).

- В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней?


- Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки (слайд №8).

- Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд №9)

- Так как же Снежинка пожалела землю?

- Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане (слайд №10).

- Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло (слайд №11)


- Так зачем же земля покрывается снежным одеялом?

- А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.

- Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?


- Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу.

Спасибо, ребята! Молодцы!






- Знакомство с произведением.






Отвечают на вопросы.



- Составить модель обложки.

Работа в парах над составлением модели обложки.


- Нет. Тема указана неверно.





- Ребята из нашего класса.



Работа над содержанием сказки.





- Работа в тетради на стр. 62 №2.


- Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет.

- Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт.

- Лёд на реках мосты построил.

- Иней лес украсил, чтобы он был красивый.

Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь: «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом»

- Хороших, потому, что они принесли пользу людям.

- Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям.




Выполняют гимнастику для глаз





- Быть добрыми, внимательными, заботливыми, приносить добро людям и пользу.
















- Она покрыла её белым снегом.
















- Чтобы ей было тепло и не погибли растения»







- Узнали много нового.








- Дети читают стихотворения собственного сочинения.


27 мин

5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании.

Задачи:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;

проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий.

Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

Задачи:

осмысление и оценка своей деятельности на уроке;

понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;

умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

- Подведём итоги нашего урока.

- Какую сказку мы читали на уроке?

- Что вы узнали нового? Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку?


А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.

-В какой пословице говорится об этом? В каком произведении мы познакомились с этой пословицей?
Давайте поможем ей в добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю. Но прежде, оцените свою работу на уроке.

- На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке (слайд №12)

- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята!

Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше? Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались?

Итак, прикрепите свои снежинки. Как много снега!


- Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось.

Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?

- подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);

- подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4);

- творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4).

-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.


- Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза».


Ответы детей.







Много снега – много хлеба»

В. Одоевский «Мороз Иванович»






-Дети раскрашивают снежинки.








- Прикрепляют снежинки.

- Пояснения детей.












Выбор задания и запись в дневник.

5 мин










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Автор: Федулов Владимир Павлович

Дата: 06.08.2016

Номер свидетельства: 338731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект непосредственно-образовательной деятельности   «Путешествие по русским народным сказкам» "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-putieshiestviie-po-russkim-narodnym-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "166859"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422996493"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Тема: «Встреча с Морозко»."
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiiedliadietieistarshiegodoshkolnogovozrastatiemavstriechasmorozko"
    ["file_id"] => string(6) "297381"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456169521"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеклассное мероприятие  для 1 класса "В гостях у сказки" "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-1-klassa-v-ghostiakh-u-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "138836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417614260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "в.ф.одоевский мороз иванович "
    ["seo_title"] => string(30) "v-f-odoievskii-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "147557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419426538"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Новогодний утренник во II младше группе " Как Медведя за Дедом Морозом посылали" "
    ["seo_title"] => string(87) "novoghodnii-utriennik-vo-ii-mladshie-ghruppie-kak-miedviedia-za-diedom-morozom-posylali"
    ["file_id"] => string(6) "208998"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430995326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства