Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи младших школьников через работу с пословицами»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида№4»
Развитие связной речи младших школьников через работу с пословицами
Составитель Соловьёва С.А.
Пословицы
Введение.
« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
А.С.Пушкин
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, письма и во внеклассной работе. В данной работе даются подборки пословиц и поговорок по отдельным орфографическим и грамматическим темам.
В данной работе обобщён опыт работы с пословицами учителей.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт ученикам. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у ребят чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти пословицы, и гордость за него.
Организация работы с пословицами
и поговорками
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во – первых, по совей форме, во – вторых, по своему содержанию». Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.
В 1 – 4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию, раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
Учащиеся начальной школы заводят специальные тетради, в которых они выписывают пословицы и поговорки. Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники по чтению и письму, а также детская литература. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать открытку, раскрывающую содержание пословицы, или нарисовать свой рисунок. Наконец, написанные в тетради пословицы можно заключить в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное оформление тетради с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.
Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т.е. овладевают письмом.
Так, знакомя учащихся с буквой Ь, учитель обращает их внимание на поговорку, БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ и велит найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и даёт задание: к следующему уроку на первой странице тетради приклеить открытку или нарисовать рисунок о зиме.
На следующий день на уроке письма ученики вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие ещё пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку, МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ, в которой также есть буква Ь. Обе поговорки, учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.
Встретив пословицу в книге для чтения, или в учебнике по русскому языку, ученики рассказывают, как они понимают её смысл, разбирают и объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.
В учебниках для 1 класса мало пословиц и поговорок, поэтому учитель сам приводит пословицы на уроках письма и чтения, определяет, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. При составлении конспекта урока следует продумать, как пословицу или поговорку увязать с материалом урока. Пословицы должны быть поняты по своему содержанию ученикам 1 класса.
Работа с пословицами продолжается и во 2 классе. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении они имеются, умело использовал их в речи.
В 3 – 4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить ученикам завести тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.
Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой ученики должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Ученикам даётся задание: подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.
Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы.
Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.
В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:
3 класс:
1) времена года;
2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);
3) домашние и дикие животные;
4) книга, письмо;
5) труд;
6) о матери, об отце.
4 класс:
1) Родина, Москва;
2) дружба;
3) речь, слово;
4) знание, невежество;
5) смелость, трусость;
6) о сельском хозяйстве;
7) о пословицах, поговорках.
Работа над альбомом с пословицами очень нравится ученикам. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстраций заставляет учеников вдумываться в смысл пословиц.
Пословицы на уроках чтения
На уроках чтения ученики начальной школы овладевают навыком беглого чтения, учатся понимать смысл прочитанного. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки богаче по содержанию и интереснее по форме. Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.
подбор пословиц по темам
Начиная с 1 класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве со стихотворениями, рассказами, при изучении какой- либо темы, при обобщении или повторении изученного материала. Например, в 1 классе эту работу можно провести на уроке прощания с букварём, на котором учащиеся вспоминают пословицы и поговорки об азбуке, букваре, книге, учёбе, или на итоговом уроке по теме «Зима» (некоторые из приведённых пословиц ученики записали и выучили в классе на предыдущих уроках, но некоторые были названы впервые, ученики не только приводили пословицы по теме, но и раскрывали их смысл).
Во 2 классе тематический подбор пословиц хорошо организовать при чтении рассказов к 8 марта (ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме). При чтении произведений о домашних и диких животных, о которых народ создал также много образных и метких пословиц. Собирая такие пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни животных.
В 3,4 классе можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная Война», «Зима», «Весна».
Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учениками в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.
Выполняя такое задание, ученики, особенно в начале, допускают часто ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц. Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединённые одной темой, следует использовать тематические группы пословиц, которые есть в учебниках. Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять смысл, заключённый в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет. Ученики, ознакомившись с данными пословицами, должны определить их общую тематику и подобрать к каждой группе ещё 2-3 пословицы. В отдельных случаях при чтении рассказов, стихотворений учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику. Не обязательно все пословицы, которые приводят ученики, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить 2-3 пословицы и раскрыть их смысл.
