Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных. Урок русского языка 3 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»
Урок русского языка
Род имён существительных.
Поэты Крыма.
Важницына Н. В.
Класс: 3 «б»
Цели урока:
Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить определять род имён существительных. распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы,
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения их признаков;
синтез;
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование умения слаженно работать в паре.
Организационный момент. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Почему я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку эти слова Крымской поэтессы Царёвой Раисы Леонидовны, мы с вами постараемся понять в ходе сегодняшнего урока.
А сейчас нарисуйте мне свое настроение в начале урока. То же самое вы сделаете в конце урока. И когда я буду проверять ваши тетради, я увижу, изменилось ли и как ваше настроение.
2.Чистописание..
Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
На табличку ты внимательно
Быстро посмотри.
Какая буква часто повторяется
Ты скорей найди!
Поэтесса -,женщина, пишущая стихотворения поэт
-Поэ́т (от др.-греч. ποιητής «стихотво́рец»), арх. версифика́тор (от «версификация») — писатель, создающий произведения в стихах. Литератор, творящий в поэтических жанрах
Поэзия - Словесное художественное творчество, преимущ.стихотворное.
псевдоним- вымышленное имя, к-рое иногда принимают писатели, артисты.
Буква Пп Эту букву будем прописывать.
Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, непарный, может быть мягким и твёрдым).
Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне).
Запишите Пп всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.
Оцените свою работу
3. Словарная работа ( слова на букву П стр. 148 учебника,взаимопроверка по учебнику)
4. Самоопределение к учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда начнём! .
Актуализация знаний.
На доске нет темы урока. И знаете почему? Я хочу, чтобы вы подумали и догадались сами.
Давайте освежим нашу память и ответим на вопросы:
С какой общей темой мы знакомимся каждый урок? (имя существительное)
Итак, мы продолжаем изучать Имя существительное. Что нового вы узнали об этой части речи на уроках (собств. или нариц., одуш. или неодуш.)
А сейчас я попробую подвести вас к теме сегодняшнего урока. Только будьте внимательны.
Как вы думаете, всё мы изучили про эту часть речи?
- Что ещё можно узнать о существительном? Разгадайте ребус
шаР + зОнт + Дом = 3, 2, 1 РОД
- Какая тема урока?
Род имён существительных.
Род - это семья, родня.
Уч: В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Узнаем, какая родня у имени существительного. Раскроем еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие.
5. Изучение нового материала
- Прочитайте слова. Поэтесса поэ́т поэзия псевдоним стихотворение творчество
- К какой части речи они относятся?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
1. Работа в парах.
- По каким признакам соединили слова?
(одушевлённые - кто?, неодушевлённые - что?)
Проблема: сможете ли вы разделить эти слова на 3 группы.
В помощь вам я расскажу сказку.
“Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: “это моя вещь!” и хватала слово, а муж кричал: “Это мой предмет” и хватал другое. Так и делили.
2. Поделите и вы, как муж и жена (Мальчики - свои, девочки - свои)
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода”.
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного”.
Разделите слова на три группы ( по родам)
1. (она моя)
2. (он мой)
3. (оно моё)
- А может кто-то догадался, как называется такое деление слов?
- Мы распределили слова по родам.
Имя существительное имеет ж.р; м.р; ср.р;
Учитель. Оказывается у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы писать, говорить грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных. - Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.
УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
“Мозговой штурм”. Картинки.
Проверим правильность наших предположений. Откройте учебник и прочитайте правило на странице 25. (правило читают 3 учащихся)
Ученик. Существительное, которое можно заменить личным местоимением он – сущ. М. р., она – ж. р., оно – ср. р.
РАБОТА ПО СЛАЙДАМ ПОЭТЫ КРЫМА
Прочитайте стихотворение. Значение каких слов вам непонятно.
Назовите существительные. Определите род. Как определить род имён существительных?
Прочитайте стихотворение. Значение каких слов вам непонятно. Выпишите существительные. Как определить род существительных во множественном числе.
Поставьте все существительные в начальную форму.
Знакомимся с книгами крымской поэтессы Ольги Георгиевны Тимохиной
Мы начинали урок со стихотворения Раисы Леонидовны Царёвой _ Форост. Продолжим знакомство
Прочитайте. Как понимаете? Спишите третье предложение, назовите существительные, определите род
6.Рефлексия. Итог.
Так как же определить род имён существительных?
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя” И запомню род мужской Я теперь скажу: “Он - мой”. Средний род: “Оно – моё” Это правило твоё.
- Что вызвало особый интерес? Нарисуйте своё настроение