1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся. Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке. Задачи: создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся; организация внимания обучающихся; кратковременность этапа. Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку. Метод: объяснительно-иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей. | -Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать? У нас на уроке сегодня гости. Посмотрите, пожалуйста на них, улыбнитесь им и друг другу. Мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок. Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки: О чём-то скрипит половица, И спице опять на спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка.
| Выполняют задание учителя | 2 мин |
2.Актуализация знаний. Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала. Задачи: развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины. Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом. Задачи: уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений. Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль. Предполагаемый итог этапа: установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока. | -Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка? -На какие две большие группы делятся сказки? Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных? -Послушайте отрывки из сказок и скажите какая это сказка и кто её автор? 1. «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали» 2. «И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались…» 3. «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать». 4. «А из болота голоса слышны: «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото» 5. «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол…» -Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы! Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море… Вот сколько сказок на свете! | Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом). 1.Русская народная сказка «У страха глаза велики» 2.Братья Гримм «Маленькие человечки» 3. Русская народная сказка «Снегурочка». 4. Э. Шим «Всем вам крышка» 5. В.Одоевский «Мороз Иванович» Ответы детей | 3 мин |
3.Постановка темы и целей урока. Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала Задачи: подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий; привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя тему, цель урока, наметить план учебных действий. Задачи: проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий. Метод: проблемно-поисковый, наглядный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | -Ребята, а какое время года наступило? Какой идет сейчас месяц? - А вот главным героем сегодняшнего произведения будет персонаж, без которого не обходится ни одна зима. Догадайтесь, кто же это? Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге - О ком же будете читать сегодня? - Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока (слайд №1). - Какие же дети могут быть у Деда Мороза? Сегодня узнаем. - А что нам понадобиться сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку? - Что для этого мы должны с вами уметь? - Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?» (слайд №2) -Давайте наметим план наших действий. С чего мы обычно начинаем работу? А потом? - Мы уже определили тему урока, поставили цель, наметили план действий. | Зима. Декабрь. -О Деде Морозе (определяют тему урока) - Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова. Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки. - Знакомство с произведением. - Составление модели обложки. - Работа над содержанием сказки. | 3 мин |
4. Этап усвоения новых знаний. Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении главной мысли произведения. Задачи: обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся. Цель этапа для учащихся: получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль. Задачи: умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку, давать характеристику героям произведения. Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы. Предполагаемый итог этапа: активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля. | - Итак, с чего начнём? - Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту. - Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор. - А какие чувства возникли в вашем сердце? - Какой следующий пункт плана наших действий? - Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны? (слайд №3) - Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? (слайд №4) - А вот такую обложку я сделала для нашей книги, в которую войдут ваши стихи, рассказы и рисунки. Обратите внимание, кто будет автором нашей книги? - Посмотрите на доску, что мы с вами уже сделали, какая наша следующая цель? - Все ли слова вам понятны в этой сказке? - Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь. - Прочитайте имена в тетради. Все ребята согласны. - Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай. - Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ. - А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1. - Прочитайте, что вы записали. - Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ. - Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец. - Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? (слайд №5). - Ребята, вы много работали с текстом, ваши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть и выполним упражнения для глаз. А в этом нам поможет снежинка. (слайд №6, №7). - В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней? - Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки (слайд №8). - Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд №9) - Так как же Снежинка пожалела землю? - Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане (слайд №10). - Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло (слайд №11) - Так зачем же земля покрывается снежным одеялом? - А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов. Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип. - Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали? - Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу. Спасибо, ребята! Молодцы! | - Знакомство с произведением. Отвечают на вопросы. - Составить модель обложки. Работа в парах над составлением модели обложки. - Нет. Тема указана неверно. - Ребята из нашего класса. Работа над содержанием сказки. - Работа в тетради на стр. 62 №2. - Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет. - Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт. - Лёд на реках мосты построил. - Иней лес украсил, чтобы он был красивый. Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь: «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом» - Хороших, потому, что они принесли пользу людям. - Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям. Выполняют гимнастику для глаз - Быть добрыми, внимательными, заботливыми, приносить добро людям и пользу. - Она покрыла её белым снегом. - Чтобы ей было тепло и не погибли растения» - Узнали много нового. - Дети читают стихотворения собственного сочинения. | 27 мин |
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании. Задачи: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа; проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий. Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя. Задачи: осмысление и оценка своей деятельности на уроке; понимание содержания и способов выполнения домашнего задания; умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний. Метод: объяснительно-иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников. | - Подведём итоги нашего урока. - Какую сказку мы читали на уроке? - Что вы узнали нового? Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку? А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек. -В какой пословице говорится об этом? В каком произведении мы познакомились с этой пословицей? Давайте поможем ей в добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю. Но прежде, оцените свою работу на уроке. - На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке (слайд №12) - Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята! Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше? Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались? Итак, прикрепите свои снежинки. Как много снега! - Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось. Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания? - подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5); - подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4); - творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4). -Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями. | - Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза». Ответы детей. Много снега – много хлеба» В. Одоевский «Мороз Иванович» -Дети раскрашивают снежинки. - Прикрепляют снежинки. - Пояснения детей. Выбор задания и запись в дневник. | 5 мин |