Подбор к стихотворению или рассказу пословицу, которая бы раскрыла содержание данного произведения
Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Это делается на уроках чтения. Учитель читает ученикам рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Ученье и труд – вместе живут»; «В труде закаляются руки»; «Дело мастера боится»; «Нашла коса на камень».
Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведение. Ученики анализируют заглавие – пословицу, доказывают её связь с содержанием произведения. После этого учитель предлагает ученикам подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием.
Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения
Используя материал изучаемых произведений в 3-4 классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая пословицы в авторский текст или речь героев, придаёт языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3 классе. Например, найти, в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, затем раскрыть смысл этих изречений.
Использование пословиц при работе над сочинением
Следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать, при обучении устно составлять рассказ по пословице.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учениками к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание.
Тук, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причём следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картинки. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Например, в 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, ученики приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану составляют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.
ЗИМА
Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге спит. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз невелик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят снежную бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.
Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много – хлеба много». Хорошо зимой.
Для 3 класса рекомендуются темы, при написании которых используются пословицы и поговорки: «Наша школа»; «Моя мам» (пословицы о маме); «Школьная мастерская» (пословицы о труде); «Уборка урожая» (пословицы об уборке урожая);
Для 4 класса: «Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах); «Москва - столица»; «Наша Родина»; «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь.
Так, во 2-4 классах на уроках чтения ученики пересказывают прочитанное. Такую работу в отдельных случаях следует усложнить, предложив ученикам при пересказе прочитанного текста применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики.
Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце она начинается, и предлагает на этот вопрос ответить пословицей (декабрь год кончает, зиму начинает).
Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.
Сочинение пословиц или поговорок
Сочиняя пословицы, ученики учатся кратко, сжато выражать свои мысли.
Следует особое внимание уделить работе над словом, т.к. в начальной школе у учащихся наиболее интенсивно развивается и обогащается словарь. Пословицы для словарной работы дают богатый материал. Учитель должен обратить внимание детей на слова, вышедшие из употребления или имеющие ограниченное распространение. Если учитель не обратит внимания на такие слова, не разъяснит их значения, то ученики не так поймут или совсем не поймут смысла пословицы.
Наконец, работа над пословицами и на уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из приведённых учителем или учениками пословиц следует отбирать лучшие и записывать, объясняя написание отдельных слов.
В 4 классе в конце учебного года проводится урок, на котором подводятся итоги изучения пословиц и поговорок. К этому уроку ученики должны подготовить выставку своих работ с пословицами. Хорошо организовать выставку сборников пословиц и поговорок, которые имеются в школьной библиотеке. Отдельным учащимся даётся задание подготовить небольшие сообщения о русских пословицах других народов или на какую-либо другую тему, связанную с пословицами. Эти сообщения ученики готовят под руководством учителя или с помощью родителей. Все школьники, кроме того, повторяют пословицы и поговорки, которые им известны.
Итоговый урок чтения по изучению пословиц и поговорок.
4 класс
Учитель. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка, чтения знакомились с пословицами, заучивали их. У каждого из вас есть альбом, в котором вы записывали очень много различных пословиц и поговорок. Сегодня мы проведём итоговый урок по изучению пословиц, посмотрим, как мы знаем пословицы.
Ваши товарищи подготовили небольшие выступления о пословицах. Предоставим им слово.
Ученик. История русского народа – героическая. Поэтому так богато устное творчество русского народа.
Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Своё уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат): «Пословица – всем делам помощница»; «Пословица недаром молвится»; «Красна речь пословицей »; «Глупая речь не пословица»; «Без пословицы не проживёшь».
Учитель: ребята, а кто ещё знает пословицы, в которых говорится о пословицах?
Ученик: поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Ученик: старая пословица век не сломится. Пословица не на ветер молвится.
Ученик: пословицы многому учат нас. Они говорят как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют. «Без дела жить – только небо коптить»; «Красна птица пером, а человек умом» - эти пословицы давно были созданы, но они живут и сейчас.
Пословиц очень много. Даль, современник А.С. Пушкина, 50 лет собирал пословицы и поговорки. Вот сборник пословиц русского народа, составленный Далем (показывает сборник). Большое значение пословицам придали писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький.
Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность.
Учитель: Все вы охотно собирали, выписывали, заучивали пословицы. Лучшие альбомы с пословицами представлены на нашей выставке. (Показывает несколько альбомов, кратко характеризую их). Кто из вас расскажет, как вы собирали пословицы, какие вам особенно понравились, когда вы их вспоминали и использовали в своей речи?
Учитель вызывает 2 учеников, которые отвечают на поставленные вопросы.
Теперь ребята, проведём интересную игру. Она называется «У кого вторая часть пословицы?» Я раздам несколько карточек. На каждой написана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот сам нам её закончит. Будьте внимательны!
При игре были использованы пословицы:
Труд при ученье скуден, да плод от учения вкусен; Работай боле, тебя и помнить будут доле; Лес сечь – не жалеть плеч; Любишь кататься – люби и саночки возить; Друг до поры – то же недруг; Лучше горькая правда друга, чем лесть врага; Кто в Москве не бывал – красоты не видал; Работай до поту, так и поешь в охоту; Без дела жить – только небо коптить; Кто за всё берётся – тому ничего не даётся; не пеняй на соседа, коли спишь до обеда; Раз соврал – навек лгуном стал; Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Учитель: Теперь проверим, как вы знаете пословицы. Кто скажет, при изучении каких тем мы использовали пословицы?
Ученик: Мы приводили пословицы, когда говорили о Родине, о зиме, о весне, о труде, о дружбе.
Учитель: правильно. Кто назовёт пословицы о Родине? О временах года. (По указанию учителя ученики раскрывают смысл отдельных пословиц).
Кто из вас ещё хочет привести пословицы на какую-либо тему?
Ученик: я хочу привести пословицу о труде: Упорство и труд вместе живут. Упорство и труд всё перетрут. Упорство и труд дивные всходы дают.
Ученик: Я хочу сказать пословицы о дружбе: Дружба крепка не лестью, а правдой и честью; Плохой друг подобен тени: только его и видишь в светлый день.
Учитель: можно я расскажу пословицы о неряхах? У неряхи и непряхи нет путной рубахи; Делано наспех – сделано на смех.
Ученик: а мне нравится пословица Готовь сани летом, а телегу зимой.
Учитель: молодцы. Пословиц вы знаете много, понимаете их смысл. У нас даже времени не хватает, чтобы выслушать всех желающих привести интересную пословицу. А сейчас опять поиграем. Я буду называть вторую часть пословицы, а вы отгадывайте первую часть.
При игре были использованы пословицы:
Без труда не вынешь рыбку из пруда; Труд кормит, а лень портит; С кем поведёшься, от того и наберёшься; Кончил дело, гуляй смело; Как аукнется, так и откликнется; Всё хорошо, что хорошо кончается; Не плюй в колодец: пригодится воды напиться; Взял за гуж – не говори, что не дюж; Старый друг лучше новых двух; Семь раз примерь, один раз отрежь; Если по-русски скроен, и один в поле воин; Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Ученье – свет, а неученье – тьма; Ростом мал, да удал;
Учитель: теперь кто-нибудь из вас назовёт первую часть пословицы, а все будут отгадывать вторую часть. (ученики приводят пословицы: Сначала аз да буки, потом науки; Хоть у совести нет зубов – она может загрызть насмерть; На Руси не все караси, есть и ерши.)
Учитель подводит итог.
Пословицы на уроках русского языка
Одной из важных задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Это зависит от прочности усвоения грамматического и орфографического материала. Прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. Ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно, что воздействует не только на ум, но и на чувства.
Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекли бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, т.к. не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна ученикам.
Использование пословиц при изучении орфографии
Говоря о пословицах на уроках русского языка, следует решить вопрос о том, при изучении каких тем, при использовании каких приёмов обучения правописанию они могут быть привлечены.
Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных
На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учеников пользоваться методом подстановки. Слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.
Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применить. Например: Конец – делу венец; Кончил дело, гуляй смело, в одной из которых имеется слово с безударной гласной.