Просмотр содержимого документа
«Рисунок и план местности.»
Урок по познанию мира "Рисунок и план местности"
ЦЕЛЬ УРОКА:
познакомить с понятиями «рисунок», «план», «карта».
создать условия для формирования навыка работы с планом;
содействовать формированию интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: различные предметы, их рисунки и планы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?
2. Актуализация знаний.
Учитель. На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».
Проверка домашнего здания.
Тест. Подчеркните правильный ответ.
1.Соедини линиями правильно
ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТАприбор для точного определения сторон горизонта.
КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?
По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.
3) Какая часть у компаса самая главная?
Корпус. Шкала с делениями.Стрелка.
4)Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
На запад. На восток. На север. На юг.
5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?
Север. Восток. Юг.
Проверка по ключу.
Ответы: 2. По компасу.
3. Стрелка
4. На Север
5. Восток.
Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть Рисунок1).
рисунок 1
- Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. ПЛАН.
- Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:
* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;
* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;
* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.
Формулирование темы урока: должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.
3. Совместное открытие нового материала.
Введение понятия “рисунок”.Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)
Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок?
Рисунок – это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Записать в тетрадь.
Введение понятия “план”.
Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение
Учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху. Как вы догадались? Что же такое план?
План – вид предмета сверху. Записать в тетрадь.
- Зачем люди чертят планы?
- Кому они нужны?
Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.
Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для начальной школы, на 5 странице рассмотрите план местности.
План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки.
Физминутка
4.Работа с учебником.
-Давайте рассмотрим условные знаки. С.37.
- Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?
- Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.
– Работать будем в парах. – На что следует обратить внимание перед выполнением работы? Нужно учесть направление сторон света. (На плане обозначаются «Север» - С и «Юг» - Ю.
Теперь слушайте дорогу к кладу. Из южных окон этого домика, виден фруктовый сад. (Найдите этот домик). Выйдя из дома, переходим через речку по ближайшему мосту. Потом пересекаем фруктовый сад, доходим до кустарников и движемся по берегу реки на север до моста. Дошли? Далее переходим мост, идем по лесной дороге до родника. Вдоль ручья доходим до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках, а в ней клад. – Кому удалось найти дом Бабы-Яги? Нарисуйте ее на плане. Клад – это конфеты, которые вы получите на перемене.
– Оцените себя. Красным цветом – старался, выполнил работу без ошибок. Синим цветом – старался, выполнил работу, но понадобилась помощь соседа. Зеленым цветом – старался, но задание не выполнил.
5. Постановка проблемы
– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху.
- Но как вы думаете, то расстояние, которое мы с вами прошли поместится на листочке?
Введение понятия “масштаб”.
Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Записать в тетрадь.
– На плане изображена небольшая территория, используется крупный масштаб. – Где же можно использовать умение читать план?
Покажем, чему научились на уроке.
6. Самостоятельное применение знаний
А). Что такое план?
Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).
Б). Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску.
(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше?
Надо уменьшить изображение.
Уменьшим размеры стола в 10раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
7. Домашнее задание. Стр. в учебнике35 – 38 учить, работа в тетради стр.17.