Конспект урока по познанию мира для 2 класса
Автор: Яскевич Альфира Набиевна, учитель начальных классов.
КГУ Шидертинская СОШ. Республика Казахстан, г. Экибастуз.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по предмету «Познание мира». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Природа», 2 класс. На данном уроке используются активные и игровые формы обучения. Содержание учебного материала направлено на развитие критического и пространственного мышления, познавательного интереса.
Формирование понятия «План» и «Рисунок» осуществлялось на основе сравнения видов посёлка с высоты птичьего полёта и с земли. В процессе группового взаимодействия, в ходе исследовательской беседы детьми было установлено, что предмет можно видеть сверху при этом он будет иметь другой вид. Формировались такие мыслительные навыки как сравнение, анализ, синтез. У детей было сформировано представление о «ракурсе».
Для закрепления понятия «план» и «рисунок» было предложено замоделировать способ создания разных видов изображений здания Акимата. В процессе работы развивались такие навыки, как сравнение, анализ, синтез, оценка. Конечно, при решении такой сложной задачи главную роль сыграли дети с высоким уровнем мышления, они лидировали в процессе групповой мыследеятельности, а дети с замедленным мышлением только внимательно наблюдали за процессом создания способа, но дальнейшая контрольная работа показала хороший результат усвоения учебного материала.
На этапе применения и оценки мною предлагались задания сверх стандарта. Такой шаг я предприняла для того, чтобы определить степень усвоения учебного материала при решении одной и той же задачи учениками с разным уровнем мышления. Я хотела определить, способны ли «медленные ученики» усваивать сложный материал, взаимодействуя с сильными детьми.
С целью формирования умения строить план предметов на более высоком уровне сложности на этапе применения, было предложено задание на построение плана нестандартных сооружений и изменённых конфигураций (кровать, гора, угловой шкаф). В процессе рассуждений дети сформировали представление о масштабе и построили план предметов, уменьшив его размеры, но сохранив пропорции. Конечно, при выполнении такого сложного задания, были ошибки, но для меня было главным то, что дети не утратили интерес к процессу решения, были активными и целенаправленными в своей деятельности и в итоге сконструировали способ создания плана сложных предметов.
С целью расширения знаний и умений учащихся по теме «План» дети построили план класса. Работая в группах, дети просчитали количество парт, определили их расположение, примерное расстояние между столами, и только потом выполнили чертёж. В результате проверки задания было выявлено, что 1 группа выполнила работу на 100%. 3 группы не учли две отдельно стоящие парты. 1 группа неправильно расположила парты на плане. Несмотря на незначительные ошибки, план класса был спроектирован. При этом выполнялись такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, интерпретация. При проверке полученных знаний было выявлено, что «медленные» дети усвоили материал также как и сильные. Это говорит о том, что задания высокого порядка способны выполнять все дети, только для этого необходимо создавать для условия - продуманные интересные вопросы, достаточное количество информации и ресурсов и, конечно, правильная рассадка детей в группы.
Анализ результата обученности показал что, 80% учащиеся класса освоили учебный материал на уровне стандарта. Они знают и понимают, что такое план и рисунок. Умеют различать их обосновывать эти различия. Пять учеников имеют понимание, но затрудняются в формулировке. Сверх стандарта – 20% научились строить план класса, учитывая количество предметов мебели, их расположение, пропорции. и читать его.