kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Региональный компонент на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование регионального  компонента Ставропольского краяна уроках русского языка во 2 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроках русского языка в начальной школе»

Использование регионального компонента на уроках русского языка

во 2-х классах

(Ставропольский край, с.Краснокумское)


Урок №2 Тема: «Понятие о тексте. Главные члены предложения»

Актуализация знаний и постановка темы урока.

На доске записано слово озеро.

-Что вы можете рассказать об этом слове? (3 слога, 5 букв, 5 звуков, сущ. ср. рода, есть проверяемая безударная гласная и др.)

- Придумайте предложение со словом озеро. Докажите, что это предложение.

На доске открывается текст. Дети читают его.

«В недрах горы Машук в Пятигорске на глубине 40 метров образовалось подземное озеро – Провал. Вода в нём имеет сине-зелёный цвет и содержит сероводород. Учёные предполагают, что озеро возникло в результате образования трещины при землетрясении, а затем – размыва горных пород, просачивающейся водой».

- Почему предложения, записанные на доске, мы называем текстом?

- О каком удивительном озере вы узнали? Где оно находится? А кто из вас бывал на Провале?


Урок 5 Тема: «Восстановление деформированного текста»

На доске записан текст.

«Ни поспать ему, ни пройти: луг обнажился, срезанная трава в лугах вянет, сохнет. Подумайте сами: целую неделю косят траву, у самого уха свистит преострая коса. Ёж был явно не в духе».

- Можно ли эту запись назвать текстом? Почему не совсем? А что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? К какому виду текста он будет относиться?

- А взят этот текст из рассказа «Когда ёж не в духе», написал который наш Георгиевский писатель М.В.Усов (1905-1990г). Долгое время он был главным редактором Ставропольского краевого радиовещания. Наиболее известные произведения «Погляди вокруг», «Под солнцем и ветром» и другие.


Урок №7 Тема: «Составление рассказа-миниатюры на тему «Осень»

После сообщения темы урока, знакомства и беседы по картине И.И. Левитана «Золотая осень», чтение отрывков из стихотворений М. Лермонтова, И.Бунина, А.С. Пушкина, К. Бальмонта дети с доски читают текст:

«На Ставропольской возвышенности на Кавказских Минеральных Водах осень начинается с середины сентября, а на остальной территории края немного позже. Особенно чарует в это время Ставрополь. Он наполняется ароматом золотистых дней осени. Слегка желтеющая зелень, тёплые солнечные дни и тихие, полные нежного великолепия вечера».



Урок №14 Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Словарная работа

Большинство загадок, так же как и пословиц, поговорок придумал народ. А мы сегодня с вами отгадаем загадки, которые создал известный Ставропольский писатель Александр Ефимович Екимцев и поместил их в своей книге «Хоровод загадок, хоровод вопросов»

«Сыт бывает только летом «От охотников спасаясь,

В дни, когда малину рвёт, Так я мчусь в знакомый лог:

А полгода без обедов Ноги задние бросаю

И без завтраков живёт» (медведь) Впереди передних ног» (заяц)


«Ставят школьникам отметки,

А вот мне не ставят зря:

Говорить учусь я в клетке,

Не имея словаря» (попугай)


Урок №17 Тема: «Обучающее изложение «Этажи в лесу»

(по М. Пришвину)

Из книги Ю.М. Последова «Фауна Ставрополья» показать иллюстрации птиц, живущих в нашем крае с.22-82 (выборочно) и рассказать о дятле: «Зелёный дятел появился на Кавминводах лет 30 назад. Его часто можно встретить в городских парках, на горах Машук, Бештау. Он очень наряден. Питается муравьями, гнездится в дуплах, которые выдалбливает в гнилых старых деревьях».


Урок №19 Тема: «Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги»

Словарная работа

-Отгадайте загадки о птицах, которые зимуют у нас. Запишите отгадки в тетрадь с делением их на слоги:


В серой шубке меховой Он по рабочему одет-

И в морозы он герой Удобно, просто и ловко.

Скачет, на лету резвится, На нём малиновый берет

Не орёл, а всё же птица И пёстрая спецовка.

(во-ро-бей) (дя-тел)


Окраской – сероватая, Бела, как снег,

Повадкой - вороватая, Зелена, как лук,

Крикунья хрипловатая- Черна, как жук,

Известная персона. Поёт, как бес,

Кто она? (во-ро-на) Повёртка в лес. (со-ро-ка)


Урок №21 Тема: «Ударение»

Минутка чистописания

-Какие города вы знаете?

-В каких городах бывали?

-Как надо писать название городов?

-Сделайте звуко-буквенный анализ слова Георгиевск

-Что вы можете рассказать о своём родном городе?

Дополнительный материал: город Георгиевск основан как крепость в 1777 году. Назван в честь святого Георгия. Расположен на равнине при впадении реки Подкумок в Куму. В прошлом известен своими богатыми ярмарками. Сегодня население составляет около 62 тысяч человек. (Пишут буквы, слоги, слова с Г, г)


Урок №28 Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме ь знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я»

- Спишите, подчеркните двумя чертами буквы, обозначающие мягкость согласных, а мягкие согласные одной чертой.

«Минеральная вода – одно из самых древних средств лечения. На Кавказских Минеральных Водах 130 источников минеральных вод 12 видов. В десятках санаториев лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервную систему и другие заболевания».


Урок №33 Тема: «Ударные и безударные гласные»

- Списать предложения, подчеркнуть безударные гласные.

«Ставропольский край посетили многие известные люди России. А.С. Пушкин очень любил бродить по горам, любовался окружавшей природой и писал стихи».


Урок №40 Тема: «Контрольное списывание»

Постановка темы и цели урока. Чтение стихов Ивана Кашпурова «Гуси», «Парикмахерская», «Про арбузы».

-Понравились вам стихи? Чем?

Дополнительный материал: Иван Кашпуров (1926-1997) родился в селе Калиновском на Ставрополье. Наиболее известные его сборники «Степные флейты», «Певучие травы», «Васина осень».

Задать вопросы к стихотворению «Гуси»:

-Какое слово повторяется в каждой части стихотворения?

-Что означает выражение «идти гуськом»?

-В чём упрекают гусыни своего гусака?

-Спишите отрывок из стихотворения:

Рано утром босиком

по росе студёной

гуси топают гуськом

к речке полусонной.

Впереди –

большой гусак,

у него широкий шаг.

Ну а следом, семеня,

семь гусынь – его семья.


Урок №45 Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Комментируемое письмо.

Орловский рысак.

Есть под Москвой конный завод. Двести лет назад здесь вывели орловскую лошадь. Красив и вынослив он! У него лёгкий бег. Шерсть блестит на солнышке. У этого коня добрый нрав. Один взгляд на его мощный вид вызывает восхищение.

- Подчеркните парные согласные на конце слова.

- Подберите к ним проверочные слова.

Экскурсия в историю. Город Ставрополь был основан в 1977 году как один из крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии. Первыми здесь стали селиться отставные солдаты и казаки. За казаками и солдатами потянулись крестьяне. Первыми переселенцами в нашем крае стали крестьяне Курской и Орловской губернии. Значит и в нашем крае живут потомки орловской земли, подарившие миру удивительную породу лошадей.


Урок №48 Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных»

Выборочный диктант.

- Записать слова с парными согласными на конце.

Десять лет теплом согретых,

В зной и в пору летних гроз,

Ввысь - по десять сантиметров,

Вглубь – по метру за год рос. (дуб)


Друг – твоё зеркало (черкесская поговорка).

Восхвалять себя – напрасный труд (карачаевская).

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? Взяты они из фольклора народов Кавказа.


Урок №60 Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание гласных после шипящих»

-Из данных слов составить и записать предложения:

в, Георгиевске, Люба, живёт.

В, бабушка, Вера, а, селе, Краснокумском.

часто, помогает, летом, Люба, у бабушки, ей, гостит, и.

- Знакомы ли вам названия населённых пунктов?

- Что вы можете о них рассказать?

- Прочитайте полученные предложения.

- Найдите и подчеркните одной чертой слова с гласными после шипящих.



Урок №81 Тема: «Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»

- Записать слова в алфавитном порядке города Ставропольского края: (Ставрополь, Георгиевск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минеральные Воды)

- Записать в алфавитном порядке фамилии известных людей, бывавших в нашем крае:

( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, Ф. И. Шаляпин, А.П. Чехов, И. Е. Репин, В.М. Васнецов, А И. Куприн).


Урок №83 Тема: «Заглавная буква в географических названиях»

-- Найти на карте и записать название пяти рек, протекающих на территории края.

- С помощью карты записать названия пяти городов- «соседей».

Справка. На территории Ставропольского края имеются как малые, так и большие реки. Малые реки летом сильно мелеют, а зимой замерзают на 1-2 месяца: Сухая Буйвола, Сухой Карамык, Сухая Падина. Реки предгорий стремительны и многоводны, так как питаются от таяния снегов и ледников Большого Кавказа. Много рек на востоке и севере края. Самые большие из них: Кубань, Кума, Терек.


Урок №95 Тема: «Обобщение знаний о глаголе»

- Списать текст. Подчеркнуть глаголы.

«Оглянулся Илюша, удивился: и вправду вокруг всё живое. Пошёл спать, а перед тем, как голову на подушку положить , погладил её и сказал: «Покажи мне цветной сон, ладно? Ты же можешь? Ты ведь у меня не простая, а волшебная». Подушка только ухнула в ответ, когда он уронил на неё голову. А ночью снилось ему море и солнце, и белый пароход с обезьяной на палубе».

- Мы прочитали отрывок из рассказа «За ужином», который написала Галина Николаевна Пухальская и поместила в сборнике «Бабушкины сказки». Писательница родилась в Пятигорске в 1944 году. Первые стихи были напечатаны в «Пятигорской правде», когда автору было лишь 12 лет. Ею написан сборник стихов «Мой сладкий плен», книга для детей и взрослых «Театр: время перемен», «Серебряная дудочка».


Урок №103 Тема: «Упражнение в написании имён прилагательных»

На доске записан текст.

«На Ставрополье чёрный дрозд многочисленная и распространённая птица. Населяет леса, сады, парки. Выводит птенцов в шумных городах. Самец угольно-чёрный с жёлтым клювом, самка тёмно-бурая со слегка беловатым горлом, клюв у неё бурый. У птенцов грудь и брюшко имеют пятнистую окраску».

- О какой птице мы прочитали?

- Что мы о ней узнали?

- Первой группе учащихся выписать из текста прилагательные. Второй группе выписать словосочетания с прилагательными.


- Вспомните, какие овощные культуры выращивают в нашем крае. ( На доске вывешиваются картинки овощей: огурец, помидор, свёкла, редиска ) Подберите прилагательные близкие и противоположные по смыслу.


Урок №108 Тема: «Употребление предлогов в речи»


-Изменить слова село Краснокумское с помощью предлогов: в, у, к, по, возле, от, о.

- Что вы можете рассказать о своём родном селе?



Используемая литература:

А.В. Дронов «Родные просторы» - учебное пособие для учащихся начальной школы, 2001г.

Ю.М. Последов «фауна Ставрополья» - книга для чтения, 2005г.

А.И. Кругов, С.А. Кругова «Страницы истории края» - учебное пособие для учащихся начальной школы, 2002г.

Н. И. Бутенко, И.А.Шаповлова «Литература Ставрополья» - учебник для начальной школы, 2000г.

М.А.Якунин, М.И.Федькин «Георгиевск» - историко-краеведческий очерк, 1977г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Региональный компонент на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Голосова Надежда Викторовна

Дата: 11.05.2025

Номер свидетельства: 669558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykapotiemiebolshaiabukvavimienakhsobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "286993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454423518"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Региональный аспект на уроках русского языка в начальной школе. 2 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "rieghional-nyi-aspiekt-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "187091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426452250"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Региональный компонент в начальной школе"" "
    ["seo_title"] => string(46) "rieghional-nyi-komponient-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "219475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434206236"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-shkola-rossii-3"
    ["file_id"] => string(6) "219845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434385854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства