kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родственные слова. Корень слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Корень слова.»

Технологическая карта урока Русского языка

Класс: 2 класс

Тип урока: урок-исследование

УМК: Школа России

Тема: Родственные слова. Корень слова.

Обобщение урока: слова, имеющие общую часть и близкие по значению – родственные слова. Общая часть родственных слов наз. Корнем. Модель корня. Родственные слова следует отличать от форм одного и тоже слова.

Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.

Планируемые результаты:

Обучающиеся учатся:

- различать понятия «форма слова» и «родственные слова» (познавательные УУД);

Определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе (познавательные УУД);

-анализировать, классифицировать, структурировать материал и находить факты, доказывающие выдвинутые предположения, оценивать свою деятельность, полученные результаты и применять их к новой ситуации (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД).

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

- находить в тексте формы слова и родственные слова;

- распознавать по существенным признакам родственные слова и формы одного и того же слова;

- давать определения понятиям;

- сравнивать собственные выводы с правилами в учебнике, текстом из словаря; оценивать правильность выполнения задания.

Ход урока (индуктивный способ исследования)

  1. Мотивация.

Для создания мотивации учитель может использовать прием «выполнимое/невыполнимое действие». Детям предлагается для классификации слова, которые являются формами одного и того же слова и родственными словами:

Дом, о доме. домА, домище, домашний, домик, дому, дом, домиком

Учитель: Прочитайте слова. На какие группы можно их разделить?

Ученики. Среди их предложенных вариантов ответов может прозвучать вариант деления на формы слова и родственные слова, или учитель сам варианты классификацииозвучивает: По какому признаку составлены столбики слов?(форма слова и родственные слова с общей частью «дом») Что общего в словах каждого столбика? Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова? По каким признакам вы можете выделить родственные слова? (запись гипотез детей на облачках)

Учитель: Правильно ли мы разбили слов а на группы? Что необходимо знать, чтобы проверить это? Достаточно ли одного примера со словом «дом»?, чтобы сформулировать правило?

Формулирование цели исследования: выяснить, как отличить родственные слова от форм одного и того же слова; найти факты , подтверждающие выдвинутые гипотезы.



  1. Исследование в группах.

Физкультминутка.

Для работы в группах детям понадобятся разные группы родственных слов, рабочий лист, словари (или статьи из словаря, выбранные учителем для каждой группы)



Рабочий лист для групп (1-4)

Прочитай слова. Найди родственные. Докажи правилом. Выдели лишнее слово.

Объясни значение слова. Выдели общую часть. Докажи, что это родственные слова.

Проверь словарем.

Слова для групп:

1. группа: курица, куриный, петух, курочка курятник.

2. группа: гусыня,гусь, гусеница, гусиный, гусята.
3. группа: корова, коровушка, корову, коровник.

4 группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование.



Рабочий лист для группы №5

Прочитай слова: рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.

Выделите лишнее слово

Объясните значение каждого слова. Что вы заметили?

Проверьте информацию по словарю.

  1. Обмен информацией.

Физкультминутка

Учитель:. Удалось ли вам найти родственные слова? Что вы делали, чтобы правильно их выделить? Каждая группа представляет свой перечень родственных слов и доказательства выбора по признакам; какое лишнее слово и почему. Далее формулируется вывод о том, какие слова называют родственными. Группа работает, используя рабочий лист.

Учитель: группа №5 работала над понятием «форма слова». Эти слова родственные или это форма одного и того же слова? Почему, докажите. (изменялось одно и то же слово, значение слова оставалось одинаковым)

  1. Обобщение. Подведение итогов.

Учитель: Какие слова называются родственными? Ученики формулируют определение, в котором фиксируются два основных признака родственных слов: общая часть и близость значения. Как проверить правильность вашего определения?

Ученики: Слова, близкие по значению и имеющие общую часть (корень слова) называются однокоренными родственными. Корень - -главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается дугой. Форма слова – это изменение одного и того же слова (приводят примеры: родственные слова и изменение формы

одного и того же слова)

Учитель: какое новое понятие вы узнали?

Ученики: корень и выделение корня моделью (дугой)

  1. Подведение итогов.

Учитель обращает внимание на классификацию слов, сделанную в начале урока.

Учитель: правильно ли мы разбили слова на группы? Какие гипотезы подтвердились? Почему? Учитель зачитывает гипотезы, дети оценивают их правильность.

  1. Применение.

На этом этапе можно организовать работу в парах.

На основе презентации «Памятники истории и культуры Дагестана» учитель организует работу над значением слов «дом» и поселением людей в древнем Дагестане. Памятники истории и архитектуры являются выдающимися образцами мировой строительной техники: крепостные стены города, башни, бастионы, квартальные мечети, старинные кварталы. цитадель Нарын-Кала, селение – крепость "Калакорейш."



Составьте пары однокоренных слов и формы одного и того же слова: стена, город, трава, поле, горы. Докажите.

Составьте предложение или текс об исторических местах Республики Дагестан. с опорой на презентацию.

Домашнее задание: (базовый) выполнить упражнение №26 по теме урока; (повышенный уровень) составить сказку по теме урока, в тексте которой будут однокоренные слова и формы одного и того же слова; составить таблицу однокоренных слов.

  1. Рефлексия

Учитель: оцените свою деятельность и заполните таблицу.



Название действий

Да

Нет

1

Я доказал истинность гипотезы.



2

Я использовал правило для доказательства признаков родственных слов



3

Мне понятно что такое форма слова и термин «родственные слова».



4

Я пользовался словарем.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родственные слова. Корень слова.

Автор: Омарова Сарижат Булатовна

Дата: 05.12.2024

Номер свидетельства: 660938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Тема: «Родственные слова. Корень слова.»"
    ["seo_title"] => string(34) "tema_rodstvennye_slova_koren_slova"
    ["file_id"] => string(6) "574820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1614950765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Родственные слова. Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rodstviennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "102791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402552299"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "znakomstvo-s-poniatiiami-rodstviennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "119230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413369194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Родственные слова. Корень слова и однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(55) "rodstviennyie_slova_korien_slova_i_odnokoriennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "347402"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475583285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства