kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Региональный аспект на уроках русского языка в начальной школе. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Прежде всего, надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Региональный аспект на уроках русского языка в начальной школе. 2 класс »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

пгт КОЖВА г ПЕЧОРА РЕСПУБЛИКА КОМИ



Региональный аспект

на уроках русского языка

в начальной школе.

2 класс


Из опыта работы

учителя начальных классов Жучковой Ю. В.









пгт Кожва

2014

Содержание НРК по русскому языку во 2 классе.

№ урока

Тема урока

Региональный компонент

Дидактический материал

3.2.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Составление предложений о природе Республики Коми.

- Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль.)

- Как на письме оформляется предложение? (Первое слово пишем с большой буквы, в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.)

- Когда ставим точку в конце предложения? (Когда спокойно сообщаем о чем-либо.)

- О чем говорит вопросительный знак в конце предложения? (В предложении о чем-то спрашивается.)

- Как читаем предложения, в конце которых стоит восклицательный знак? (С сильным чувством (с радостью, огорчением, страхом и т.д.).)

- Составьте из слов, записанных на доске, предложения. В конце предложений поставьте необходимый знак препинания.

Республики не правда ли природа разнообразна Коми

лесов республика край это Коми

грибами северный лекарственными богат ягодами и лес растениями

природа хороша края Коми

( Вот, что должно получиться.

Не правда ли разнообразна природа Республики Коми?

Коми республика – это край лесов.

Богат северный лес грибами, ягодами и лекарственными растениями.

Хороша природа Коми края!)

3.3.

Составление из слов предложений. Словарный диктант.

Восстановление деформированного текста «Республика, в которой я живу».

- Прочитайте предложения. Составьте и озаглавьте текст.

Парма – так называют свой лес северяне. Издавна на Севере, в суровом холодном крае живёт коми народ. Много стихов, песен сочинили поэты и композиторы о красоте и богатстве нашей республики. Богат наш край лесом. Леса богаты зверем, птицей, грибами и ягодами, а водоёмы – различной рыбой.

( Вот, что должно получиться.

Издавна на Севере, в суровом холодном крае живёт коми народ. Богат наш край лесом. Парма – так называют свой лес северяне. Леса богаты зверем, птицей, грибами и ягодами, а водоёмы – различной рыбой. Много стихов, песен сочинили поэты и композиторы о красоте и богатстве нашей республики.)

Источник: «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем». Часть II. Сыктывкар,1993.

3.4.

Главные члены предложения.

Разгадывание коми загадок.

- Отгадайте коми народные загадки. Запишите отгадки.

1.По утрам не на коне

Приезжает гость ко мне...

Вечером за горизонт

Убегает - клонит в сон...

Золотой, с приходом дня,

Будит раньше всех меня!

(Солнышко)

2. А я тружусь и днем и ночью,

Не пью, не ем, не лягу спать...

Но если время хочешь знать,

Спроси меня – отвечу точно!

(Часы)

3.Как кузнечик, на опушке

Скачет маленький комочек...

Страшно – прижимает ушки.

Хвостик куцый, что грибочек...

(Заяц)

4. Дождь за горизонт скатился,

А на небе появился,

Выпив влагу с облаков,

Дивный обруч в семь цветов.

(Радуга)

5. Жгуч и горек мой пучок,

Но во мне огромный прок!

Кто укусит – тот заплачет,

Вот такая незадача!

(Лук)

6. Косолапы ножки - в тепленьких сапожках...

По лесу шагаю, всех вокруг пугаю...

Как оскалюсь, зарычу - очень грозен, не шучу!

Мед с вареньем я люблю, а зимой в берлоге сплю... Кто это?

(Медведь)


7. Лесная избушка стоит на опушке.

Ни окошек, ни дверей,

И полно народу в ней...

Но всяк жилец избушки той

За прочих встать готов горой...

(Муравейник)


8. Меня вы очень-очень ждали,

Но только тучки собрались,

Вы тут же прятаться взялись

И от меня сбежали.

(Дождь)


- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните в нём главные члены предложения.

Источник: http://gamevil.ru/index.php/zagadki-mira/komi-zagadki


3.5.

Второстепенные члены предложения.

Составление текста на тему: «Уборка урожая в Республике Коми».

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? ( осенью)

- Давайте вспомним, что происходит осенью в природе? (Становится холоднее, листья меняют свою окраску и опадают, птицы улетают на юг и т.д.)

- Какие работы производят люди в садах и огородах с наступлением осени? (Собирают урожай.)

- Осень щедра на подарки. Кроме красоты природы, она одаривает людей урожаем овощей и фруктов.

- Когда у нас в республике начинают собирать урожай? (в конце лета – начале осени)

- Почему? (Мы живем на крайнем севере, поэтому у нас холодает намного быстрее, чем в других регионах России.)

- Какие овощи собирают в наших краях?

- Во всех ли районах республики люди собирают одинаковый урожай? Отчего это зависит? (Чем южнее, тем богаче и разнообразнее урожай.)

- Наши далёкие предки встречали новый год не зимой, а осенью – в период сбора урожая. Это было радостное время, когда после долгих трудов люди видели результаты своих усилий. Полные погреба со свеклой, морковью и картошкой, сено для скотины. Именно осенью можно было по-настоящему оценить богатство природы, щедрость родной земли. Люди праздновали завершение трудового года, благодарили землю за ее дары. Ведь скоро придет суровая зима.

- Именно потому в народе бытовали разные поговорки. Прочитайте их, объясните смысл.

«Осень – запасиха, зима - подбериха», «Придет осень, за все спросит», «Осенью и воробей богат».

- А теперь попробуйте в парах составить рассказ на тему: «Уборка урожая в Республике Коми».

(Дети составляют текст в парах.)

Источник: http://detkam.e-papa.ru/pogovorki/24/

3.11.

Закрепление изученного материала по теме: «Предложение».

Работа над деформированным текстом «Зажигаются огни моей Печоры».

- Прочитайте предложения. Составьте и озаглавьте текст.

Это судоходная река, по ней ходят баржи, теплоходы и катера. Печора – самая большая река в нашем крае. Величава она в любое время года. Любуются люди Печорой, слагают о ней песни. Богата Печора разнообразной рыбой. Ласково нашу северную речку называют матушкой, кормилицей.

( Вот, что должно получиться.

Печора – самая большая река в нашем крае. Это судоходная река, по ней ходят баржи, теплоходы и катера. Богата Печора разнообразной рыбой. Ласково нашу северную речку называют матушкой, кормилицей. Любуются люди Печорой, слагают о ней песни. Величава она в любое время года. )

Источник: М.С. Пыстин «Печора», 2-е изд. – Сыктывкар: Коми кн.изд-во,1979.

5.3.

Русский алфавит, или Азбука. Словарный диктант.

Рассматривание коми букв – сравнение графического изображения коми и русских букв.

- Почему мы изучаем русский алфавит? (мы пишем, читаем и говорим на русском языке)

Русский язык – это язык нашей большой родины России.

- А что является нашей малой родиной? (Республика Коми)

- Чем отличается коми язык от русского? (звучанием, произношением, написанием)

- Как называется алфавит в коми языке? (анбур)

- Первая коми азбука названа по первым буквам алфавита – ан (а) и бур (б) – «Анбур». Она была создана в конце XIV века Стефаном Пермским.


- Древняя коми азбука просуществовала до XVII века.

Современный коми литературный алфавит был введен в 1938 году.

В его составе 33 буквы русского алфавита и 5 знаков для специфических звуков коми языка – Ö, Дж, Дз, ¡, Тш (всего 38 букв).

26 апреля – день памяти святого Стефана Пермского празднуется в Республике Коми как День Древнепермской письменности.

Источник: http://www.elupuu.org/index.php?id=495

http://ru.wikipedia.org/wiki/Письменность_коми

5.15.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Работа над коми пословицами и поговорками.

Прочитайте коми народные пословицы и поговорки. Выпишите из них слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Обозначьте ударение в записанных словах.

Медведя все знают, медведь никого не знает.

Заяц по своей тропе ходит.

Осенью и сорока, и ворона сыты.

Как ни хорошо, а всё не дома.

Из-за красивой землянички земле не раз поклонишься.

На усердную работу и смотреть приятно.

Своя родина – мать родная.

Жизнь в лесу без собаки – не жизнь.

Источник: Литературное чтение. 1-4 классы. Учебник для изучающих коми язык как неродной / Н.Н. Токарева. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013.

5.23.

Сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси».


- Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там вдали виднеется лес, а из него выходят… Послушайте и подумайте. Кто наши герои?

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый… (Лось)

Источник: http://festival.1september.ru/articles/638769/



- Что вы знаете о лосях?

- Лось или «йора», «лола», как зовёт его коми народ, - самое крупное травоядное животное. Масса лося до 570 кг, длина тела до 300 см. Мех ломкий, длинный, темно-бурой окраски.

У самцов огромные рога образуют «лопату» (соху) с отростками, за что лося называют «сохатым». Размер рогов достигает 180 см, масса – 20-30 кг. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре – декабре и ходит без них до апреля – мая. Самки безрогие.

Коми лось распространен в лесной зоне, летом заходит в зону тундры. Питается зверь травой, листьями, молодыми побегами деревьев, кустарников, грибами, ягодами. Труднее лосям находить пищу зимой, тогда они едят хвою и кору деревьев, ищут старую засохшую траву. Им требуется много корма, поэтому в поисках еды они могут преодолевать расстояния в сотни километров.

- Давайте рассмотрим картину Алексея Степановича Степанова «Лоси». (Далее идет работа по картине)

Источник: http://tomovl.ru/fishingline5.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%81%D1%8C

5.34.

Сочинение по плану на тему: «Белочка».


I.Рассматривание картинки с изображением белки, беседа, определение темы, озаглавливание.

- Послушайте загадку и отгадайте, о каком животном идет речь.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Источник: «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем». Часть II. Сыктывкар,1993.

- Про кого будем составлять рассказ? Как озаглавим?

(Записываем название текста.)

II.Обсуждение структуры сочинения.

1 часть – вступление.

2 часть – основная.

3 часть – заключительная.

III.Составление текста по плану, вопросам, которые записаны на доске, запись опорных слов, лексическая и орфографическая работа.

1 часть.

- Водятся ли в наших лесах белки?

- Кому из вас приходилось видеть белочку?

- Посмотрите на картинки и подумайте, как можно заменить слово «белочка» в рассказе? (Белка, она, красавица, шалунья.)

- Белка какое животное – дикое или домашнее? (дикое)

- Где ее можно встретить? (в лесу, в парке)

- Где она живет? (в дупле на дереве)

- Дупло – это жилище белки, ее дом.

2 часть.

- Давайте опишем внешний вид белки.

- Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть густая, рыжего цвета; грудка и живот белые)

- Какая голова у белки? (голова у нее маленькая)

- Какие глаза? (глаза большие, красивые)

- Что можно сказать об ушах и хвосте? (уши и хвост стоят торчком; на ушах черные кисточки; хвост чудесный, пушистый)

- Чем питается белка? (Питается грибами, орехами, ягодами, желудями)

- Запасает ли белка летом корм на зиму?

3 часть.

- Какой характер у белочки? (веселый, задорный, игривый)

- Нравится ли она вам?

IV.Запись текста.

Учащиеся пользуются планом, вопросами и опорными словами, которые записаны на доске.

План:

1.Главная мысль.

2.Внешний вид.

3.Особенности.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/310465/

6.9.

Заглавная буква в географических названиях.

Географические названия Республики Коми.

- Послушайте произведения коми писателей и поэтов. Запишите в тетрадь географические названия Республики Коми. (Один ученик записывает на закрытой доске.)


В лесах Республики Коми круглый год идет заготовка древесины. По Печоре, Вычегде, Сысоле, Мезени, Выми с весны до поздней осени плывёт лес.

(И.Коданёв «Здравствуй, Парма!»)


Не узнаешь Сыктывкара,

Как он вырос – чудеса!

На местах домишек старых

Новых зданий корпуса.

(П. Образцов.)

Кругом леса, леса, леса…

Среди лесов – река Уса.

Деревья – длинные усы –

Растут на берегах Усы.

И день и ночь Уса-река

Жур-жур струя,

Звень-звень река:

«Бегу, бегу с Уральских гор

Преградам всем наперекор».

(А.Журавлёв «Река Уса».)

Михаил Васильевич приехал в отпуск. Обошли мы с ним весь Сыктывкар , побывали в парке, на речном вокзале. Разговорам не было конца.

(И.Коданёв «Друзья детства».)

Своя пора

На каждой широте,

И тот, кто в Коми жил,

Тот знает это:

Когда метель

Буянит в Воркуте,

В Ухте – весна,

А в Летке – просто лето.

(А.Ванеев «Времена года».)

- Какие еще географические названия нашей республики вы знаете?

- С какой буквы записали данные слова? (Проверяют с тем, что записал на доске ученик.)

Источник: Литературное чтение. 1-4 классы. Учебник для изучающих коми язык как неродной / Н.Н. Токарева. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013.

«Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем». Часть II. Сыктывкар,1993.

6.11.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Выборочный диктант с использованием стихотворений печорского поэта Ю.Полякова.

- Послушайте отрывки из стихотворений печорского поэта Юрия Полякова. Запишите через запятую имена собственные. (Один ученик записывает на закрытой доске.)


Лаял на крылечке пёсик –

Куцый хвостик, черный носик.

Предлагал с ним поиграть,

Мяч футбольный погонять.

Я сказал ему: «Дружок, через

Час мне на урок..»

(«Первоклашка»)

Доброе солнышко,

После зари

Больше тепла всем

И неги дари.

Только, пожалуйста,

Пусть у Илюшки

Не появляются больше

Веснушки…

(«Доброе солнышко»)

Без тебя Печора наша

Как без масла щи и каша…

(«ДМШ»)

У козленка Тишки

Вместо рожек – шишки.

Через годик или два

Будут грозные рога…

(«Малыши»)

Источник: Поляков Ю.К. «Доброе солнышко»: Стихи для детей. – Печора: «Печорское время», 2008.


Мало летом ночами

Я сплю,

Потому что вполне

Высыпаюсь.

Бодро утром встречаю

Зарю

И, как Пушкин, стихом

Озаряюсь.

(«Озарение»)

Прохладой утренней росы

Пронизаны луга России.

Благоухают травы и цветы,

Которых нет нигде красивей.

(«Горожанин»)

Источник: Поляков Ю.К. «Лицо Земли»: Стихи. – Печора: «Печорское время», 2005.


Он намного ниже шкафа.

В джунглях Африки живет.

Это родственник жирафа.

А верней – наоборот.

(«О жирафах»)

- С какой буквы записали имена собственные? (Проверяют с тем, что записал на доске ученик.)

- Запишите ещё пару слов на тоже правило.

Источник: Поляков Ю.К. «Дети природы»: Стихи о животных. – Печора: «Печорское время», 2006.

6.39.

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Составление текста-описания «Туесок».

- У коми с древнейших времен было распространено богатое и многообразное народное прикладное искусство. Коми край богат лесом, и народ строил дома, украшал их резьбой. Разнообразной и красивой была резная деревянная утварь и посуда. Среди разных изделий коми особое место занимают утки-солонки, прялки, веретена. Ковши, черпаки, ложки выдалбливали из березового комля.

- ------ Большое распространение в прошлом имели плетеные сосуды из елового и ивового корня. Это корзины, лукошки, хлебницы.


- Пожалуй, самым любимым и распространенным сырьем для поделок на Севере являлась береста. Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразную утварь и посуду, рыболовные орудия, музыкальные инструменты, обувь.

- Сегодня мы поговорим о туесе. Рассмотрите изображение туеса.

- Давайте попробуем составить рассказ-описание. О чем мы можем рассказать?(Форма, материал, назначение)

- О чем мы можем рассказать, глядя на иллюстрацию? (О форме.)

- О чем нужно найти информацию? (О материале, назначении)

- Прочитайте информацию о туесе на карточках.

(Туес – бурак, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. (Толковый словарь Даля В.И.)

Туес – коробка из бересты, обычно круглая. (Толковый словарь Ушакова Д.Н.)

Туес – цилиндрический берестяной короб с плотно прилегающей крышкой. (Толковый словарь Ожегова С.И.)

Туес (другое название - бурак) – двухслойный сосуд из бересты, цилиндрической формы, со вставными деревянным донцем и тугой крышкой. В нем хранили различные жидкости, в том числе квас, молоко, сыпучие продукты, сметану, масло. Также в них собирали грибы и ягоды. Туеса украшались тиснением, ажурной резьбой, реже расписывались цветочным орнаментом. )

- Давайте опишем туесок.

- Какой формы туес? (цилиндрической)

- Что он собой представляет? (Это сосуд со вставными дном и крышкой)

- Из какого материала изготавливают туес?(Из бересты.)

- Как используют данный предмет в быту?(Используется для хранения различных продуктов, жидкостей)

- Туес поражает простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в его качествах то, что вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Это очень полезная и нужная вещь в хозяйстве.

- А сейчас разделитесь на группы и попробуйте составить текст-описание туеса.

(Работа в группах и проверка задания.)

Источник : http://mincult.rkomi.ru/page/3610/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%B5%D1%81

http://piiriniemi.livejournal.com/3134.html

http://finugor.ru/node/2945

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804115191

http://www.yugydva.komi.com/?page=folkcraft.htm

6.48.

Текст-рассуждение.

Составление текста-рассуждения на тему: «Пимы».

- Необычайно красива природа тундры. Часто её называют арктической степью, т.к. в ней мало растений и деревьев. Это обусловлено вечной мерзлотой и большой заболоченностью почвы. Несмотря на это, тундра всегда привлекала к себе людей.

- Как вы думаете, что является главным занятием жителей Севера? (Оленеводство.)

- Олень для населения тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища. Жилище строили так. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костёр – вот и дом… Такой дом назывался «чумом». Он легко разбирается, тёплый и лёгкий.

- А кто живёт в таких домах? (Оленеводы)

- Кто такие оленеводы?

- Рассмотрите, во что одет оленевод. Как вы думаете, из чего сделана его одежда, обувь?

- У народов коми, занимающихся оленеводством, были хорошо развиты обработка меха и замши. Зимы на Севере суровые и холодные, и чтобы не замёрзнуть народы, проживающие в этих регионах, шили себе одежду и обувь из меха северных оленей.

- Северная одежда – настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха или работы.

- Основным видом зимней одежды является малица (шуба без застёжек). Рассмотрим обувь оленеводов.

- Разные народы называли эту обувь по-разному: унты, торбоса, кисы, чижи и т.д.

- В нашей республике такую обувь называют пимами. Пимы – это длинные, до паха, мягкие сапоги. Для удобства они подвязывались под коленом шерстяными шнурками с кистями. Шьют национальную коми обувь из камуса оленей, тщательным образом подбирая камусы по длине ворса и цвету. Направлен ворс камуса всегда вниз, благодаря этому мокрый снег и вода стекает с меха. Подошву пришивают из щёток (шкура между копытами ног оленя). Делается это для того, чтобы снег ни прилипал к подошве, т.к. волос на щетке жесткий.

Женская меховая обувь отличалась от мужской цветом и орнаментальными композициями. Женские пимы обычно шьют из меха светлых тонов, мужские – из более тёмных.

- Как вы думаете тепло ли , удобно ходить в такой обуви? Почему?

- Чем украшают пимы? (Узорами, коми орнаментом)

Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни. Женские пимы часто украшены ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки», а пимы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке.

Для отделки мужской обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося», «мужская голова», «медвежьи ушки» и т.д.

- Обувь жители тундры очень берегут. Иногда обувь даже передаётся по наследству.

- А теперь попробуйте сами рассказать о пимах. ( Ребята составляют свои рассказы)

- Что интересного узнали о тундре?

- Как одеваются жители тундры? Почему?

- Из чего они шьют одежду и обувь?

- У кого-нибудь из вас, либо ваших родственников есть пимы?

Источник: http://samogo.net/articles.php?id=1165

http://serebryakovaa.livejournal.com/364947.html?thread=4480147

http://finugor.ru/node/2945

http://www.komi.com/folk/komi/128.htm

6.52.

Редактирование текста (восстановление деформированного повествовательного текста на тему :«Животные родного леса»).


- Прочитайте предложения и составьте текст. Озаглавьте его.

При восходе солнца на пне завтракала белка, к реке на водопой спускался лось, оставив на мху огромные следы. Рано просыпаются обитатели лесов. Знакомый стук вплетается в песню рябчиков. У просеки поднялся красавец – глухарь, взмахивая сильными крыльями, скрылся за деревьями. Это черный дятел крепким клювом бьет по сухостою, как будто колет дрова. Услышав перекличку рябчиков, останавливаешься под мохнатой ёлкой и долго слушаешь их странные песни.

( Вот, что должно получиться.

Рано просыпаются обитатели лесов. При восходе солнца на пне завтракала белка, к реке на водопой спускался лось, оставив на мху огромные следы. У просеки поднялся красавец – глухарь, взмахивая сильными крыльями, скрылся за деревьями. Услышав перекличку рябчиков, останавливаешься под мохнатой ёлкой и долго слушаешь их странные песни. Знакомый стук вплетается в песню рябчиков. Это черный дятел крепким клювом бьет по сухостою, как будто колет дрова.)

Источник: И.В. Коданёв «Родные места» : Рассказы. – Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1988.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Региональный аспект на уроках русского языка в начальной школе. 2 класс

Автор: Жучкова Юлия Валерьевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411207924"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конкурсы по информатике"
    ["seo_title"] => string(24) "konkursy-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "265484"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449946635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства