Технологическая карта урока
Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна
Учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Предмет: Математика
Класс: 3
УМК: «Гармония»
Тема урока: Решение задач.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Формы: фронтальная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Основные понятия, термины: кг, мм, см, дм, м2 . дм 2 , периметр, площадь, сравнение, задача.
Оборудование: учебник («Математика 3 класс»), компьютерная презентация.
Цель урока: Создание условий для совершенствования учащимися умений выполнять различные виды краткой записи при решении задач.
Планируемый результат
Личностные умения: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять готовность и способность к саморазвитию; - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | Познавательные умения: - понимать и принимать сообщаемую учителем информацию, а также информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму; - разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их; - выполнять наблюдения и действия анализа, синтеза, сравнения; - коллективно делать простые умозаключения, обобщения.
Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; - контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат; - принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы, оценивать свои действия. Коммуникативные умения: - говорить на уроке и слушать других; - формулировать собственное мнение, высказывать свои мысли; - взаимодействовать друг с другом в парной и групповой работе; - проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. | Предметные умения: - называть величины, различая их (длина, площадь, периметр) и сравнивая; - переводить одну единицу измерения в другую ( дм в м…); - сделать вывод, что для сравнения фигур надо пользоваться одной меркой; - записывать краткую запись задач разными способами; - анализировать и решать арифметические задачи. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Дидактические материалы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Определение темы и цели урока. | Слайд 1 Тема урока. Слайд 2 Лестница успеха. | Обратить внимание на опоры. Определите тему урока Тема нашего сегодняшнего урока «Решение задач». Какая ваша цель на уроке? Что вы для этого будете делать? | Определяют понятия и делают вывод.
| Осуществлять актуализацию имеющихся знаний. Понимать и выполнять инструкции учителя. Развивать мотивы учебной деятельности. |
Актуализация знаний
| Слайд 3 Клик 1
Клик 2 Клик 3
| Учебник с. 114 № 346 Маша посчитала: первая фигура содержит 11 мерок, а вторая - 20 мерок и сделала вывод - площадь первой фигуры меньше площади второй фигуры. Миша посчитал так: площадь первой фигуры 44 мерки, а площадь второй - 40 мерок, значит, площадь первой фигуры меньше площади второй фигуры. Кто из них прав? Докажите. ВЫВОД | Работа в парах. Подсчёт мерок и сравнение фигур.
ВЫВОД: Для сравнения площадей фигур надо пользоваться одной меркой! | Осуществлять наблюдения. Совместно делать умозаключения. Уметь формулировать свое мнение. Контролировать правильность ответов одноклассников. Осуществлять самоконтроль. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. |
Первичное закрепление в знакомой (типовые) и изменённой ситуации (конструктивные). | | Устно с. 114 № 347. Кто прав? Как рассуждали? С. 115 № 348 В каких единицах измеряется площадь фигуры? Это общепринятые единицы. Почему? | Фронтальная работа Правила: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. | Понимать и принимать сообщаемую учителем информацию. Разграничивать новые и известные сведения. Чётко следовать инструкциям учителя. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Слайд 4 | Для посадки овощей дети сделали грядку, длина которой 5 м, а ширина на 20 дм короче. Какова площадь грядки? Сколько метров проволоки надо, чтобы огородить грядку? | Составление краткой записи и решение задачи. Комментирование |
Создание проблемной ситуации | Слайд 5 | У детей осталось ещё столько же метров проволоки, и они решили сделать ещё квадратную клумбу для цветов. Какова длина стороны такой клумбы? Как же найти сторону квадрата, зная его периметр? | Работа в группах. Решение задачи. Вывод: чтобы найти сторону квадрата, надо периметр квадрата разделить на 4 (стороны квадрата) | |
Физкультминутка | | Коррекция зрения и осанки | Выполняют упражнения. | |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Слайд 6
Клик | На овощную грядку ребята высадили 3 ряда перца и 4 ряда помидоров, по 6 кустов в каждом. Сколько кустов перца в каждом ряду, если всего высадили 51 кустик рассады? Жёлтого перца высадили в 2 раза больше, чем красного, но в 3 раза меньше, чем помидоров. Во сколько раз больше высадили помидоров, чем красного перца? | Самостоятельная работа Взаимопроверка
Работа в парах Схематическая краткая запись и вывод - ответ. | Осуществлять наблюдения. Совместно делать умозаключения. Уметь формулировать свое мнение. Контролировать правильность ответов одноклассников. Осуществлять самоконтроль. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. Понимать и принимать сообщаемую учителем информацию. Разграничивать новые и известные сведения. Чётко следовать инструкциям учителя. |
Самостоятельная работа. | | 1. 48 кг перца разложили в 6 одинаковых ящиков. Сколько таких ящиков надо, чтобы разложить 72 кг помидоров? 2. 48 кг красного перца разложили в 8 ящиков. Сколько килограммов жёлтого перца поместятся в 5 таких ящиков? 1. * 48 кг перца разложили в 6 ящиков. Сколько надо таких ящиков, чтобы разложить 54 кг помидоров, если в каждый ящик будут класть на 2 кг помидоров меньше, чем перца? 2. 54 кг помидоров разложили в ящики, по 6 кг в каждый, а 27 кг жёлтого перца разложили в ящики, по 9 кг в каждый. Во сколько раз больше ящиков с помидорами, чем с перцем? | | Понимать и выполнять задание учителя, действовать по инструкции. Находить способ решения поставленной задачи. Уметь применять полученные знания на практике. |
Итог урока Рефлексия | Слайд 7 Рефлексия | Шкала: ПОНЯЛ, КРАСИВО. Кто достиг поставленной цели? Кто достиг поставленной цели? | Высказывают свои мнения. | Уметь оценивать результативность своей работы. |
Домашнее задание | Слайд 8 | Карточки | | |
| Слайд 11 | Спасибо за работу! | | |
Тема урока: Решение задач.
УМК «Гармония»
Цели: Создание условий для совершенствования учащимися умений выполнять различные виды краткой записи при решении задач.
Задачи:
- закреплять вычислительные умения и навыки сложения, вычитания в пределах 100 и табличных случаев умножения и деления;
- решать простые задачи, выполнять геометрические построения;
- развивать воображение, навыки логического мышления;
- воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль, пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном,
презентация PowerPoint 2007,
учебник математики для 3 класса (1 ч),
раздаточный материал.
Ход урока.
Оргмомент.
Определение темы и цели урока.
Обратить внимание на опоры. Определите тему урока
Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего урока «Решение задач».
Какая ваша цель на уроке?
Слайд 2 Что вы для этого будете делать?
Актуализация знаний
1. Слайд 3 Учебник с. 114 № 346 Работа в парах
Клик 1 Маша посчитала: первая фигура содержит 11 мерок, а вторая - 20 мерок и сделала вывод - площадь первой фигуры меньше площади второй фигуры.
Клик 2 Миша посчитал так: площадь первой фигуры 44 мерки, а площадь второй - 40 мерок, значит, площадь первой фигуры меньше площади второй фигуры.
Кто из них прав? Докажите.
Клик 3 ВЫВОД Для сравнения площадей фигур надо пользоваться одной меркой!
2. Первичное закрепление в знакомой (типовые) и изменённой ситуации
(конструктивные).
Устно с. 114 № 347. Фронтальная работа
Кто прав? Как рассуждали?
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
3. С. 115 № 348
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
В каких единицах измеряется площадь фигуры? Это общепринятые единицы. Почему?
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Слайд 4 Для посадки овощей дети сделали грядку, длина которой 5 м, а ширина на 20 дм короче. Какова площадь грядки? Сколько метров проволоки надо, чтобы огородить грядку?
Практическое использование периметра фигуры.
V. Создание проблемной ситуации.
Слайд 5 У детей осталось ещё столько же метров проволоки, и они решили сделать ещё квадратную клумбу для цветов. Какова длина стороны такой клумбы?
Как же найти сторону квадрата, зная его периметр?
Работа в группах. Решение задачи.
Вывод: чтобы найти сторону квадрата, надо периметр квадрата разделить на 4 (равные стороны квадрата)
VI. Физкультминутка
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Слайд 6 На овощную грядку ребята высадили 3 ряда перца и 4 ряда помидоров, по 6 кустов в каждом. Сколько кустов перца в каждом ряду, если всего высадили 51 кустик рассады?
Самостоятельная работа Взаимопроверка
Клик Жёлтого перца высадили в 2 раза больше, чем красного, но в 3 раза меньше, чем помидоров. Во сколько раз больше высадили помидоров, чем красного перца?
Работа в парах Схематическая краткая запись. Вывод - ответ.
VIII. Итог урока.
Слайд 7 Рефлексия. Шкала: ПОНЯЛ, КРАСИВО.
Кто достиг поставленной цели?
Сегодня на уроке я понял.
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я научился...
Сегодня на уроке у меня получилось...
Сегодня на уроке я запомнил...
Сегодня на уроке меня удивило...
Слайд 8 Домашнее задание: Карточки
1. 48 кг перца разложили в 6 одинаковых ящиков. Сколько таких ящиков надо, чтобы разложить 72 кг помидоров?
2. 48 кг красного перца разложили в 8 ящиков. Сколько килограммов жёлтого перца поместятся в 5 таких ящиков?
1. * 48 кг перца разложили в 6 ящиков. Сколько надо таких ящиков, чтобы разложить 54 кг помидоров, если в каждый ящик будут класть на 2 кг помидоров меньше, чем перца?
2. 54 кг помидоров разложили в ящики, по 6 кг в каждый, а 27 кг жёлтого перца разложили в ящики, по 9 кг в каждый. Во сколько раз больше ящиков с помидорами, чем с перцем?
Слайд 9 Спасибо за работу!
Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна. МОУ «СОШ № 222», г. Заречный Пензенской обл.