Просмотр содержимого документа
«Решение задач. Закрепление.»
План-конспект урока математики
УМК: «Школа России» 3 класс
(Моро М.И., Бантова М.А.Математика, 3 класс 1 ч. стр. 47)
Организационно-деятельностный компонент:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Решение задач».
Цель: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о решении задач на слова-помощники.
Задачи:
Образовательные:закрепить устные приемы таблицы умножения; познакомить обучающихся с новыми видами задач; формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия; познакомить обучающихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; совершенствовать и закреплять вычислительные навыки табличного умножения.
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций; оперативной памяти, произвольного внимания, словесно – логического мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала.
Воспитательные: способствовать формированию ответственности, интереса к математике, воспитания культуры общения, умения работать в парах, уважения к одноклассникам (слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения), прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к этим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат;
- учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса;
- учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Предметные: пользоваться изученной математической терминологией; закрепить устные приемы таблицы умножения; познакомить обучающихся с новыми видами задач; формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия; познакомить обучающихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; совершенствовать и закреплять вычислительные навыки табличного умножения.
Тип урока: открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник УМК: «Школа России» 3 класс 1 ч. (стр. 47),проектор, презентация, раздаточный материал (карточки со словами).
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У.: Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Владимировна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Уверена, вы будете активны на уроке и внимательны.
О.: Приветствуют учителя.
2) Проверка готовности к уроку.
О.: Проверяют готовность к уроку математики.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У.: Поднимите руки, кто будет самым активным? Кто будет внимательно слушать?
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Для начала откроем тетради, запишем число, классная работа. Незнайка приготовил для нас математический диктант. Выполним это задание. Ответы записываем в тетрадь, отступаем две клеточки от классной работы, через запятую, затем поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и вместе сверим наши ответы!
1. Найди произведение чисел 5 и 3. (15)
2. Найди частное чисел 24 и 8. (3)
3. Какое число нужно умножить на 3 , чтобы получилось 18. (6)
4. Чему равен делитель, если делимое 18, а частное 2. (9)
5. Я задумала число, умножила его на 3 и получила 12. Какое число я задумала? (4)
6. Первый множитель 4, а второй множитель – 2. Найди произведение. (8)
7. На сколько нужно разделить 21, чтобы получилось 3. (7)
8. Произведение 2 и 9 раздели на 3. (6)
9. Частное чисел 9 и 3 умножь на 9. (27)
10. Из произведения чисел 2 и 5 вычти 10. (0)
У.: Итак, следующие задание. Первая строка. Я называю вам число, а вы увеличиваете это число в 3 раза и записываете лишь ответ. (3, 2, 4, 1, 5, 6)
ОТВЕТЫ: 9, 6, 12, 3, 15, 18
- Вторая строка. Я называю вам число, а вы уменьшаете это число в два раза и записываете лишь ответ.(18, 6, 4, 8, 2, 20) ОТВЕТЫ: 9, 3, 2, 4, 1, 10. Обменялись тетрадями и проверили работу своего товарища.
У.: Написав математический диктант и проделав устный счет, мы можем сказать, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
О.: Решать задачи на слова-помощники (во сколько раз больше, во сколько раз меньше, на сколько раз больше, на сколько раз меньше).
III. Открытие новых умений, знаний.
У.: Верно. Тема нашего сегодняшнего урока Решение задач.
У.: С помощью слов – помощников, определим задачи нашего урока. (будем учиться)
О.: Различать задачи разных видов. Решать простые задачи на кратное сравнение.
У.: Верно! Открываем учебники на странице 47, номер 1. Прочитайте задание, что нам необходимо сделать в данном номере?
О.: Сравни задачи, сравни их решение.
У.: Прочитайте условие первой задачи.
О.: В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких в 8 раз меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили?
У.: Сколько изготовили больших столов? (40) Сколько изготовили маленьких? (неизвестно, но сказано, что в 8 раз меньше, чем больших). Что значит в 8 раз меньше? Выбор какого действия нам подсказывает, что нужно поделить? (в меньше). Что нам необходимо найти? (сколько всего столов изготовили).
Составляем краткую запись задачи.
Б ольших – 40 столов
Маленьких – ? , в 8 раз меньше ?
Каким действием вы ответите на первый вопрос? (Делением.)
Каким действием вы ответите на второй вопрос? (Сложением.)
Запишите решение задачи и ответ. Решение:
1) 40 : 8 = 5 (с.) - маленьких;
2) 40 + 5 = 45 (с.) - всего
Ответ: всего изготовили 45 столов.
У.: Почитайте вторую задачу. Решите ее самостоятельно. Затем по желанию кто-то выйдет к доске и решит данную задачу. Мы проверим и обговорим ее решение.
Сколько изготовили больших столов? (40) Сколько изготовили маленьких? (неизвестно, но сказано, что на 8 меньше, чем больших). Что значит на 8 меньше? Выбор какого действия нам подсказывает, что нужно поделить? (на меньше). Что нам необходимо найти? (сколько всего столов изготовили).
Составляем краткую запись задачи.
Б ольших – 40 столов
Маленьких – ? , на 8 меньше ?
Каким действием вы ответите на первый вопрос? (Вычитанием.)
Каким действием вы ответите на второй вопрос? (Сложением.)
Запишите решение задачи и ответ. Решение:
1) 40 - 8 = 32 (с.) - маленьких;
2) 40 + 32 = 72 (с.) - всего
Ответ: всего изготовили 72 столов.
У.: Чем похожи задачи? Чем отличаются?
О.: Ответы обучающихся.
IV. Физминутка.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
V. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
У.: Вы молодцы. Переходим к номеру номер 3. Прочитайте задачу.
О.: Масса кабачка 2 кг, а масса тыквы в 6 раз больше. Чему равна масса кабачка и тыквы вместе?
У.: Какова масса кабачка? (2 кг), какова масса тыквы? (неизвестно, но сказано, что в 6 раз больше). Что значит в 6 раз больше? Выбор какого действия нам подсказывает, что нужно умножить? (в больше). Что нам необходимо найти: (масса кабачка и тыквы вместе).
Составляем краткую запись задачи.
М асса кабачка – 2 кг.
Масса тыквы – ? в 6 раз больше ?
Каким действием вы ответите на первый вопрос? (Умножением.)
Каким действием вы ответите на второй вопрос? (Сложением.)
Решение:
2 * 6 = 12 (кг) – масса тыквы;
2 + 12 = 14 (кг) – вместе
Ответ: масса кабачка и тыквы 14 кг.
У.: Отцу 45 лет, а сын на 36 лет моложе отца. Во сколько раз сын моложе отца?
Сколько лет отцу? Сколько лет сыну? Что значит моложе? (значит меньше). Выбор какого действия нам подсказывает, что нужно вычесть? (на моложе, т.е. меньше). Что нам необходимо найти: Во сколько раз сын моложе отца.
О тцу – 45 л.
Сыну – ? , на 36 лет младше во сколько раз моложе?
Каким действием вы ответите на первый вопрос? (Вычитание)
Каким действием вы ответите на второй вопрос? (Деление), т.к. Во сколько раз моложе
Решение:
1) 45 - 36 = 9 (л.) – сыну;
2) 45 : 9 = 5 (раз) – сын моложе отца.
Ответ: в 5 раз сын моложе отца.
VI. Закрепление изученного материала.
У.: Какую цель вы ставили в начале урока?
О.: Научиться решать задачи на кратное сравнение.
У.: Достигли вы своей цели?
О.: Да.
У.: Что помогло достичь поставленной цели?
О.: Знания таблицы умножения, умение решать задачи на разностное сравнение, на слова-помощники во сколько раз больше, во сколько раз меньше, на сколько раз больше, на сколько раз меньше.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: «Лестница успеха». Выбери ту лесенку, которая соответствует твоим знаниям по данной теме.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.