Актуализация знаний | Индивидуальная работа Раздаю учащимся карточки 1. Имена существительные склоняются, а глаголы _______________________. 2. Спряжение - это изменение глагола по лицам и ________________. 3. Определить спряжение легко, если окончание глагола ____________________. 4. Как определяется спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? _______ 5. Что именно в неопределённой форме помогает определить спряжение? ___________ 6. На какое спряжение указывает суффикс –и–? ____________________________ 7. Назовите суффиксы I спряжения. _________ - У каждого есть карточка, вам нужно заполнить в ней пробелы. - Поменяйтесь с соседом карточками. На доске вывешиваются ответы. 1. спрягаются. 2. числам. 3. ударное. 4. По неопределённой форме. 5. Суффикс перед –ть. 6. На II спряжение. 7. -а-, -я-, -е-, -о-. - Проверьте работу. Вывешиваются критерии оценивания. 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки - 3 4 и более ошибок - 2 - Оцените работу. - Поменяйтесь карточками обратно. - Кто получил оценку 5, поднимите руку. - Кто получил оценку 4, поднимите руку. - Кто получил оценку 3, поднимите руку. - Кто получил оценку 2, поднимите руку. Разбор ошибок, допущенных в тесте. - Какие ошибки допустили учащиеся, получившие оценку 4? - Какие ошибки допустили учащиеся, получившие оценку 3? - Какие ошибки допустили учащиеся, получившие оценку 2? | Выполняют задание. Проверяют работу. Оценивают работу. Меняются карточками. Учащиеся поднимают руку. Учащиеся поднимают руку. Учащиеся поднимают руку. Учащиеся поднимают руку. Учащиеся отвечают. Учащиеся отвечают. Учащиеся отвечают. | Познавательные: уметь использовать имеющиеся знания на практике; делать выводы на основе анализа объектов. |
Постановка цели урока. | Наблюдение На доске вывешены словосочетания: Они шепч…т Он стро…т Она пиш…т Ты дума…шь - Посмотрите на подчёркнутые слова. - Какой части речи эти слова? - Где находится орфограмма в словах? - Какое окончание у слов? - Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Слово «шепч…т» записываю на доске. !Если учащиеся затрудняются при ответах: - Откройте учебник на странице 83 и посмотрите на образец рассуждения. - Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенную букву? (Ставлю ударение: шепч…т) - Окончание какое? - Что нужно сделать дальше? (Ставим глагол в неопределённую форму: шепч…т (шептать, ) - Теперь проверяем: (что делать?) шептать, (что делают?) шепч…т. - Перед –ть у нас какой суффикс? (шепч…т (шептать, ) - Значит, глагол какого спряжения? (Записываю: шепч…т (шептать, I спр.). - Какую букву пишем в окончании? Работа по алгоритму (стр. 83, образец рассуждения) - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Один учащийся вызывается к доске (он может взять с собой учебник), остальные выполняют задание письменно в тетради. - Записывай слово «пиш…т». На доску вывешивается ещё 2 словосочетания: Ты кип…шь Он вед…т - Если окончание ударное то, что мы пишем? - Как мы определяем спряжение глаголов с ударным личным окончанием? - У нас осталось ещё 2 слова, давайте и в них вставим пропущенную букву. К доске вызывается другой учащийся. Работа по учебнику в парах страница 83, упражнение 256. - Посовещайтесь и устно вставьте нужные слова. Проверка (читает один из пары, а другие соглашаются или нет). Раздаю учащимся памятки. - I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное. II. Если ударное – пишу, как слышу. III. Если безударное (кроме глаголов-исключений), 1) ставлю глагол в неопределённую форму, 2) проверяю, правильно ли поставил глагол в неопределённую форму (совпадает ли вопрос к неопределённой форме с вопросом к глаголу), 3) смотрю, какой суффикс перед -ть-, 4) если -и- – глагол II спряжения, пишу в окончаниях букву -и- или –ат (-ят), 5) если не -и- – глагол I спряжения, пишу –-е- или –ут (-ют), 6) проверяю написанное: обозначаю орфограмму. | - Глагол. - В окончании. - Безударное. - Мы сегодня будем выбирать букву для написания безударного личного окончания глагола. - Поставить ударение. - Безударное. - Поставить глагол в неопределённую форму. - Не –и-. - I спряжения. - Букву –у-. Записывают дату, классная работа. Записывает слово. Пиш…т Рассуждение: Ставим ударение: пиш_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – писать. Проверяем: (что делать?) писать, (что делает?) пиш_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – пишет. Обозначаем орфограмму: пишет (писать, I спр.) Запись: Пишет (писать, I спр.) Стро…т Рассуждение: Ставим ударение: стро_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму: строить. Проверяем: (что делать?) строить, (что делает?) стро_т. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и –строит. Обозначаем орфограмму: строит (строить, II спр.) Запись: строит (строить, II спр.) Дума…шь Рассуждение: 1. Ставим ударение: дума…шь. Окончание безударное. 2. Ставим глагол в неопределённой форму – думать. 3. Проверяем: (что делать?) думать, (что делаешь?) дума…шь. 4. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. 5. Пишем е – думаешь. 6. Обозначаем орфограмму: думаешь (думать, I спр.) Запись: Думаешь (думать, I спр.) - То, что слышим. - По гласной букве в окончании. Кип…шь Рассуждение: Ставим ударение: кип…шь. Окончание ударное, значит, пишем то, что слышим - кипишь. Глагол II спр. Обозначаем орфограмму: кипишь (II спр.) Запись: Кипишь (II спр.). Вед…т Рассуждение: Ставим ударение: вед…т. Окончание ударное, значит, пишем то, что слышим - ведёт. Глагол I спр. Обозначаем орфограмму: ведёт (I спр.) Запись: ведёт (I спр.) - I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание, - ударное или безударное. II. Если ударное – пишу, как слышу. III. Если безударное, ставлю глагол в неопределённую форму, проверяю правильно ли поставил глагол в неопределённую форму (совпадает ли вопрос к неопределённой форме с вопросом к глаголу), смотрю, кокой суффикс перед –ть-, если –и- - глагол II спряжения, пишу в окончаниях букву и и –ат (-ят), если не –и- - глагол I спряжения, пишу в окончаниях букву е и –ут (-ют), обозначаю орфограмму. | Коммуникативные: 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Закрепление материала. | - Открываем страницу 84, прочитай задание к упражнению 257. Один из учеников вызывается к доске и начинает выполнять упражнение с помощью алгоритма первое выполняем вместе, а остальные самостоятельно (сопровождая выполнение с объяснением), а другие учащиеся выполняют упражнение письменно в тетради. Через 3 – 4 словосочетания вызывается другой ученик. - Раньше язык был единым для всех народов и назывался праславянским. - Давайте рассмотрим примеры слов в разных словах. Русский | Украин- Ский | Чешский | Болгар- ский | вода | вода | voda | водата | отец | отець | otec | отец | брат | брат | bratr | брат | По ходу рассказа и ответов детей на доске вывешиваю (составляю) схему. - Но потом славянские языки распались на три ветви. - А на какие именно ветви распались славянские языки вы узнаете, прочитав текст на странице 85. - На какие же ветви распался славянский язык? - А что вы знаете про эти ветви? - Какие языки входят в восточнославянский язык? - В западнославянский входят такие языки, как: чешский, польский, словацкий. - В южнославянские языки входят: болгарский, словенский. - Посмотрите примеры слов. Русский | Украин- ский | Чешский | Болгар-ский | галка | галка | галка | чавка | сентябрь | вересень | zari | септември | Один из учащихся вызывается к доске для выполнения 259 упражнения. - Прочитай задание к упражнению 259. Учащийся самостоятельно у доски выполняет задание, а остальные в тетради. Через каждые 2 – 3 слова вызывается другой учащийся. Проверка. - Прочитайте задание к упражнению 258. - Выполните задание письменно в тетради. Проверка: - Назовите глаголы I спряжения; - Назовите глаголы II спряжения. | Груст_м в разлуке Рассуждение: Ставим ударение: груст_м. Окончание ударное, значит, пишем то, что слышим - грустим. Глагол II спр. Обозначаем орфограмму: грустим (II спр.) Запись: Грустим (II спр.) в разлуке. Ребята спор_т Рассуждение: Ставим ударение: спор_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму – спорить. Проверяем: (что делать?) спорить, (что делают?) спор_т. Перед –ть – и, значит II спряжение. Пишу я – спорят. Обозначаем орфограмму: спорят (спорить, II спр.) Запись: Ребята спорят (спорить, II спр.) Брат боле_т Рассуждение: Ставим ударение: боле_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму – болеть. Проверяем: (что делать?) болеть, (что делает?) боле_т. Перед –ть – не и. значит, I спряжение. Пишем е – болеет. Обозначаем орфограмму: болеет (болеть, I спр.). Запись: Брат болеет (болеть, I спр.) Давно друж_м Рассуждение: Ставим ударение: друж_м. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму – дружить. Проверяем: (что делать?) дружить, (что делаем?) друж_м. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – дружим. Обозначаем орфограмму: дружим (дружить, II спр.) Запись: Давно дружим (дружить, II спр.) Он приход_т поздно Рассуждение: Ставим ударение: приход_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму: приходить. Проверяем: (что делать?) приходить, (что делает?) приход_т. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – приходит. Обозначаем орфограмму: приходит (приходить, II спр.) Запись: Он приходит (приходить, II спр.) поздно. Книга леж_т в портфеле Рассуждение: Ставим ударение: леж_т. Окончание ударное, значит, пишем то, что слышим - лежит. Глагол II спр. Обозначаем орфограмму: лежит (II спр.). Запись: Книга лежит (II спр.) в портфеле. Забот_мся о родителях Рассуждение: Ставим ударение: забот_мся. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму: заботиться. Проверяем: (что делать?) заботиться, (что делаем?) заботимся. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – заботимся. Обозначаем орфограмму: заботимся (заботиться, II спр.) Запись: Заботимся (заботиться, II спр.) о родителях. Слуша_те музыку Рассуждение: Ставим ударение: слуша_те. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму: слушать. Проверяем: (что делать?) слушать, (что делаете?) слуша_те. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – слушаете. Обозначаем орфограмму: слушаете (слушать, I срп.) Запись: Слушаете (слушать, I срп.) музыку. Встрет_м у школы Рассуждение: Ставим ударение: встрет_м. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму: встретить. Проверяем: (что сделать?) встретить, (что сделаем?) встрет_м. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – встретим. Обозначаем орфограмму: встретим (встретить, II спр.) Запись: Встретим (встретить, II спр.) у школы. Они люб_т читать. Рассуждение: Ставим ударение: люб_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённую форму: любить. Проверяем: (что делать?) любить, (что делают?) люб_т. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем я – любят. Обозначаем орфограмму: любят (любить, II спр.) Запись: Они любят (любить, II спр.) читать. Читают текст. - На восточнославянские языки, западнославянские языки и южнославянские языки. - Что они разветвляются на более мелкие. - Русский, украинский и белорусский. - Выпиши глаголы с пропущенной буквой в окончании. Обозначь орфограмму. Используй алгоритм. Выраста_т Рассуждение: Ставим ударение: выраста_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – вырастать. Проверяем: (что делать?) вырастать, (что делает?) выраста_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – вырастает. Обозначаем орфограмму: вырастает (вырастать, I спр.) Запись: Вырастает (вырастать, I спр.) Крепн_т Рассуждение: Ставим ударение: крепн_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – крепнуть. Проверяем: (что делать?) крепнуть, (что делает?) крепн_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – крепнет. Обозначаем орфограмму: крепнет (крепнуть, I спр.) Запись: Крепнет (крепнуть, I спр.) Поднима_т Рассуждение: Ставим ударение: поднима_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму –поднимать. Проверяем: (что делать?) поднимать, (что делает?) поднима_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – поднимает. Обозначаем орфограмму: поднимает (поднимать, I спр.) Запись: Поднимает (поднимать, I спр.) Име_т Рассуждение: Ставим ударение: име_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – иметь. Проверяем: (что делать?) иметь, (что делает?) име_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – имеет. Обозначаем орфограмму: имеет (иметь, I спр.) Запись: Имеет (иметь, I спр.) Разветвля_тся Рассуждение: Ставим ударение: разветвля_тся. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – разветвляться. Проверяем: (что делать?) разветвляться, (что делает?) разветвля_тся. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – разветвляется. Обозначаем орфограмму: разветвляется (разветвляться, I спр.) Запись: Разветвляется (разветвляться, I спр.) Один из учащихся читает задание. Выполняют задание. - Блещут, хлещут, плещешь, подымаешь. - Вопит, торопит, точишь, топишь. Блещ_т Рассуждение: Ставим ударение: блещ_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – блистать. Проверяем: (что делать?) блистать, (что делают?) блещ_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем у – блещут. Обозначаем орфограмму: блещут (блистать, I спр.) Запись: Блещут (блистать, I спр.) Хлещ_т Рассуждение: Ставим ударение: хлещ_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – хлестать. Проверяем: (что делать?) хлестать, (что делают?) хлещ_т. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем у – хлещут. Обозначаем орфограмму: хлещут (хлестать, I спр.) Запись: Хлещут (хлестать, I спр.) Воп_т Рассуждение: Ставим ударение: воп_т. Окончание ударное. Значит, пишем то, что слышим вопит. Глагол II спр. Обозначаем орфограмму: вопит (II спр.) Запись: Вопит (II спр.) Тороп_т Рассуждение: Ставим ударение: тороп_т. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – торопить. Проверяем: (что делать?) торопить, (что делает?) тороп_т. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – торопит. Обозначаем орфограмму: торопит (торопить, II спр.) Запись: Торопит (торопить, II спр.) Плещ_шь Рассуждение: Ставим ударение: плещ_шь. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – плескать. Проверяем: (что делать?) плескать, (что делаешь?)плещ_шь. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – плещешь. Обозначаем орфограмму: плещешь (плескать, I спр.) Запись: Плещешь (плескать, I спр.) Точ_шь Рассуждение: Ставим ударение: точ_шь. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – точить. Проверяем: (что делать?) точить, (что делаешь?) точ_шь. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – точишь. Обозначаем орфограмму: точишь (точить, II спр.) Запись: Точишь (точить, II спр.) Топ_шь Рассуждение: Ставим ударение: топ_шь. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – топить. Проверяем: (что делать?) топить, (что делаешь?) топ_шь. Перед –ть – и, значит, II спряжение. Пишем и – топишь. Обозначаем орфограмму: топишь (топить, II спр.) Запись: Топишь (топить, II спр.) Подыма_шь Рассуждение: Ставим ударение: подыма_шь. Окончание безударное. Ставим глагол в неопределённой форму – подымать. Проверяем: (что делать?) подымать, (что делаешь?) подыма_шь. Перед –ть – не и, значит, I спряжение. Пишем е – подымаешь. Обозначаем орфограмму: подымаешь (подымать, I спр.) Запись: Подымаешь (подымать, I спр.) | Регулятивные: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: 1. Строить логическое рассуждение. 2. Осуществлять выборочную запись. 3. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Резерв. | Карточка №1 - Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов. В скобках после каждого глагола запишите его неопределённую форму. Ласточка день начина..т (начинать), а соловей конча..т (_______________). А между ласточкой и соловьем люб..т (_____________) петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь (________________): есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т (_________________): все зна..т (____________), что скворец — пересмешник. Н. Сладков Карточка №2 - Прочитайте. Определите спряжение глаголов. Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы, в таком порядке: а) глаголы с ударными личными окончаниями; б) глаголы I спряжения с безударными окончаниями; в) глаголы II спряжения с безударными окончаниями. (Они) работа..т, стира..т, ход..т, молч..т, гуд..т, сохн..т, украша..т, плач..т, благодар..т, шепч..т, напиш..т, кос..т, зелене..т, обид..т, урч..т, лета..т, барабан..т, гор..т, терп..т, кашля..т. | -е- (начинать), -е- (кончать), -и- (любить), -и- (слышишь), -е- (удивлять), -ю- (знать). а) молчат, гудят, благодарят, урчат, горят; б) работают, стирают, сохнут, украшают, плачут, шепчут, напишут, зеленеют, летают, кашляют; в) ходят, косят, обидят, барабанят, терпят. | |