Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.
Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Корень слова.»
Технологическая карта урока Русского языка
Класс: 2 класс
Тип урока: урок-исследование
УМК: Школа России
Тема: Родственные слова. Корень слова.
Обобщение урока: слова, имеющие общую часть и близкие по значению – родственные слова. Общая часть родственных слов наз. Корнем. Модель корня. Родственные слова следует отличать от форм одного и тоже слова.
Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.
Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.
Планируемые результаты:
Обучающиеся учатся:
- различать понятия «форма слова» и «родственные слова» (познавательные УУД);
Определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе (познавательные УУД);
-анализировать, классифицировать, структурировать материал и находить факты, доказывающие выдвинутые предположения, оценивать свою деятельность, полученные результаты и применять их к новой ситуации (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД).
Умения, характеризующие достижения этих результатов:
- находить в тексте формы слова и родственные слова;
- распознавать по существенным признакам родственные слова и формы одного и того же слова;
- давать определения понятиям;
- сравнивать собственные выводы с правилами в учебнике, текстом из словаря; оценивать правильность выполнения задания.
Ход урока (индуктивный способ исследования)
Мотивация.
Для создания мотивации учитель может использовать прием «выполнимое/невыполнимое действие». Детям предлагается для классификации слова, которые являются формами одного и того же слова и родственными словами:
Дом, о доме. домА, домище, домашний, домик, дому, дом, домиком
Учитель: Прочитайте слова. На какие группы можно их разделить?
Ученики. Среди их предложенных вариантов ответов может прозвучать вариант деления на формы слова и родственные слова, или учитель сам варианты классификацииозвучивает: По какому признаку составлены столбики слов?(форма слова и родственные слова с общей частью «дом») Что общего в словах каждого столбика? Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова? По каким признакам вы можете выделить родственные слова? (запись гипотез детей на облачках)
Учитель: Правильно ли мы разбили слов а на группы? Что необходимо знать, чтобы проверить это? Достаточно ли одного примера со словом «дом»?, чтобы сформулировать правило?
Формулирование цели исследования: выяснить, как отличить родственные слова от форм одного и того же слова; найти факты , подтверждающие выдвинутые гипотезы.
Исследование в группах.
Физкультминутка.
Для работы в группах детям понадобятся разные группы родственных слов, рабочий лист, словари (или статьи из словаря, выбранные учителем для каждой группы)
Прочитай слова: рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.
Выделите лишнее слово
Объясните значение каждого слова. Что вы заметили?
Проверьте информацию по словарю.
Обмен информацией.
Физкультминутка
Учитель:. Удалось ли вам найти родственные слова? Что вы делали, чтобы правильно их выделить? Каждая группа представляет свой перечень родственных слов и доказательства выбора по признакам; какое лишнее слово и почему. Далее формулируется вывод о том, какие слова называют родственными. Группа работает, используя рабочий лист.
Учитель: группа №5 работала над понятием «форма слова». Эти слова родственные или это форма одного и того же слова? Почему, докажите. (изменялось одно и то же слово, значение слова оставалось одинаковым)
Обобщение. Подведение итогов.
Учитель: Какие слова называются родственными? Ученики формулируют определение, в котором фиксируются два основных признака родственных слов: общая часть и близость значения. Как проверить правильность вашего определения?
Ученики: Слова, близкие по значению и имеющие общую часть (корень слова) называются однокоренными родственными. Корень - -главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается дугой. Форма слова – это изменение одного и того же слова (приводят примеры: родственные слова и изменение формы
одного и того же слова)
Учитель: какое новое понятие вы узнали?
Ученики: корень и выделение корня моделью (дугой)
Подведение итогов.
Учитель обращает внимание на классификацию слов, сделанную в начале урока.
Учитель: правильно ли мы разбили слова на группы? Какие гипотезы подтвердились? Почему? Учитель зачитывает гипотезы, дети оценивают их правильность.
Применение.
На этом этапе можно организовать работу в парах.
На основе презентации «Памятники истории и культуры Дагестана» учитель организует работу над значением слов «дом» и поселением людей в древнем Дагестане. Памятники истории и архитектуры являются выдающимися образцами мировой строительной техники: крепостные стены города, башни, бастионы, квартальные мечети, старинные кварталы. цитадель Нарын-Кала, селение – крепость "Калакорейш."
Составьте пары однокоренных слов и формы одного и того же слова: стена, город, трава, поле, горы. Докажите.
Составьте предложение или текс об исторических местах Республики Дагестан. с опорой на презентацию.
Домашнее задание: (базовый) выполнить упражнение №26 по теме урока; (повышенный уровень) составить сказку по теме урока, в тексте которой будут однокоренные слова и формы одного и того же слова; составить таблицу однокоренных слов.
Рефлексия
Учитель: оцените свою деятельность и заполните таблицу.
№
Название действий
Да
Нет
1
Я доказал истинность гипотезы.
2
Я использовал правило для доказательства признаков родственных слов
3
Мне понятно что такое форма слова и термин «родственные слова».