Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(Слайд 1)
О чем речь, догадайтесь
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас. (сказка)
(Слайд 2)
- Узнайте, о какой сказке идёт речь.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается,
По его хотению,
А сказка называется…(«По щучьему велению»)
(Слайд 3)
Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тога скорей ответь!
Названье этой книжки…(«Маша и медведь»)
(Слайд 4)
Укатился он из дома,
По дороге незнакомой.
Ты узнал его дружок?
Он – румяный…(колобок)
- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу? (Все они – русские народные)
Слайд 5
- Какие бывают сказки? (Авторские, народные)
- По виду? (Волшебные, бытовые, про животных)
- Какую последнюю сказку мы с вами читали? (Цветик - семицветик)
- Кто автор? (В. Катаев)
- Определите вид сказки. (Волшебная, авторская)
(Слайд 6)
- Узнали сказку? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Слайд 7
Словарная работа
Мочи нет – совсем нет сил.
Купец – богатый торговец.
Красная девица – скромная, молодая.
Хоромы – жилой дом богатого владельца.
Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.
Ключевая вода - родниковая вода.
Слайд 8
- Иногда эту сказку сравнивают с печальной песней. Почему? (Сказка трагическая, сначала остались одни - одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)
- В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?
- Найдите моменты которые очень похожи на песню.
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Слайд 9
- Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)
Слайд 10-11-12
Докажите. ( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)
Слайд 13
Слайд 14 -15-16
- Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)
- Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)
- Какие ещё волшебные числа встречаются в других сказках? (Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Тридевятое царство, двенадцать месяцев)
Слайд 17
- А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)
- Здесь у нас тоже счастливый конец.
(Слайд 18)
- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)
- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)
- Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)
Слайд 19
- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Домашнее задание
- Прочитать сказку.
- Сделать иллюстрацию одного из героев сказки.