Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроках русского языка в начальной школе»
Использование регионального компонента на уроках русского языка
во 2-х классах
(Ставропольский край, с.Краснокумское)
Урок №2 Тема: «Понятие о тексте. Главные члены предложения»
Актуализация знаний и постановка темы урока.
На доске записано слово озеро.
-Что вы можете рассказать об этом слове? (3 слога, 5 букв, 5 звуков, сущ. ср. рода, есть проверяемая безударная гласная и др.)
- Придумайте предложение со словом озеро. Докажите, что это предложение.
На доске открывается текст. Дети читают его.
«В недрах горы Машук в Пятигорске на глубине 40 метров образовалось подземное озеро – Провал. Вода в нём имеет сине-зелёный цвет и содержит сероводород. Учёные предполагают, что озеро возникло в результате образования трещины при землетрясении, а затем – размыва горных пород, просачивающейся водой».
- Почему предложения, записанные на доске, мы называем текстом?
- О каком удивительном озере вы узнали? Где оно находится? А кто из вас бывал на Провале?
«Ни поспать ему, ни пройти: луг обнажился, срезанная трава в лугах вянет, сохнет. Подумайте сами: целую неделю косят траву, у самого уха свистит преострая коса. Ёж был явно не в духе».
- Можно ли эту запись назвать текстом? Почему не совсем? А что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? К какому виду текста он будет относиться?
- А взят этот текст из рассказа «Когда ёж не в духе», написал который наш Георгиевский писатель М.В.Усов (1905-1990г). Долгое время он был главным редактором Ставропольского краевого радиовещания. Наиболее известные произведения «Погляди вокруг», «Под солнцем и ветром» и другие.
Урок №7 Тема: «Составление рассказа-миниатюры на тему «Осень»
После сообщения темы урока, знакомства и беседы по картине И.И. Левитана «Золотая осень», чтение отрывков из стихотворений М. Лермонтова, И.Бунина, А.С. Пушкина, К. Бальмонта дети с доски читают текст:
«На Ставропольской возвышенности на Кавказских Минеральных Водах осень начинается с середины сентября, а на остальной территории края немного позже. Особенно чарует в это время Ставрополь. Он наполняется ароматом золотистых дней осени. Слегка желтеющая зелень, тёплые солнечные дни и тихие, полные нежного великолепия вечера».
Урок №14 Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»
Словарная работа
Большинство загадок, так же как и пословиц, поговорок придумал народ. А мы сегодня с вами отгадаем загадки, которые создал известный Ставропольский писатель Александр Ефимович Екимцев и поместил их в своей книге «Хоровод загадок, хоровод вопросов»
«Сыт бывает только летом «От охотников спасаясь,
В дни, когда малину рвёт, Так я мчусь в знакомый лог:
А полгода без обедов Ноги задние бросаю
И без завтраков живёт» (медведь) Впереди передних ног» (заяц)
«Ставят школьникам отметки,
А вот мне не ставят зря:
Говорить учусь я в клетке,
Не имея словаря» (попугай)
Урок №17 Тема: «Обучающее изложение «Этажи в лесу»
(по М. Пришвину)
Из книги Ю.М. Последова «Фауна Ставрополья» показать иллюстрации птиц, живущих в нашем крае с.22-82 (выборочно) и рассказать о дятле: «Зелёный дятел появился на Кавминводах лет 30 назад. Его часто можно встретить в городских парках, на горах Машук, Бештау. Он очень наряден. Питается муравьями, гнездится в дуплах, которые выдалбливает в гнилых старых деревьях».
Урок №19 Тема: «Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги»
Словарная работа
-Отгадайте загадки о птицах, которые зимуют у нас. Запишите отгадки в тетрадь с делением их на слоги:
В серой шубке меховой Он по рабочему одет-
И в морозы он герой Удобно, просто и ловко.
Скачет, на лету резвится, На нём малиновый берет
Не орёл, а всё же птица И пёстрая спецовка.
(во-ро-бей) (дя-тел)
Окраской – сероватая, Бела, как снег,
Повадкой - вороватая, Зелена, как лук,
Крикунья хрипловатая- Черна, как жук,
Известная персона. Поёт, как бес,
Кто она? (во-ро-на) Повёртка в лес. (со-ро-ка)
Урок №21 Тема: «Ударение»
Минутка чистописания
-Какие города вы знаете?
-В каких городах бывали?
-Как надо писать название городов?
-Сделайте звуко-буквенный анализ слова Георгиевск
-Что вы можете рассказать о своём родном городе?
Дополнительный материал: город Георгиевск основан как крепость в 1777 году. Назван в честь святого Георгия. Расположен на равнине при впадении реки Подкумок в Куму. В прошлом известен своими богатыми ярмарками. Сегодня население составляет около 62 тысяч человек. (Пишут буквы, слоги, слова с Г, г)
Урок №28 Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме ь знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я»
- Спишите, подчеркните двумя чертами буквы, обозначающие мягкость согласных, а мягкие согласные одной чертой.
«Минеральная вода – одно из самых древних средств лечения. На Кавказских Минеральных Водах 130 источников минеральных вод 12 видов. В десятках санаториев лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервную систему и другие заболевания».
«Ставропольский край посетили многие известные люди России. А.С. Пушкин очень любил бродить по горам, любовался окружавшей природой и писал стихи».
Урок №40 Тема: «Контрольное списывание»
Постановка темы и цели урока. Чтение стихов Ивана Кашпурова «Гуси», «Парикмахерская», «Про арбузы».
-Понравились вам стихи? Чем?
Дополнительный материал: Иван Кашпуров (1926-1997) родился в селе Калиновском на Ставрополье. Наиболее известные его сборники «Степные флейты», «Певучие травы», «Васина осень».
Задать вопросы к стихотворению «Гуси»:
-Какое слово повторяется в каждой части стихотворения?
-Что означает выражение «идти гуськом»?
-В чём упрекают гусыни своего гусака?
-Спишите отрывок из стихотворения:
Рано утром босиком
по росе студёной
гуси топают гуськом
к речке полусонной.
Впереди –
большой гусак,
у него широкий шаг.
Ну а следом, семеня,
семь гусынь – его семья.
Урок №45 Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Комментируемое письмо.
Орловский рысак.
Есть под Москвой конный завод. Двести лет назад здесь вывели орловскую лошадь. Красив и вынослив он! У него лёгкий бег. Шерсть блестит на солнышке. У этого коня добрый нрав. Один взгляд на его мощный вид вызывает восхищение.
- Подчеркните парные согласные на конце слова.
- Подберите к ним проверочные слова.
Экскурсия в историю. Город Ставрополь был основан в 1977 году как один из крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии. Первыми здесь стали селиться отставные солдаты и казаки. За казаками и солдатами потянулись крестьяне. Первыми переселенцами в нашем крае стали крестьяне Курской и Орловской губернии. Значит и в нашем крае живут потомки орловской земли, подарившие миру удивительную породу лошадей.
Урок №48 Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных»
Выборочный диктант.
- Записать слова с парными согласными на конце.
Десять лет теплом согретых,
В зной и в пору летних гроз,
Ввысь - по десять сантиметров,
Вглубь – по метру за год рос. (дуб)
Друг – твоё зеркало (черкесская поговорка).
Восхвалять себя – напрасный труд (карачаевская).
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? Взяты они из фольклора народов Кавказа.
Урок №60 Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание гласных после шипящих»
-Из данных слов составить и записать предложения:
в, Георгиевске, Люба, живёт.
В, бабушка, Вера, а, селе, Краснокумском.
часто, помогает, летом, Люба, у бабушки, ей, гостит, и.
- Знакомы ли вам названия населённых пунктов?
- Что вы можете о них рассказать?
- Прочитайте полученные предложения.
- Найдите и подчеркните одной чертой слова с гласными после шипящих.
Урок №81 Тема: «Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»
- Записать слова в алфавитном порядке города Ставропольского края: (Ставрополь, Георгиевск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минеральные Воды)
- Записать в алфавитном порядке фамилии известных людей, бывавших в нашем крае:
( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, Ф. И. Шаляпин, А.П. Чехов, И. Е. Репин, В.М. Васнецов, А И. Куприн).
Урок №83 Тема: «Заглавная буква в географических названиях»
-- Найти на карте и записать название пяти рек, протекающих на территории края.
- С помощью карты записать названия пяти городов- «соседей».
Справка. На территории Ставропольского края имеются как малые, так и большие реки. Малые реки летом сильно мелеют, а зимой замерзают на 1-2 месяца: Сухая Буйвола, Сухой Карамык, Сухая Падина. Реки предгорий стремительны и многоводны, так как питаются от таяния снегов и ледников Большого Кавказа. Много рек на востоке и севере края. Самые большие из них: Кубань, Кума, Терек.
Урок №95 Тема: «Обобщение знаний о глаголе»
- Списать текст. Подчеркнуть глаголы.
«Оглянулся Илюша, удивился: и вправду вокруг всё живое. Пошёл спать, а перед тем, как голову на подушку положить , погладил её и сказал: «Покажи мне цветной сон, ладно? Ты же можешь? Ты ведь у меня не простая, а волшебная». Подушка только ухнула в ответ, когда он уронил на неё голову. А ночью снилось ему море и солнце, и белый пароход с обезьяной на палубе».
- Мы прочитали отрывок из рассказа «За ужином», который написала Галина Николаевна Пухальская и поместила в сборнике «Бабушкины сказки». Писательница родилась в Пятигорске в 1944 году. Первые стихи были напечатаны в «Пятигорской правде», когда автору было лишь 12 лет. Ею написан сборник стихов «Мой сладкий плен», книга для детей и взрослых «Театр: время перемен», «Серебряная дудочка».
Урок №103 Тема: «Упражнение в написании имён прилагательных»
На доске записан текст.
«На Ставрополье чёрный дрозд многочисленная и распространённая птица. Населяет леса, сады, парки. Выводит птенцов в шумных городах. Самец угольно-чёрный с жёлтым клювом, самка тёмно-бурая со слегка беловатым горлом, клюв у неё бурый. У птенцов грудь и брюшко имеют пятнистую окраску».
- О какой птице мы прочитали?
- Что мы о ней узнали?
- Первой группе учащихся выписать из текста прилагательные. Второй группе выписать словосочетания с прилагательными.
- Вспомните, какие овощные культуры выращивают в нашем крае. ( На доске вывешиваются картинки овощей: огурец, помидор, свёкла, редиска ) Подберите прилагательные близкие и противоположные по смыслу.
Урок №108 Тема: «Употребление предлогов в речи»
-Изменить словасело Краснокумское с помощью предлогов: в, у, к, по, возле, от, о.
- Что вы можете рассказать о своём родном селе?
Используемая литература:
А.В. Дронов «Родные просторы» - учебное пособие для учащихся начальной школы, 2001г.
Ю.М. Последов «фауна Ставрополья» - книга для чтения, 2005г.
А.И. Кругов, С.А. Кругова «Страницы истории края» - учебное пособие для учащихся начальной школы, 2002г.
Н. И. Бутенко, И.А.Шаповлова «Литература Ставрополья» - учебник для начальной школы, 2000г.