kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"Конспект урока литературного чтения 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи:

- формировать у детей представление о традиционных зачинах и   концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки;

.- развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"Конспект урока литературного чтения 2 класс»







Открытый урок литературного чтения во 2 классе.

УМК «РИТМ».

Тема урока: русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».





















Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «Новопоселковая СОШ»

С-Стальского района с.Касумкент

Идрисова Маргина Идаятовна.

Открытый урок литературного чтения во 2 классе.

УМК «РИТМ».

Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи:

- формировать у детей представление о традиционных зачинах и   концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки;

.- развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;

- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;

- развивать память, внимание, речь учащихся;

- формировать навыки беглого, осознанного чтения;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- прививать любовь к живописи.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

  • Предметные результаты – познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». научить находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.

  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.



Тип урока : Комбинированный

Формы работы учащихся : фронтальная  ,индивидуальная  , работа в парах , групповая работа.

Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран

Оборудование:

Учебник "Литературное чтение" (2 часть), 2 класс, авт.О.В.Джежелей  , карточки с пословицами , рисунки детей к русским народным сказкам , презентация «Поиграем со сказками»,

музыкальный фрагмент «Русские народные сказки», аудио чтение текста сказки, картинки со сказочными героями, портрет В. Васнецова, репродукция « Алёнушка».

                                                            





Ход урока

  1. Эмоциональный настрой на урок.

 Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели !

- С каким настроением , ребята, вы пришли на урок?

- Давайте постараемся сохранить это настроение  до конца наших уроков . С улыбки всегда приятно начинать любое дело .

 - Думаю , что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.

2. Речевая разминка.

- Чтобы урок  у нас был полезным, плодотворным, интересным, достиг цели , мы должны всегда помнить золотые правила школьника.

 

                                      На уроке будь старательным

                                      Будь спокойным и …………….( внимательным)

                                     Работай не отставая ,

                                     Слушай ….( не перебивая)

                                     Говори всё чётко, внятно ,

                                     Чтобы было всё ……..( понятно)

                                     Если хочешь отвечать

                                     Надо руку ……( поднимать),

                                     Если друг стал отвечать ,

                                     Не спеши …………( перебивать),

                                     А помочь захочешь другу,

                                      Подними спокойно ……( руку ).

3. Актуализация знаний.

Кем занимаемся на уроках чтения?

- Для чего учимся читать?

Вспомните рассказ «О себе» В.Осеевой

На уроках чтения « Мало уметь читать , надо уметь……….»

- Что мы сейчас с вами произнесли?( пословицу )

- К какому виду творчества относятся пословицы?

-Как вы думаете,  почему я вас об этом спрашиваю?

- С какими произведениями устного народного творчества мы уже знакомы?

- Как вы понимаете слово « фольклор»?

- Почему творчество , с которым мы сейчас знакомимся, называют « устным народным творчеством»?

4 . Работа со сказками.

А дорога далека,

а корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок… (Маша и медведь)



Укатился он из дома,

По дороге незнакомой.

Ты узнал его дружок?

Он – румяный ( Колобок)



Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке у копытца!.. *( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )

К какому жанру относятся сказки?

5.Опрос пройденной темы по плану (Рассказывают сильные дети), трое уч-ся читают цепочкой, 3 ученика по ролям. Оценивают сами уч-ся

А) Уход из дома.

Б) Испытания.(по ролям 2 ученика)

В) Встреча с купцом

6.Презентация «Поиграем с картинками».                                                                                                                                                                       

5. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы продолжаем работать со сказкой  « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Дома вы её читали , понравилась вам сказка?

А) Прослушивание аудио чтение текста

Б) Групповая работа со словарями

6.Первичное закрепление. Анализ произведения

- Какие виды русских народных сказок мы  знаем ?

-К какому виду относится сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

- Докажите.

8. Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.



           6.Работа над сказкой «Сестрица   Алёнушка и братец Иванушка».

           - Ребята , попробуйте задать друг другу вопросы по содержанию сказки.

- А теперь ответьте на мои вопросы :

.

- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?

- Что ему говорила сестра?

- Что предложил Алёнушке купец?

- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?

- Что произошло, пока купца не было дома?

- Что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.

- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?

-  Как поступили с ведьмой?

-Чему учит нас эта сказка?

- В какой момент вы особенно переживали?

- В сказке нет описания Алёнушки ,а какой вы себе её представляете? -Художник Васнецов поможет нам сегодня  увидеть Аленушку.

 

 9.. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

(именно с водой связаны все грустные события сказки)

Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

(найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки ( Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал: : .).

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

 

-Как вы думаете, почему она грустит?

-А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

 

- - по  -  Что характерно  для сказки, как русской народной?.

-

 

8.Работа над содержанием сказки.

  Выборочное чтение.

Прочитайте :

-Как козленок звал свою сестру?

 Как нужно читать эти слова?

-Что отвечала ему сестра?

а) Словарная работа

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

Как вы себе это представляете?

Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".

Как вы понимаете эти слова?

А кто такой купец?

Богатый торговец, тот, кто торговал.

Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.

Дети читают отрывок вслух.

- Одному козлёночку было ведомо:

Как вы понимаете эти слова? 

б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира

Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)

Ножи булатные? (Булат узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)

Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? 

 Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой?

10.  Закрепление новых знаний-

С какой сказкой познакомились ?

- К какому виду сказок она относится?

-Если бы Иванушка послушался сестрицу,- не выпил бы из копытца, то не превратился бы он в козленочка.

-А в нашей жизни можно ли пить из луж воду? (нет)

-Чем это может закончиться? (болезнью, вредом для здоровья)

-Ну, а если, все-таки очень хочется пить, может можно выпить грязную воду?

_Давайте все вместе составим синквейн про сестрицу Аленушку.

Аленушка

Плачет, переживает.

Грустная, задумчивая, печальная.

Села под стожок с козленочком

Одна- одинешенька.

11.Рефлексия

Зеленый круг- кто работал с желанием, ответил на все вопросы , все удалось легко

Красный круг- работал с желанием, но встретил трудности.

Встаньте пожалуйста, мысленно положите на правую ладошку знания с которыми пришли на урок, а на левую знания которые открыли на нашем уроке сегодня, объедините их. Давайте похлопаем друг другу.

До новых увлекательных встреч!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Идрисова Маргина Идаятовна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства