kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных процессов младших школьников с введением ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика психического развития младшего школьника направлена не столько на отбор неуспешных детей, сколько на анализ причин их неуспешности и составление программы коррекционных занятий. В этот период уже видны основные недостатки учебной деятельности ребенка, а их коррекция еще достаточно проста и может быть выполнена относительно быстро. При диагностике и составлении плана коррекционных занятий важно помнить о том, что некоторые виды задержки четко диагностируются только с поступлением ребенка в школу.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных процессов младших школьников с введением ФГОС»

Дмитриева Анна Александровна,

КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С первого января 2010 года в первых классах введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста[3, 7].

В начальной школе причины неуспеваемости часто связаны с недостаточной концентрацией внимания и низким уровнем произвольной памяти. Особенно типичны эти проблемы для импульсивных и гиперактивных детей, а также для детей с плохой непосредственной памятью, недостатки которой не компенсируются мышлением и волевой регуляцией.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

–личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

–метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

– предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира [3,7].

Таким образом, диагностика психического развития младшего школьника направлена не столько на отбор неуспешных детей, сколько на анализ причин их неуспешности и составление программы коррекционных занятий. В этот период уже видны основные недостатки учебной деятельности ребенка, а их коррекция еще достаточно проста и может быть выполнена относительно быстро. При диагностике и составлении плана коррекционных занятий важно помнить о том, что некоторые виды задержки четко диагностируются только с поступлением ребенка в школу.

В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются познавательные психические процессы, которые на этом этапе онтогенеза приобретают произвольный, осознанный и опосредованный характер. Как указывал Д. Б. Эльконин, ведущей линией психического развития младших школьников является формирование отвлеченного словесно-логического мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей и способствует развитию рефлексии. Взаимосвязь процессов восприятия, внимания и мышления в младшем школьном возрасте создает основу для развития целенаправленного и произвольного наблюдения. Младший школьный возраст называют вершиной детства.

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждение и коррекция. Коррекция – это форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков в развитии ребенка [3,316].

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Имел важные навыки речевого общения, развитую мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

Но добиться этого детям с трудностями в обучении сложно. В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непонятность требований, перегрузка учащихся заданиями, негативная оценка результатов учения. Возникают дидактическая запущенность, которая приводит к школьнойдезадаптации детей. Поэтому необходимо проводить коррективно-развивающую работу[1,84].

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей [1, 87].

При обучении детей практически всегда используется сложное сочетание нескольких метод и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта[2,187-193].

Один из методов искусства является арт-терапия–это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отношений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Один из эффективных методов – сказкотерапия. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей ивзрослых с использованием игры. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием егочувств взрослыми.

Нами была проведена коррекционная программа с детьми группы риска.

Цель коррекционной программы:

1) Коррекция познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь) младшего школьника.

2) Способствовать стабильному формированию и развитию качеств необходимых систематическому школьному обучению.

3) Помочь ребенку поверить в собственные силы.

Задачи:

1. Развитие и коррекция познавательной сферы (память, внимание, мышление, речь).

2. Формирование познавательной и учебной мотивации.

3. Развитие умений общаться, адекватно вести себя и реагировать на учебные ситуации.

В программу формирующего эксперимента легли разработки следующих авторов.

  1. На основе психодиагностики Семаго Н., Семаго М.

2) Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников по развитию мыслительных навыков (М. К. Акимова, В. Т. Козлова).

После проведения коррекционной работы направленная на формирование улучшения внимания памяти речи была проведена повторная диагностика, которая показала, что результаты детей группы риска повысились, проведенная мною программа эффективна для работы по улучшению познавательных процессов.

Результаты формирующего эксперимента позволили разработать следующие рекомендации, вот некоторые из них:

–классному руководителю в ходе урока учитывать, что практически у половины класса не полностью сформирована зрительно-моторная координация, а более трети класса – медлительные дети (действовать «напрямую», подгонять, заставлять работать быстрее бесполезно, надо ускорять результат, а не процесс: отрабатывать чтение, письмо, устный счет);

– ребят, допускающих много ошибок по невнимательности, постоянно приучать к речевым проверкам и рассуждениям;

– в процессе обучения ребят объединять память и мышление, что позволит памяти подняться на новый уровень за счет подключения смысловой обработки и структурирования информации;

– развивать произвольную речь, обогащать словарный запас ребят (активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов: памяти, восприятия, мышления, что приводит к пробуждению у ребенка интереса к учебе);

– на уроках математики обучать ребят решению задач в общем виде (с буквами, без чисел), устному счету, что способствует развитию абстрактного мышления;

– детям с высоким уровнем тревожности во избежание блокировки активности, развития невроза, торможения в развитии создавать условия, оптимизирующие процесс их школьной адаптации: доброжелательное общение, внимательное отношение, помощь, подтверждение успешности, «работа» с родителями (сохранение спокойствия, ориентация на более ласковое отношение к ребенку, обсуждение не только школьных дел, но и внешкольных, игры).

Литература

1. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология / [Т. Д. Марцинковская и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.

2. Марцинковская Т. Д. Психология развития / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 528 с.

3. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО : учебное пособие / Е. В. Славутская. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2013. – 78 с.


Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент Славутская Е.В.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие познавательных процессов младших школьников с введением ФГОС

Автор: Дмитриева Анна Александровна

Дата: 10.10.2016

Номер свидетельства: 347964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "«Исследовательская деятельность              как средство формирования   учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(157) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "108919"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403936242"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "«Исследовательская деятельность             как средство формирования  учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(159) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "108939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403947645"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(125) "razvitiie-lichnostnykh-i-sotsial-nykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136751"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства